Немирович-Данченко Владимир Иванович (1858–1943)
Знаменитый русский и советский режиссёр, педагог, писатель, драматург, реформатор и теоретик театра. Один из отцов – основателей МХТ. Народный артист СССР.
Родился 11 (23) декабря 1858 года в городке Озургети Кутаисской губернии Российской империи.
После окончания в 1876 году гимназии в родном городе Чернигове переехал в Москву, где стал студентом Московского университета. Однако через три года оставил учебу и занялся литературной деятельностью. Работал литературным критиком в «Русской газете», «Будильнике», «Русском курьере», пробовал себя в беллетристике, в драматургии. В 1881 году его пьеса «Шиповник» была поставлена в Малом театре. Выпустил несколько сборников рассказов и повестей. Его роман «На литературных хлебах был благосклонно принят читателями. Преподавал в Музыкально-драматическом училище московского Филармонического общества.
В 1897 году познакомился и близко сошелся со Станиславским.
Вместе они приняли решение о создании Московского Художественно-Общедоступного театра. Учредительное собрание состоялось 22 июня 1897 года в московском ресторане «Славянский базар» и продолжалось восемнадцать часов.
Именно Немирович-Данченко, который отвечал за репертуар, привлек к сотрудничеству А. П. Чехова, А. М. Горького, Л. Н. Толстого.
А. П. Чехов с артистами МХТ читает пьесу "Дядя Ваня". Май, 1899год. На фотографии слева от А. П. Чехова сидят К. С. Станиславский, Ольга Книппер-Чехова, крайний слева стоит В. И. Немирович-Данченко.
В 1919 году Владимир Иванович организовал музыкальную студию, которая в 1926 году была преобразована в театр, по сей день носящий его имя.
С 1928 года правительственным постановлением Немировичу-Данченко была назначена пожизненная пенсия. Ему было предоставлено право свободного выезда за границу, вместе с женой. Он отдыхал на европейских курортах, предпочитал Швейцарию, берег Женевского озера. К его услугам были лучшие санатории Крыма, Кавказа, подмосковной Барвихи. В Заречье для него был построен большой загородный дом со всеми удобствами.
В 1938 году из жизни ушла жена и муза Владимира Ивановича Екатерина Николаевна Немирович-Данченко (1858–1938), урождённая баронесса фон Корф.
Похоронив жену на 2 участке Новодевичьего кладбища, Владимир Иванович обратился к знаменитому скульптору Ивану Шадру с просьбой выполнить портрет его любимой женщины из белого мрамора для надгробного памятника. С поставленной задачей, ваятель, как мне кажется справился прекрасно
В 1940 году Немирович-Данченко был назначен Председателем Комитета по Сталинским премиям в области литературы и искусства.
Владимир Иванович был инициатором создания Школы-студии при Московском Художественном театре. Фактически это было его завещанием.
Скончался великий русский режиссер 25 апреля 1943 года и был похоронен на втором участке Новодевичьего кладбища рядом со своей женой и музой. Позже рядом с родителями были похоронены сын и его супруга. Сегодня семейное захоронение выглядит вот так.
3 сентября 2014 года, в Камергерском переулке рядом с историческим зданием МХТ был торжественно открыт памятник отцам – основателям театра Станиславскому и Немировичу – Данченко.
Урусевский Сергей Павлович (1908–1974)
Знаменитый советский кинооператор, творчество которого сегодня изучают во всех киношколах мира. Кинорежиссер, художник. Заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат двух Сталинских премий.
Родился 10 (23) декабря 1908 года в Санкт-Петербурге. В 1929 году окончил Ленинградский художественно-промышленный техникум, после чего отправился в Москву, где поступил в Московский полиграфический институт.
С 1935 года работал кинооператором на киностудии «Межрабпомфильм», в дальнейшем преобразованную в «Союздетфильм», а с 1948 в «Киностудию имени Горького».
Во время Великой Отечественной войны Сергей Урусевский был фронтовым кинооператором.
Демобилизовавшись вернулся к работе на студии «Союздетфильм» и за первый же свой послевоенный фильм «Сельская учительница» был удостоен Сталинской премии первой степени.
Ещё одну Сталинскую премию Сергей Павлович получил как оператор – постановщик фильма «Кавалер Золотой Звезды» ставшей его дебютной работой на студии «Мосфильм»
однако главные фильмы, принесшие ему всемирную славу, были ещё впереди.
В 1956 году Урусевский снял, как оператор – постановщик фильм «Сорок первый» получивший приз «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику» на кинофестивале 1957 года в Каннах, а сам Сергей Павлович получил приз Кинофестиваля молодых кинематографистов киностудии «Мосфильм» за лучшую операторскую работу.
Следующей картиной, над которой Сергей Павлович работал в содружестве с режиссером, Михаилом Калатозовым стала военная драма «Летят журавли»
Известно, что кроме непосредственно операторской работы Урусевский увлекался конструированием различных приспособлений для киносъемки с различных, порою самых неожиданных ракурсов.
В фильме «Летят журавли» он впервые в практике мирового кинематографа применил сконструированные им же круговые операторские рельсы. Изобразительное решение сцены гибели главного героя, когда камера двигалась по кругу, а видеоряд снимался на сверхширокоугольный объектив выдвинуло Сергея Урсуевского в число самых знаменитых кинооператоров в истории мирового кинематографа.
То что фильм «Летят журавли» стал первым и единственным произведением советских кинематографистов получившем главный приз Каннского кинофестиваля, факт общеизвестный. А вот то, что на этом же фестивале Сергей Урсуевский был награжден Призом высшей технической комиссии Франции мало кто знает.
В том же году он стал лауреатом МКФ в Мехико.
В дальнейшем Сергей Урсуевский и Михаил Калатозов вместе сняли фильмы:
и
В 1968 году Сергей Павлович Урусевский снял фильм «Бег иноходца» по имевшей огромный успех в 60-е годы повести Чингиза Айтматова «Прощай, Гульсары!». Причем в данном случае он выступил не только как главный оператор но и как режиссер – постановщик.
Последней работой замечательного кинематографиста стал фильм «Пой песню поэт» посвященный жизни и творчеству Сергея Есенина. Сценарий Урусевский написал в соавторстве с Геннадием Шпаликовым, который, как известно сам писал прекрасные стихи, а на главную роль пригласил замечательного актера Сергея Никоненко.
Скончался С.П. Урсуевский в ноябре 1974 года. Похоронен на 26 участке Введенского кладбища в Москве.
Дуров Лев Константинович (1931–2015)
Один из самых всенародно любимых актеров советского театра и кино, режиссер, писатель. Народный артист СССР. Принадлежал к знаменитой цирковой династии Дуровых, хотя ни его родители ни он сам к цирку никакого отношения не имели.
Родился 23 декабря 1931 года в московском районе Лефортово.
С самого раннего детства ощущал необыкновенную тягу к сцене и в школе был одним из самых активных участников художественной самодеятельности.
Во время Великой Отечественной войны Лева и его друзья почти все свободное время проводили в госпитале для раненых бойцов, где не только выступали с самодеятельными номерами, но и помогали, чем могли.
После окончания средней школы поступил в Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького на курс Г. А. Герасимова и С. К. Блинникова.
Его преподавателями были многие замечательные актеры МХАТа, но сам Лев Константинович всегда говорил, что главным его наставником и человеком, сыгравшим огромную роль в его становлении как актера и режиссера стал Анатолий Васильевич Эфрос.
Они встретились впервые в 1954 году, когда начинающий актер Лев Дуров попал в Центральный детский театр. Они проработали в ЦДТ около 10 лет, а затем Эфросу предложили перейти в Театр им. Ленинского комсомола, и он позвал Дурова с собой.
В 1967 году они вместе оказались в Театре на Малой Бронной, где Лев Константинович служил до конца жизни.
Леонид Каневский, Лев Дуров, Анатолий Эфрос и Андрей Миронов во время работы над спектаклем «Продолжение Дон Жуана» в театре на Малой Бронной.
За почти 50 лет службы в Театре на Малой Бронной Лев Дуров сыграл более чем в 70 спектаклях, 20 из которых поставил сам. В 2003–2006 годах был главным режиссером театра.
В кино начал сниматься с середины 50-х годов прошлого века. Более 10 лет режиссеры предлагали ему главным образом небольшие, остро характерные роли.
Но вот в 1967 году кинорежиссеры Владимир Бычков и Сергей Скворцов предлагают ему главную роль в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» на киностудии «Беларусь фильм».
По сюжету картины являющейся экранизацией романа В. Короткевича "Христос приземлился в Гродно", некий бродячий актер Юрась Братчик соглашается изобразить мессию перед доведенными до отчаянья крестьянами, дабы призвать их к смирению, но в итоге становится вождем народного восстания.
В итоге фильм в прокат выпущен не был … но был куплен Ватиканом. Советские зрители увидели картину только через 22 года под названием литературного первоисточника.
Ну а потом были десятки даже сотни самых разных персонажей из разных стран и эпох.
сего фильмография Льва Константиновича Дурова насчитывает более 200 различных работ.
У актера был характерный, легко узнаваемый голос, которым он безупречно владел. На его счету более 30 озвученных мультфильма самым популярным из которых стал, несомненно, цикл «Трое из Простоквашино», где его голосом говорит пес Шарик.
Скончался замечательный актер 20 августа 2015 года. Похоронен на 5 участке Новодевичьего кладбища (центральная аллея).
Памятник на могиле работы знаменитого скульптора Александра Рукавишникова, представляет собой мраморную стелу высотой несколько метров на вершине которой стоит фигура мальчика, одетого по послевоенной моде, который гоняет голубей. Дело в том, что родные хотели, что бы он остался в нашей памяти не умудренным опытом стариком, а юным, влюбленным в жизнь мальчишкой из Лефортова 40 –х годов, каким он оставался всегда.
В декабре 2019 года, рядом со Львом Константиновичем упокоилась дочь, актриса Екатерина Львовна Дурова.
Вот такие замечательные люди родились в разные годы 23 декабря.
На этом мои уважаемые читатели позвольте сегодня прерваться. Всего вам доброго и до скорой встречи.