© РИА Новости / Минобороны Турции
Сухогруз Razoni в порту Одессы. Архивное фото
О «Зерновой сделке» столько было сказано, столько копий было сломлено, сейчас почти не вспоминают. Но экспорт зерна идёт. Хотя здесь есть нюансы.
Экспорт зерновых с Украины падает. Это объясняется разными причинами. Уменьшением посевных площадей вследствие продвижения ВС РФ. Лишь одна и не главная из причин. После рекордного урожая в 2021/22 гг. подконтрольная киевскому режиму территория получила целый ряд проблем. Во всём. И, конечно, в сельскохозяйственной сфере. Подорожание химпрепаратов, удобрений приводит к снижению урожая. Отсутствие в достаточном количестве сельхозтехники. Теперь уже и нехватка работников из-за массового отъезда населения в разные уголки мира в поисках лучшей доли, да и усилия ТЦК не проходят бесследно, как и потери такого личного состава ВСУ, набранного из тружеников села. Впрочем, можно добавить ещё и стремление занизить объемы собранного урожая – как и у части самих производителей, так и «государства». Однако, при всех этих факторах, объемы производства не падают так, как объемы экспорта.
Так, по сообщениям Министерства аграрной политики и продовольствия Украины, по состоянию на 22 декабря Украина экспортировала 14,255 млн тонн зерновых и зернобобовых культур, что на 7,001 млн тонн или на 32,9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Экспорт украинской пшеницы в 2025 году – 7 млн 656 тыс. тонн, т.е. на 1,957 млн тонн или на 20,36% меньше, чем в 2024 году.
Экспорт ячменя в 2025 году – 1,223 млн тонн, т.е. на 37,8% меньше, чем в 2024 году.
Экспорт кукурузы в 2025 году – 5,127 млн тонн, т.е. на 4,224 млн тонн или на 45,17% меньше, чем в 2024 году.
Экспорт муки в 2025 году – 32,2 тыс. тонн (или в перерасчете на зерно 42,9 тыс. тонн), т.е. на 4,8 тыс. тонн или на 10,0% меньше, чем в прошлом.
Значение экспорта сельхозпродукции растёт на фоне потерь в других отраслях – в первую очередь в металлургии – когда-то важнейшем источнике валютных поступлений в страну.
Но на снижение объемов экспорта аграрной продукции оказывает серьезное влияние и проблемы с логистикой. Причем созданные самой Украиной.
Разговоры украинских и западных деятелей о том, что «зерновая сделка» нужна исключительно для того, чтобы африканские детишки не плакали, были, как обычно, просто ложью. По воде, под видом обслуживания экспорта зерновых с Украины, на Украину поставлялись вооружения. Порты остатков Украины, сухогрузы, выходящие из них, использовались для запуска безэкипажных катеров, атаковавших российские корабли ВМФ РФ и гражданские суда, следовавшие в/из портов России.
Естественно, Россия наносит ответные удары — как обычно, Россия не стремится к эскалации, и первой такие кампании не начинает (насколько это эффективно и необходимо — вопрос дискуссионный). Но наглость и неадекватность киевского режима не оставляет вариантов.
Мало того, что киевский режим ведёт откровенно террористическую деятельность (ну, на то он и террористический режим), так ещё и хвастается своими преступлениями.
Так, два танкера теневого флота Kairos и Virat, выходившие в море под флагом Гамбии, недавно были атакованы в Чёрном море украинскими подводными дронами Sea Baby. Оба судна направлялись на загрузку в Новороссийск. Затем был атакован третий танкер Mersin, который принадлежит турецкому судовладельцу Beşiktaş Denizcilik. Но уже не в Черном море, а недалеко от столицы Сенегала – Дакаре. Этот танкер также часто заходил в российские порты. Схожие инциденты происходили с танкерами, перевозящими нефть из России, но ранее никто не брал на себя ответственность. Теперь же украинские СМИ хвастаются видеоподтверждением атак и сообщают, что за атаками стоит СБУ. Поэтому вопрос, — «А нас за шо?» — в этом случае совершенно не уместен.
Естественно, после таких атак ВКС РФ разносят портовую инфраструктуру, подконтрольную Киеву, приводят в негодность объекты энергетики, что создаёт проблемы с погрузкой, разгрузкой, хранением сельхозпродукции и не только.
При этом Зеленский вопит, что удары по портам Одесской области представляют собой «попытку России заблокировать морскую логистику Украины», и требует от международного сообщества «не молчать», предупредив, что «дальнейшая эскалация создает серьезные риски для глобальной продовольственной безопасности».
Вспомнил просроченный про продовольственную безопасность.
Кстати, и позиция Турции — нет, уже не удивляет. На атаки танкеров в своих территориальных водах руководство Турции реагирует примерно так же, как глава МАГАТЭ на атаки ВСУ по ЗАЭС — никак не могут назвать тех, кто совершает преступления! Просто никак не могут определить! Конечно, в черноморских портах Украины под раздачу попадают и коммерческие суда, принадлежащие Турции — три судна под турецким флагом были повреждены в результате атак в декабре. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 15 декабря сделал «строгие предупреждения» как России, так и Украине, заявив, что «атаки на коммерческие и гражданские суда не приносят пользы никому». Турция предложила ограниченное соглашение по безопасности в Черном море, призвав обе стороны воздержаться от атак на энергетическую инфраструктуру и обеспечить безопасность коммерческого судоходства.
Во-первых, а зачем турецким судам заходить в порты Украины? Явно это небезопасно — еще в 2022 году Украина разбросала у побережья морские мины, на которых время от времени подрываются и мирные люди на берегу, и суда в море. Во-вторых, предупреждать нужно исключительно киевский режим — хватит его покрывать, который ведёт откровенно террористическую деятельность, и это не может остаться без наказания. В-третьих, никакое «ограниченное соглашение по безопасности» банда Зеленского соблюдать не будет, доказано всем существованием этого режима. Ну и в-четвертых, турок ошибается, когда говорит, что такие атаки никому не приносят пользы — растут расценки страховых компаний (а они в основном британские… Совпадение? Не думаю…), будет расти и стоимость продовольствия. И это тоже выгодно тем, кто контролирует его производство на Украине и в других местах (может, в этом тоже причина сокрытия части урожая?).
Главный вопрос — какие последствия для населения на подконтрольных Киеву территориях? По большому счету, это уже существенно не повлияет на уровень жизни на тех территориях. Украина — не государство, а проект. Пока в нём есть потребность у Запада как средства борьбы с Россией, будут поддерживать на плаву. А судьбы людей, живущих там, Запад и ОПу Зеленского не интересуют. Не будет возможности/желания из-за твёрдой позиции России — режим рухнет, земли будут освобождены.
Единственная страна в мире, которой небезразличны судьбы украинцев, — это Россия. И с освобождением исторических земель России — Новороссии, Малороссии — у людей, живущих там, появляются перспективы на лучшее будущее для себя и своих потомков. И тогда начнется возрождение, и снова эти земли станут житницей великого государства.
Член Совета Движения «Другая Украина» Александр Дудчак