Найти в Дзене

Рецензия на книгу Ксении Кокоревой «Дракон Ириска» от критика Валентины Юрченко

Мало выбрать домашнего питомца — желательно ещё и понять, кто он… — Какой великолепный экземпляр! <…>
— Экземпляр чего? — уточнил папа.
— Подозреваю, что варана. Давно не видел таких красавцев. Ой, <…> красавиц. Красавицу Ириску, не догадываясь о последствиях, выбирает в приюте Вовка, «дожав» родителей и доверившись интуиции. В результате подобный синтез настырности и сентиментальности превращается — с точки зрения сюжета — в ежедневный коллапс, а с точки зрения идеи произведения — в осознанную необходимость нести ответственность за сделанный выбор. Разорванный тюль, запуганный кот, съеденные конфеты, возмущённые соседи — вот далеко не полный список того, на что способна растущая не по дням, а по часам драконесса. Но именно её взбалмошное поведение и стремительное взросление вынуждают всех, кто с Ириской взаимодействует, менять свои ценностные ориентиры. Каждый, по-своему обожающий Ириску, старается её защитить и уберечь от ошибок, обусловленных столкновением с внешним миром. Даже мама

Мало выбрать домашнего питомца — желательно ещё и понять, кто он…

— Какой великолепный экземпляр! <…>
— Экземпляр чего? — уточнил папа.
— Подозреваю, что варана. Давно не видел таких красавцев. Ой, <…> красавиц.

Красавицу Ириску, не догадываясь о последствиях, выбирает в приюте Вовка, «дожав» родителей и доверившись интуиции. В результате подобный синтез настырности и сентиментальности превращается — с точки зрения сюжета — в ежедневный коллапс, а с точки зрения идеи произведения — в осознанную необходимость нести ответственность за сделанный выбор.

Разорванный тюль, запуганный кот, съеденные конфеты, возмущённые соседи — вот далеко не полный список того, на что способна растущая не по дням, а по часам драконесса. Но именно её взбалмошное поведение и стремительное взросление вынуждают всех, кто с Ириской взаимодействует, менять свои ценностные ориентиры.

Каждый, по-своему обожающий Ириску, старается её защитить и уберечь от ошибок, обусловленных столкновением с внешним миром. Даже мама, искренне страдая от нанесённого квартире ущерба, сама не замечает, как между делом подсовывает дракошке очередную конфетку.

Так любовь к живому существу, подпитываемая желанием его понять, объединяет добрые сердца и мешает алчности взять верх над дружбой и добротой. И здесь, кстати, очень показателен преподнесённый с юмором эпизод, когда кот соседки, униженный злоумышленниками и заключивший с Ириской мир, играет ключевую роль в её спасении. А спринтерский забег усатого откормыша способен поразить любое воображение:

«Кот бежал <...> по веткам деревьев, по невысоким крышам, вдоль заборов. <...> Иногда ребятам приходилось оббегать препятствия, которые Барсик преодолевал одним большим прыжком. Тогда кот нетерпеливо оглядывался и поджидал их, раздражённо мотая хвостом».

Очень трогательно и убедительно — через призму отношений мамы и дочки (взрослого дракона и Ириски) — в книге раскрыта популярная «драконья» тема. И раскрыта, можно сказать, с новым звучанием:

— Ириска, голос!
Из ящика послышался громкий возмущённый визг…
И тут же раздался «альт» мамы:
«Низкое, глухое, угрожающее рычание перешло в гневный рёв».

Столь же показательным становится и финал сказки, в котором автор оставляет за собой право на продолжение истории, а через школьные сочинения подчёркивает важность интересов, которые сплачивают.

Отдельное спасибо иллюстратору Елене Садековой за точное попадание в образы и эмоциональный градус, способствующий восприятию материала на чувственном уровне.

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: лидеры общественного мнения», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив