Найти в Дзене
SHOT TV

Роб Райнер: кино длиною в жизнь

Он был автором волнительных драм и обаятельных романтических комедий. Он первый придумал и снял мокьюментари. Он был вечным идеалистом, откликающимся на любую просьбу о помощи. 14 декабря его жизнь трагически оборвалась. И оказалось, что все его фильмы были нашими любимыми… Декабрьским воскресным вечером известие об убийстве известного режиссера Роба Райнера и его супруги Мишель потрясло Лос-Анджелес. Ему было 78. Теперь равнодушные цифры подытоживают творческий путь длиною в 64 года. Как актер Райнер участвовал в 90 фильмах, придумал и написал 55 сценариев, был продюсером 32 картин и поставил 30 фильмов в качестве режиссера. Всю свою жизнь Роб посвятил кино. Именно оно помогало ему и давало надежду в тяжелые периоды карьеры и личной жизни. Все фильмы режиссера соотносятся с его собственной биографией и по ним можно рассказать о главных вехах его пути. Робу Райнеру на роду было написано найти себя в шоу-бизнесе, ведь его артистическая семья прибыла покорять Лос-Анджелес еще в 1950-х. М
Оглавление

Он был автором волнительных драм и обаятельных романтических комедий. Он первый придумал и снял мокьюментари. Он был вечным идеалистом, откликающимся на любую просьбу о помощи. 14 декабря его жизнь трагически оборвалась. И оказалось, что все его фильмы были нашими любимыми…

Декабрьским воскресным вечером известие об убийстве известного режиссера Роба Райнера и его супруги Мишель потрясло Лос-Анджелес. Ему было 78.

Теперь равнодушные цифры подытоживают творческий путь длиною в 64 года. Как актер Райнер участвовал в 90 фильмах, придумал и написал 55 сценариев, был продюсером 32 картин и поставил 30 фильмов в качестве режиссера.

Всю свою жизнь Роб посвятил кино. Именно оно помогало ему и давало надежду в тяжелые периоды карьеры и личной жизни. Все фильмы режиссера соотносятся с его собственной биографией и по ним можно рассказать о главных вехах его пути.

Роб, Эстель и Карл Райнер
Роб, Эстель и Карл Райнер

«Принцесса-невеста»: детская сказка для взрослых

Робу Райнеру на роду было написано найти себя в шоу-бизнесе, ведь его артистическая семья прибыла покорять Лос-Анджелес еще в 1950-х. Мать, Эстель, была певицей и актрисой, а отец, Карл Райнер, — создателем известного «Шоу Дика Ван Дайка». Единственный путь, который был предначертан Робу, — повторение карьеры родителей. Но многообещающие преимущества обернулись тяжким бременем. Начав с театральных подмосток школьного театра, Роб переиграл множество ролей в сериалах, прежде чем исполнилась его давняя мечта — стать режиссером не только кино, но и своей собственной судьбы.

Робин Райт в фильме «Принцесса-невеста» (1987)
Робин Райт в фильме «Принцесса-невеста» (1987)

Детская непосредственность в восприятии мира, оригинальный взгляд на сказку и неожиданные решения с элементами театрального искусства определили пленительный стиль его необычного фильма «Принцесса-невеста» (1987). Остроумно адаптировав притчу писателя и сценариста Уильяма Голдмана, опубликованную еще в 1973-м, режиссер снимает искрометный романтический фильм, насыщенный легким юмором и остроумной сатирой. Дедушка (Питер Фальк) начинает читать своему внуку (Фред Сэвидж) увлекательную книгу о приключениях прекрасной принцессы и ее возлюбленного, простого парня с фермы, который становится загадочным пиратом Робертсом (Кэри Элвес).

Никто не знал, как преподнести этот необычный проект зрителям, и прокат был провален. Но уже через несколько лет очаровательная красочная сказка стала заслуженно популярной и превратилась любимый фильм взрослых и детей. Именно она возродила интерес к забытой теме пиратских фильмов, элегантно напомнив через образ главного героя о суперзвезде немого кино Дугласе Фэрбенксе («Черный пират», 1926) и подарила дебют актрисе Робин Райт («Форрест Гамп», «Карточный домик»).

