Олеся и Даниил Рослановы – одна из ярких пар в современном российском балете, ведущая прима театра «Кремлевский балет» и премьер этого театра, заслуженный артист России, приняли участие в арт-постановке «Неизвестный Чехов» в рамках фестиваля «Балетные истории. Русская классика», который в 2025 году проводит фонд «Пушкинская библиотека» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Олеся и Даниил исполнили в рамках постановки партии из балетов Р.К. Щедрина по мотивам произведений А.П. Чехова «Чайка» и «Дама с собачкой», хореографом-постановщиком и исполнительницей главной партии выступил Майя Плисецкая. Постановка «Неизвестный Чехов» приурочена к 165-летию со Дня рождения Чехова и 100-летнему юбилею Плисецкой. Олеся и Даниил Рослановы стали первыми профессиональными артистами балета, которые приняли участие в фестивале «Балетные истории. Русская классика» в качестве участников постановки.
Олеся, Даниил, вы впервые участвуете в проекте «Балетные истории. Русская классика», который направлен на знакомство совсем еще юной аудитории с известными балетами, в основе которых лежит великая русская и мировая классика. Насколько на ваш взгляд такие проекты актуальны?
Олеся:
Я уверена, что такие проекты сейчас более чем актуальны. Мы живём в то время, когда вокруг очень много легкодоступной, но не всегда качественной информации. И нашему совсем ещё юному поколению очень легко запутаться в этом круговороте, уметь отличить настоящее от фейков. И такие проекты - качественно продуманные, но в тоже время удивительно адаптированные для понимания, захватывающие с первых минут , заставляющие думать и задавать правильные вопросы, и что самое главное ,оставляющие след в душе ребенка - это очень ценно и очень дорого! Такие проекты должны быть, должны развиваться и выходить на большие площадки, чтобы как можно больше зрителей смогли пережить это увлекательное путешествие!
Даниил:
Такие проекты, безусловно, актуальны, они дают детям тот необходимый импульс, из которого рождается интерес к классике, для многих это в принципе первая встреча с балетом, как искусством. И когда мы, выходя на сцену, видим в зале заинтересованные лица детей, то понимаем, что этот тот вклад, который мы как артисты можем сделать в эстетическое и культурное воспитание подрастающего поколения.
Вы участвуете в постановке «Неизвестный Чехов» с номером из балета «Дама с собачкой», который танцевала Майя Плисецкая. Насколько это ответственно для вас
Олеся:
В данном случае мы являемся некими проводниками между такой сложной чеховской темой и ещё совсем юными душами наших зрителей. К тому же музыка Родион Константиновича Щедрина не совсем привычна и легка для восприятия, я бы сказала, что это далеко не детский репертуар. Кстати, хочу отметить опять же заслугу команды проекта, которая не пошла по пути упрощения музыкального материала, а взяла первоисточник – Чехова, Щедрина и объединили их в такой красивый и понятный для детей спектакль. Конечно, перед нами как артистами встает много вопросов - как быть понятными для детей в этой взрослой классике, как не переборщить, но вдохновить? Это более, чем ответственно, потому что наши зрители дети! Крикоснуться к наследию Майи Михайловны лично для меня творчески - это очень интересно. Тут уже мой личный внутренний ребенок был счастлив)
Даниил
Да, это очень ответственно, для нас. Я бы сравнил этот эксперимент с тем как археологи прикасаются к какому-то артефакту, предмету истории, изучать и представлять который окружающим всегда очень интересно.
Олеся, какие партии из репертуара Плисецкой вы сейчас исполняете?
Олеся:
Само любимое - это, конечно, Кармен! Тут гениально всё: и музыка, и хореография, и такая лаконичная сценография. И сам образ Кармен - она как падающая звезда в атмосфере: такая яркая, всё освещающая, будоражащая душу.
