Найти в Дзене
SpaceForYou

Прыжок выше головы: Китай запустил 2 многоразовые ракеты в декабре

Вести блог на космическую тематику 7 лет интересно. Наглядно можно оценить, какие из прогнозов сбылись, а какие лишь остались на уровне ожиданий. Так, сегодня можно констатировать, что космическая отрасль США сумела оправдать прогнозы и реализовать грандиозные планы, а Китай в очередной раз превзошел ожидания и прыгнул выше головы. Воистину, КНР есть чем гордиться. Вместо дутых обещаний Китай успешно развернул национальную орбитальную станцию, отправил АМС на Марс и Луну, научился строить спутники в промышленных количествах, а главное — серьезно продвинулся в ракетной технике. И это за 7 лет! В декабре этого года Китай испытал сразу две многоразовые метановые ракеты — Long March 12A и Zhuque-3. Увы, лишь частично успешно. 3 декабря коллеги из LandSpace провели запуск Zhuque-3, название которой переводится на русский язык как «Красная птица-3». Красиво, что скажешь. Эта многоразовая ракета использует задел одноразового носителя Zhuque-2, которая в 2022 году стала первым изделием на топл

Вести блог на космическую тематику 7 лет интересно. Наглядно можно оценить, какие из прогнозов сбылись, а какие лишь остались на уровне ожиданий.

Так, сегодня можно констатировать, что космическая отрасль США сумела оправдать прогнозы и реализовать грандиозные планы, а Китай в очередной раз превзошел ожидания и прыгнул выше головы.

Воистину, КНР есть чем гордиться. Вместо дутых обещаний Китай успешно развернул национальную орбитальную станцию, отправил АМС на Марс и Луну, научился строить спутники в промышленных количествах, а главное — серьезно продвинулся в ракетной технике. И это за 7 лет!

В декабре этого года Китай испытал сразу две многоразовые метановые ракеты — Long March 12A и Zhuque-3. Увы, лишь частично успешно.

3 декабря коллеги из LandSpace провели запуск Zhuque-3, название которой переводится на русский язык как «Красная птица-3». Красиво, что скажешь. Эта многоразовая ракета использует задел одноразового носителя Zhuque-2, которая в 2022 году стала первым изделием на топливной паре метан–кислород, достигшим орбиты Земли.

Zhuque-3 — достаточно изделие среднего класса. По сути, это китайский аналог Falcon-9 на более прогрессивной топливной паре метан–кислород. Сравнение характеристик напрашивается само собой.

Falcon-9 имеет стартовую массу 549 тонн и способен выводить на НОО до 22 тонн в одноразовом и 18 тонн в многоразовом варианте. Китайская «Птица» весит 570 тонн, на низкую орбиту выводит 14 тонн в одноразовом и 10 тонн в многоразовом варианте. С чем связаны столь разные показатели полезной нагрузки при схожей стартовой массе, остается загадкой. Иной плотностью метана и траекторией полета эта разница объяснена быть не может.

-2

Впрочем, LandSpace анонсирует более тяжелую версию Zhuque-3E, которая при стартовой массе в 670 тонн будет выводить 21 и 18 тонн в одноразовом и многоразовом варианте соответственно.

И Zhuque-3, и Zhuque-3E имеют уже классическую двухступенчатую девятидвигательную схему первой ступени с посадочными опорами.

3 декабря ракета успешно стартовала, успешно вывела макет полезной нагрузки на орбиту, однако успешно посадить ступень китайцы не смогли. Бустер в ходе невероятно красивого зрелища огненной стрелой из космоса рухнул на посадочную площадку. По всей видимости, на этапе посадки возникли неполадки с повторным запуском, которые привели к разрушению части двигателей.

-3

Конкурент — CZ-12A, созданная государственной SAST (Шанхайская академия космических технологий), концептуально повторяет Zhuque-3 от LandSpace, однако вместо 9 двигателей использует установку из 7 метановых Longyun-70.

При стартовой массе 437 тонн ракета способна выводить 9 тонн в многоразовом и 12 тонн в одноразовом варианте. Почему у схожих изделий столь разные весовые характеристики — по-прежнему загадка.

В ходе запуска от 22 декабря ракета успешно вывела имитатор полезной нагрузки на орбиту, однако бустер так и не смог перезапустить двигатели, после чего «свечкой» вошел в землю.

-4

Нет никаких сомнений, что данные затруднения носят лишь временный характер. Ранее и SpaceX, и Blue Origin не смогли совершить посадку бустера с первой попытки. Наиболее вероятно, что в 2026 году у Китая это сделать все же получится.

Более того, на 2026 год запланирован старт новых многоразовых ракет Чанчжэн-10 (CZ-10) от государственной CASC (Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация) и Tianlong-3 от частной Space Pioneer, которая уже находится на стартовом столе.

-5

Таким образом, Китай вполне успешно развивает как многоразовые ракеты, разработанные государственными корпорациями, так и вполне частные проекты.

Для отечественной космонавтики это скорее положительная новость, т.к. китайские подрядчики уже сегодня предлагают наиболее низкий ценник на космические запуски из всех доступных вариантов, а с появлением многоразовых метановых ракет ценник за 1 кг полезной нагрузки снизится еще более.

На фоне новостей про очередной перенос первого запуска «Союз-5» на 2026 год, новости китайских товарищей внушают лишь оптимизм.

-6