Роб Райнер и Ривер Феникс на съемках «Останься со мной» (1986)
Роб Райнер и Ривер Феникс на съемках «Останься со мной» (1986)

«Останься со мной»: муки взросления

Подростком будущий режиссер уже не чувствовал себя как в сказке. Непростые отношения с успешным и знаменитым отцом и постоянные сравнения своих способностей с его талантами повлекли неуверенность в себе. В интервью The Chicago Tribune 1986-го он вспоминал, что рос с мыслью, что отец считал его бездарным.

«Я люблю его сейчас и обожал в детстве, но я чувствовал себя неполноценным. И именно о преодолении таких чувств поется в песне Stand by Me», — вспоминал режиссер.

Этот музыкальный хит 1960-х в исполнении Бена Кинга снова обрел популярность благодаря фильму Роба Райнера «Останься со мной» (1986). Существует уже более 400 кавер-версий этой лирической ритм-энд-блюзовой баллады.

«У тебя никогда не будет таких друзей, как в двенадцать лет», — утверждал герой самого задушевного и личного фильма режиссера. Картине в следующем году исполнится сорок лет, а она нисколько не растеряла былой привлекательности.

В ее основе лежала повесть Стивена Кинга «Тело» (1982). Действие разворачивается в 1950-е годы. Четверо друзей-подростков отправляются на поиски пропавшего погибшего одноклассника. В пути их ждут настоящие приключения, которые проявят их характеры, изменят их жизни и предскажут их будущее.

Только благодаря сложной режиссерской работе Роба Райнера с юными актерами, среди которых были Кори Фельдман («Балбесы»), Джерри О’Коннелл («Секрет»), Кифер Сазерленд («Коматозники», «24 часа»), Джон Кьюсак («Интуиция»), картина обрела достоверность и особую искренность. Душой фильма стал Ривер Феникс («Мой личный штат Айдахо»), восходящая звезда Голливуда конца 1980-х. Сразу после выхода на экран картина обрела статус культовой.

А ведь в самом начале съемок, когда все были наготове, компанию, которая финансировала проект, продали. Фильм оказался никому не нужен. Даже после того, как нашли 7,5 миллионов на завершение проекта, ни одна студия не захотела его приобрести. Сам постановщик был удивлен успеху картины. Он был уверен, что она не окупится, так как в то время все были увлечены «Рэмбо».

Пронзительный рассказ о последнем лете детства до сих пор остается одной из самых лиричных и трогательных киноисторий о взрослении. Кадры из фильма постоянно цитируются другими режиссерами. Братья Даффер сделали множество отсылок на этот фильм в популярном среди зумеров и миллениалов сериале «Очень странные дела».

Снова к любимым 1950-м, подросткам и «воспитанию чувств» Райнер вернется в теплом фильме «Привет, Джули!» (2010).

Мэг Райан и Билли Кристал в фильме «Когда Гарри встретил Салли…» (1989)
Мэг Райан и Билли Кристал в фильме «Когда Гарри встретил Салли…» (1989)

«Когда Гарри встретил Салли…»: дружба или любовь?

В фильмах Роб Райнер переосмысливал опыт собственных успешных и неудачных романтических отношений. Самый ударный пример — «Когда Гарри встретил Салли…» (1989).

Еще в 1971 году Роб Райнер женился на актрисе и будущем режиссере Пенни Маршалл («Пробуждение»). Брак распался. После тяжелого разрыва режиссер задумался над вопросом, могут ли отношения мужчины и женщины быть исключительно дружескими.

Из интервью известной сценаристке Норе Эфрон («Вам письмо») на эту тему родился самый знаменитый романтический фильм с участием обаятельных Мэг Райан и Билли Кристала.

В знаменитой сцене в нью-йоркском кафе, где героиня воспроизводит громкие страстные любовные стенания, участвовала мать режиссера. Да-да, именно она сыграла женщину за соседним столиком, которая произнесла фразу, вошедшую в список величайших киноцитат всех времен: «Я буду то же, что и она».

Чудесным образом как раз этот фильм дает режиссеру новый шанс и в его личной жизни. Оператор-постановщик картины Барри Зонненфельд знакомит его с фотографом Мишель Сингер. Через семь месяцев пара поженилась. В семье родилось трое детей. В этой судьбоносной встрече опять проявилась сильная взаимосвязь жизни и творчества. В ранней версии сценария Гарри и Салли расставались в финале. По словам постановщика, его собственные новые романтические отношения заставили изменить первоначальный замысел и превратить финал в хэппи-энд.