Олеся, какие артисты балета для вас являются примером для подражания и почему
Вы знаете, очень сложно назвать кого-то одного или нескольких, потому что в каждом поколении наших артистов есть то, чему стоит учиться, что вдохновляет, что помогает снова встать и идти вперёд, особенно когда наступают трудные периоды выгорания (в нашей профессии такое тоже иногда бывает). Например, мы не видели артистов 20-40-х годов. Но, читая их книги, учишься осознанности, любви к профессии, видишь, какой путь они прошли и уже по-другому осознаешь и своё место, свою ответственность в профессии. Дальше идут мастера, чьё искусство мы уже можем видеть на записях - Майя Плисецкая, Галина Уланова, Николай Фадеечев, Татьяна Вечеслова, Габриэлла Комлева и другие замечательные артисты. Это поколение, которое в своей жизни пережило страшные времена, может быть именно поэтому они были такие настоящие на сцене, именно поэтому они так "громко звучали" в своих спектаклях. Каждый раз записи из выступлений пробирают до дрожи! Гении! В то же время невозможно не назвать поколение Юрия Григоровича в Большом театре: Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Наталья Бессмертнова, Марина Кондратьева, Михаил Лавровский, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Юрий Владимиров и все-все. Как тут кого-то выбрать! Сколько счастья в танце у этих артистов, сколько правды в каждом движении, когда каждый шаг ради смысла, ради правды на сцене! И какое счастье, что у нашего поколения была и пока ещё есть возможность учиться лично у этих мастеров, иметь возможность общаться с ними. И нет ничего дороже видеть мастеров нашего времени: наслаждаться спектаклями с их участием, проживать жизнь их персонажей вместе с ними - это бесценно. Сидеть и плакать в зрительном зале после спектакля с Олесей Новиковой, например. И наслаждаться счастьем в моменте!! После такого хочется возвращаться в репетиционный зал снова и снова, жить в творчестве, не смотря на многочисленные трудности.
Даниил, насколько сегодня искусство балета актуально/интересно для молодых людей, какие проекты по популяризации этого искусства вы могли бы отметить?
Даниил:
Балетное искусство далеко не входит в список популярной массовой культуры, и, наверное, так и должно быть, поскольку к балету нужно быть готовым, интеллектуально и эмоционально. Это достаточно сложный вид искусства, однако мы видим на наших спектаклях довольно много молодежи и это не может не радовать.
Планируете ли вы своей собственный дуэтный проект?
Олеся и Даниил:
Вы знаете, это интересный вопрос. Мы пока не думали на эту тему, но все меняется и возможно в будущем мы посмотрим в эту сторону.
Участвуете ли вы в благотворительных мероприятиях, постановках и если да, то что для вас в таких проектах наиболее ценно?
Олеся:
Для меня благотворительность - это возможность поддержать проекты, которые несут нечто большее, чем то, что мы видим каждый день. Когда ты видишь что-то хорошее, когда ты сам загораешься идеей, мне кажется, не помочь в данной ситуации - это как совершить моральное преступление. Поэтому, когда у нас есть возможность, позволяет занятость в театре, мы всегда стараемся поддержать своим творчеством, своим присутствием. В конечном итоге мы сами получаем огромное удовольствие от участия в таких проектах.
Даниил:
Профессия артиста балета - это больше чем профессия, на сцене мы отдаем зрителю часть своей души. И, участвуя в благотворительных проектах, мы стремимся своим творчеством зажечь в душах людей желание делать добро, помогать. И всегда чувствуем огромный позитивный отклик, и это дорогого стоит.
В преддверии Нового года самый актуальный балет, это, конечно же, «Щелкунчик» Чайковского. А какие балетные постановки вы бы посоветовали родителям с детьми в возрасте от 6 лет для расширения кругозора
Олеся:
Обязательно нужно сходить на балет "Чиполлино" в Кремлевском театре. Удивительный спектакль: его очень любят сами артисты и это видно по исполнению. Для большей вовлечённости детей можно прочитать сказку, посмотреть мультик, послушать музыку. И уже сам спектакль будет для детей чем-то родным и очень знакомым, и, поверьте, они будут в диком восторге. Впрочем, как и взрослые тоже – ведь это наше детство, а туда всегда приятно возвращаться). Советую посетить балет "Снегурочка" - это уже более взрослая история, но она очень трогательная и очень понятная. А гениальная музыка П.И. Чайковского проникает в самые потаенные уголки души. Так же в нашем театре идёт "Аленький цветочек" - это уже современная постановка с яркими декорациями, и он подойдет как маленьким, так и взрослым зрителям.
Очень надеюсь, что мы будем часто видеть наших юных зрителей в театре, ведь нет ничего дороже счастливых благодарных детских глаз, которые мы видим после спектакля!
Даниил:
Да, безусловно, всем рекомендую спектакль «Чиполлино», который хореограф-постановщик этого балета Г. Майоров назвал «детским Спартаком». Это уникальный симбиоз ярких костюмов, декораций, великолепной музыки и хореографии. Также могу порекомендовать спектакли «Руслан и Людмила», «Спящую красавицу» – спектакли очень яркие, интересные и именно они могут заразить ребенка интересом к балетному искусству через знакомые с детства литературные сюжеты.