Найти в Дзене
Университет «Дубна»

«Одна из центральных задач Школы – познакомиться и подружиться друг с другом»

Лекции, экскурсии, мастер-классы, иммерсивная игра, беседы с ведущими профессорами университета и учеными ОИЯИ, погружение в культуру Дубны – все это Научно-образовательная школа «Дубна» для студентов и молодых ученых стран СНГ. В конце декабря 2025 года ее провели университет «Дубна», ОИЯИ, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, компании-резиденты ОЭЗ «Дубна». Об идее Школы и ее итогах которой беседуем с и.о. проректора по учебно-методической работе ГУД Ольгой Анисимовой. – Какова идея Школы? – Это интеграция вокруг университета партнеров, с которыми мы уже когда-либо имели совместные проекты, и новых, с которыми мы хотели бы впоследствии поработать. Нам нужна новая возможность развития интернационального сотрудничества, чтобы университет стал точкой притяжения разных видов активностей. Школа – это не только приезжающие на учебу иностранные студенты, это еще и совместная научная деятельность, участие в различных конференциях, в том числе на т

Лекции, экскурсии, мастер-классы, иммерсивная игра, беседы с ведущими профессорами университета и учеными ОИЯИ, погружение в культуру Дубны – все это Научно-образовательная школа «Дубна» для студентов и молодых ученых стран СНГ. В конце декабря 2025 года ее провели университет «Дубна», ОИЯИ, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ, компании-резиденты ОЭЗ «Дубна». Об идее Школы и ее итогах которой беседуем с и.о. проректора по учебно-методической работе ГУД Ольгой Анисимовой.

Ольга Анисимова на встрече с учащимися Школы
Ольга Анисимова на встрече с учащимися Школы

– Какова идея Школы?

– Это интеграция вокруг университета партнеров, с которыми мы уже когда-либо имели совместные проекты, и новых, с которыми мы хотели бы впоследствии поработать. Нам нужна новая возможность развития интернационального сотрудничества, чтобы университет стал точкой притяжения разных видов активностей.

На лекции Школы
На лекции Школы

Школа – это не только приезжающие на учебу иностранные студенты, это еще и совместная научная деятельность, участие в различных конференциях, в том числе на территории нашего вуза, лекции приглашенных и наших ученых, которые могли бы обогатить ребят из других вузов и стран.

– Расскажите об участниках школы.

– Казахстан – давний партнер, отношения с ним можно назвать «нашей историей успеха». Потому что первой система двойных дипломов была выстроена именно с казахстанскими вузами – Евразийским национальным университетом имени Л. Н. Гумилева и Казахским национальным университетом им. Аль-Фараби. Наша совместная история насчитывает около 10 лет, более 200 человек обучились по этой программе: по уровню бакалавриата и магистратуры по направлениям «ядерная физика и технологии» и «химия».

Участники Школы
Участники Школы

Узбекистан – та страна, с которой у нас заключены партнерские договоры. Мы бы хотели, чтобы ребята приехали, посмотрели на возможности университета и со временем стали учиться у нас. Мы очень долго шли к этому партнерству и провели большую работу. К нам приехали из трех городов: Самарканда, Ташкента и Намангана.

Стоит отметить, что центром вовлеченности иностранных вузов является Объединенный институт ядерных исследований, потому что Казахстан, Узбекистан и другие страны являются его странами-участницами. И, соответственно, заинтересованность в развитии и подготовке кадров проявляется и на таком международном уровне.

Встреча гостей хлебом и солью
Встреча гостей хлебом и солью

В Школу также были вовлечены ребята из Киргизии. В этом году университет вошел в Консорциум российско-кыргызских университетов. А Школа стала первой активностью, когда мы стараемся развивать совместные проекты. Например, один из проектов – разработка сетевой программы по цифровой экономике между университетом «Дубна» и Кыргызским государственным техническим университетом имени И. Раззакова.

Кто еще принимал участие? Таджикистан. Это наш новый партнер. Мы еще только-только выстраиваем шаги по кооперации. К нам приезжали молодые ученые из Института геологии, сейсмостойкого строительства и сейсмологии Национальной академии наук Республики Таджикистан. И с ними мы хотели бы сотрудничать по нашим программам, связанным с науками о Земле – геофизике и геоэкологии. И, конечно, у нас есть интересные проекты, которые мы могли бы реализовывать совместными усилиями в научном плане.

В Школе принимали участие два студента из Армении, из Российско-Армянского университета. Армения – стратегический партнер, с которым у ОИЯИ долгая история взаимодействия и участия во многих научных открытиях. И мы хотели активно работать с Российско-Армянским университетом в том числе.

Ректор ГУД Андрей Деникин вручает сертификаты участникам из Армении
Ректор ГУД Андрей Деникин вручает сертификаты участникам из Армении

– Вы составили обширную программу Школы с большим количеством мероприятий. Достигли ли вы запланированного, есть ли удовлетворение от работы Школы?

– Мы действительно получили полное удовлетворение от того, как все прошло. Была задача познакомить ребят с наукоградом, показать наши возможности – синтез науки, образования и технологии, в котором каждый учащийся может найти для себя тот интерес, который впоследствии может стать его профессией. Или наоборот, молодой ученый сможет дополнить свою карьеру теми вещами, которые позволят ему стать более ценным специалистом.

Вручение памятных книг победителям иммерсивной игры
Вручение памятных книг победителям иммерсивной игры

– Какие отзывы от участников Школы вы получили?

– Ребята сильно впечатлились и положительно отзывались о нашем мероприятии. Мы даже сформировали книгу отзывов и рекомендаций. Планируем сделать Школу ежегодной, и, конечно, нам нужно получить обратную связь, которая позволит доработать, улучшить, развить те проекты, которые мы предлагали в первом нашем опыте.

Из книги отзывов о Школе
Из книги отзывов о Школе

– Участники Школы посетили Особую экономическую зону. А как восприняли партнеры университета Школу и участие в ней?

– И Особая экономическая зона, и компании-резиденты заинтересованы в развитии международного взаимодействия. Им было бы интересно выходить на мировой рынок. И Школа предоставляет возможность продемонстрировать свои достижения молодым ученым, инженерам, что было воспринято партнерами очень положительно.

На иммерсивной игре
На иммерсивной игре
На иммерсивной игре
На иммерсивной игре

– Вы показали город и университет, но что насчет другой стороны – показали ли они себя?

– Одна из центральных задач Школы – познакомиться и подружиться друг с другом. Первый день у нас был днем знакомства: команды представляли свои организации и страны, причем в интересном, творческом ключе, рассказывали о природе, национальных традициях и о том, чем конкретно они занимаются в своей организации.

Участники из Казахстана
Участники из Казахстана

Так как это именно Школа, то она сопровождалась выполнением домашних работ. И когда на второй день, в день образования, ребята походили по кампусу, посмотрели, какие есть возможности, им было дано задание подумать, а какие совместные проекты мы в дальнейшем могли бы вместе развивать.

На экскурсии по кампусу ГУД
На экскурсии по кампусу ГУД
На экскурсии по кампусу ГУД
На экскурсии по кампусу ГУД
В лаборатории ГУД
В лаборатории ГУД

Одним из таких проектов стал стартап ребят из Киргизии на экологическую тему. Впоследствии у нас была дискуссия, и каждый из участников предлагал свое видение того, как бы мы могли дальше совместно развиваться. Например, одна из таких тем – это практика студентов из разных стран на площадке университета, производственная практика, но с вовлечением компаний или ОИЯИ: ребята бы приезжали к нам в рамках сетевого взаимодействия на производственную практику, а университет предлагал им площадки для ее прохождения. Мы увидели, что это вызвало у ребят наибольшую заинтересованность.

Представление своего стартапа студентами и сотрудниками вуза Киргизии
Представление своего стартапа студентами и сотрудниками вуза Киргизии

И это очень хорошо согласуется с идеей цифрового кадрового хаба, который является важным стратегическим проектом, позволяющим дополнить компетенции студентов или ученых в той плоскости, которая им необходима – посредством университета и компаний-партнеров.

Текст: Юлия Цепилова

Фото: Юлия Цепилова