Райнер еще не раз брался за уютные и забавные мелодрамы с участием ярких представителей Фабрики грез. В «Истории о нас» (1999) Бен (Брюс Уиллис) и Кэти (Мишель Пфайффер) испытывают кризис после пятнадцати лет брака и пытаются избежать развода.

В «Алексе и Эмме» (2003) писатель (Люк Уилсон) нанимает стенографистку (Кейт Хадсон), чтобы спастись от банкротства и написать новый роман.

В «Ходят слухи» (2005) журналистка Сара (Дженнифер Энистон) начинает расследование старой тайны собственного семейства и обнаруживает, что в ней замешан не только магнат из Кремниевой долины (Кевин Костнер), но и классический фильм «Выпускник» (1967) Майка Николса.

В ромкоме с участием ветеранов экрана Майкла Дугласа («Игра») и Дайан Китон («Манхэттен») осуществляется попытка перевоспитать эгоиста со стажем.

Трогательная приключенческая комедия «Пока не сыграл в ящик» о двух обреченных стариках и реализации их желаний с беспроигрышным дуэтом тяжеловесов Джека Николсона (Лучше не бывает») и Моргана Фримена («Побег из Шоушенка») нашла большой отклик в сердцах зрителей.

Но ни одна из этих парочек так и не смогла превзойти по популярности и очарованию Гарри и Салли.

Кадр из фильма «Это — Spinal Tap» (1984)
Кадр из фильма «Это — Spinal Tap» (1984)

«Это — Spinal Tap»: музыкальный беспредел

В каждом фильме Роб Райнер всегда использовал только любимую музыку. Его популярность началась с необычного фильма. Недавняя премьера сиквела этой музыкальной картины отсылает к истокам.

«Это — Spinal Tap» (1984) — псевдодокументальный фильм о псевдо-рок-группе. Лента находчиво высмеивала выходки музыкантов на сцене и за кулисами. Она была снята без сценария и стала отправной точкой для нового направления —мокьюментари.

В оригинале снимались Билли Кристал («Забыть Париж»), Фрэн Дрешер («Рэгтайм»), Пол Шаффер («Как я встретил вашу маму»). Но настоящим успехом фильм был обязан талантам Кристофера Геста («Жажда смерти»), Майкла Маккина («Улика») и Гарри Ширера («Шоу Трумана»). Они написали музыку и исполнили все песни в картине. Их импровизации в каждой сцене приводили зрителей в неистовый восторг. Роб Райнер сам сыграл в своем фильме документалиста Марти ДиБерджи. «Это — Spinal Tap» не собрал кассы, но, как и многие фильмы режиссера, стал популярнейшим хитом на домашнем видео.

Через сорок лет после первого легендарного тура группы автор решился на сиквел. Новый фильм, который вышел осенью 2025 года, рассказывает о том, как безумная команда воссоединяется для последнего импровизированного концерта. В картине есть и камео-сюрпризы приглашенных звезд Элтона Джона и Пола Маккартни.

Кэти Бейтс в «Мизери» (1990)
Кэти Бейтс в «Мизери» (1990)

«Мизери»: темные материи

Самый плодотворный период творчества режиссера приходится на начало 90-х. В это время он резко меняет направление и берется за новый жанр, несвойственный ему до сего момента. Повторное сотрудничество со Стивеном Кингом рождает «Мизери» (1990), один из самых напряженных триллеров не только в карьере Роба Райнера, но и последнего десятилетия ХХ века.

Подобно фотографу из классического хичкоковского «Окна во двор» писатель любовных романов Пол Шелдон (Джеймс Каан) не может передвигаться из-за травмы. Он получил ее в аварии в горах и ничего не помнит о деталях случившегося. Энни Вилкс (Кэти Бейтс), фанатка книг автора, спасает Пола и намерена оставить его у себя навсегда.

Режиссер признавался, что никогда не был любителем хорроров. Желание воссоздать состояние художника при творении произведения оказалось сильнее собственных принципов. «Меня заинтриговал не столько аспект ужаса, сколько пытки, суматоха, тревога, через которые проходит любой творческий человек, чтобы попытаться создать что-то, чтобы попытаться вырасти», — комментировал он свой выбор в The Times.

Фильм принес премию «Оскар» актрисе Кэти Бейтс за впечатляющую роль второго плана, которая пополнила пантеон харизматичных кинозлодеек.

