Найти в Дзене
Добрый служитель

Беседа 5.

1 глава. Велика разность между христианами и людьми этого мира. Одни, имея в себе духа мира, в сердце и в уме связаны земными узами; а другие вожделеют любви небесного Отца, Его единого имея предметом всех своих желаний.
У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; совсем иное образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей этого мира. Иное – христиане, иное –

1 глава. Велика разность между христианами и людьми этого мира. Одни, имея в себе духа мира, в сердце и в уме связаны земными узами; а другие вожделеют любви небесного Отца, Его единого имея предметом всех своих желаний.

У христиан – свой мир, свой образ жизни, и ум, и слово, и деятельность свои; совсем иное образ жизни, и ум, и слово, и деятельность у людей этого мира. Иное – христиане, иное – миролюбцы; между теми и другими расстояние великое.

Глава 4. Этим-то истинные христиане отличаются от всего человеческого рода; и как сказали мы выше, велико расстояние между христианами и прочими людьми. В силу того, что ум христиан всегда занят размышлением о небесном, в общении Святого Духа созерцают они вечные блага; потому как рождены они свыше от Бога; в самой действительности и силе сподобились стать детьми Божиими; многими и долговременными подвигами и трудами достигли постоянства, твердости, безмятежия и покоя, не рассеиваются и не волнуются уже непостоянными и суетными помыслами: и этим самым выше и лучше они мира; потому что ум их и душевное расположение пребывают в мире Христовом и в любви Духа, как и Господь, рассуждая о таковых, сказал, что перешли они «от смерти в жизнь» (Ин.5:24). Поэтому, отличие христиан состоит не во внешнем виде и не в том, что снаружи, как многие [ошибочно] думают, что в этом вся разница, и что христиане различаются между собою внешним видом и образом. Из среды христиан есть такие, которые умом уподобляются миру: у них, как и у всех прочих людей, то же колебание и неустройство помыслов, те же неверие, смятение, смущение, боязнь. Хотя могут отличаться они от мира внешней принадлежностью, однако же, в сердце и уме связаны земными узами, не приобрели сердцу своему Божьего покоя и небесного духовного мира; потому что не стали искать и не уверовали, что могут получить это от Бога.

Глава 5. Обновлением ума, умирением помыслов, любовью и небесной приверженностью ко Господу от всех людей в мире отличается новое творение – христианин. Для того было и пришествие Господне, чтобы истинно уверовавшие в Господа сподобились этих духовных благ. Христианам принадлежат и слава, и красота, и небесное непостижимое богатство, приобретаемое трудом, потом, испытаниями, многими подвигами, но не иначе, как при Божией благодати. Многим хотелось бы увидеть в живую людей, признанных идеалом в своём деле: звёзд культуры, спорта, эстрады, кино, увидеть их лица, гардеробы, машины и прекрасные их дома. Разве только живущие духовно не высоко это ценят, потому что опытно знают иную небесную и неплотскую славу, сердца их поражены иной, неописуемой красотой, имеют свою часть в ином богатстве, живут по внутреннему человеку, приобщены к иному Духу. А людям этого мира, имеющим в себе духа мира, весьма вожделенно увидеть красоту и роскошь успешных и знаменитых людей, а если увидят, то думают в себе: «вот бы и мне такого богатства и красоты»!. Так восхваляют они людей подобных себе, земных, с теми же страстями и немощами, смертных, но привлекающих их внимание временной красотой своей и временной славой.

Глава 6. Но если плотским людям столько вожделенна слава земных кумиров; то люди, на которых сошла роса Духа Божественной жизни, и поразила сердце божественной любовью к небесному Царю-Христу, тем более привязываются к красоте небесной, к несказанной славе, к нетленному благолепию, к неописуемому богатству истинного и вечного Царя-Христа. Они отдаются в плен духовного вожделения и любви, всецело стремясь ко Христу, и желают получить те несказанные блага, какие созерцают духом, и ради этого ни во что не ставят всякую на земле красоту, и успех, и славу, и благолепие, и честь, и богатство людей знатных; потому что сердца христиан ранены божественной красотой, и в души их поселилась жизнь небесного бессмертия. Поэтому и желают одной любви небесного Царя, с великим желанием Его одного имея пред взором своим, ради Него отстраняются от всякой мирской любви и удаляются от всякого земного бремени, чтобы возможно им было это одно желание иметь всегда в сердцах, и не примешивать к нему ничего иного.