«Мизери» вот уже тридцать пять лет держит в напряжении зрителей. Картина до сих признается одной из тех редких удачных экранизаций произведений Стивена Кинга, которые можно пересчитать по пальцам.

Тема роковой одержимости, но уже другого рода, была продолжена через двадцать лет в драме «Быть Чарли» (2010). Автобиографический сценарий к ней написал сын режиссера Ник Райнер. История про парня из успешной семьи актера, который попадает под сильную наркотическую зависимость, была хорошо принята критиками.

Привлекая сына к творчеству, Райнер пытался изменить его жизнь к лучшему. Но роковая болезнь не отступала и проявилась страшным и трагическим образом. Через пятнадцать лет после выхода фильма режиссера и его жену находят мертвыми. Пока известно, что единственным подозреваемым в жестоком преступлении является их сын — тот самый Ник.

Том Круз и Роб Райнер на съемках «Нескольких хороших парней» (1992)
Том Круз и Роб Райнер на съемках «Нескольких хороших парней» (1992)

«Несколько хороших парней»: делай то, что считаешь правильным

Еще в далеком 1987 году Роб Райнер стал соучредителем Castle Rock Entertainment. Эта независимая продюсерская компания всегда предоставляла кинематографистам большую свободу творчества. С ее поддержкой были сняты фильмы самого Райнера, а также «Побег из Шоушенка» (1994) Фрэнка Дарабонта, «Перед рассветом» (1995) Ричарда Линклейтера, «Майкл Клейтон» (2007) Тони Гилроя и много других выдающихся фильмов.

Несмотря на то, что Райнер работал в качестве режиссера, он не прекращал своей актерской карьеры и постоянно появлялся в кино и телешоу. Его можно было увидеть в фильме Мартина «Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» (2013), ситкоме «Новенькая» (2012–2018), новом, четвертом сезоне сериала «Медведь» (2025).

Роб Райнер вел активную общественную работу. Вместе с женой в середине 1990-х стал проявлять большую заинтересованность в вопросах политики. Основав Фонд Райнера, Роб работал над вопросами защиты окружающей среды и расширения программ дошкольного образования.

Вопросы поиска справедливости и определения морального выбора всегда волновали режиссера. В 1992 году выходит образцовая судебная драма и самый коммерчески успешный фильм Райнера «Несколько хороших парней». Он был выдвинут на премию «Оскар» и является единственной работой постановщика, которая была представлена в номинации «За лучшую режиссуру».

В главных ролях появились звезды: Том Круз («Миссия невыполнима: Финальная расплата»), Деми Мур («Субстанция»), Кевин Бейкон («Таинственная река») и Джек Николсон («Пролетая над гнездом кукушки»).

Сюжет сосредотачивается на непростом разбирательстве по делу о преступлении двух морских пехотинцев. Его предстоит вести молодому и амбициозному адвокату из семьи потомственных юристов. По ходу расследования он столкнется со сложным морально-этическим выбором.

Криминальная драма «Призраки Миссисипи» (1996) исследует острую тему расовой дискриминации. «Опасное расследование» (2017) рассказывает о журналистах, исследующих причины вторжения американской администрации в Ирак в 2003 году. В новом документальном фильме режиссера Дэна Партланда «Бог и страна» (2024), который спродюсировал Роб Райнер, говорится о зарождении христианского национализма и его связи с крайне правыми группировками в США.

Магия зрительских фильмов Райнера объясняется просто: он всегда делал только то, что было ему по душе. «Если мне что-то нравится, я говорю: "Ну, по крайней мере, мне это нравится, — надеюсь, это понравится и кому-то еще"».

Роб Райнер, 1995
Роб Райнер, 1995

***

Все фильмы американского режиссера Роба Райнера прошли испытание временем. В них он пытался изменить мир маленькими добрыми делами, благородной помощью близким и слабым.

«… есть планета и люди, которые на ней живут. Вот и все. Поэтому мы должны сделать две вещи. Во-первых, мы должны защитить планету. А во-вторых, люди на планете должны найти способ жить в гармонии». Теперь слова режиссера-гуманиста звучат настоящим завещанием всему человечеству.

Специально для блога SHOT TV — Ольга Сергеева.

Не забудьте подписаться на наш канал в Telegram, а также на группу в VK, чтобы быть в курсе актуальных событий в мире кино.