Найти в Дзене
ИстФакт

Дворянские «зарплаты» или почему каждый гусар мечтал о белых лосинах

Проблемы задержек зарплат в России начались вовсе не в девяностые. Дворяне постоянно страдали от задержки жалования. Оно платилось нерегулярно. В начале XVIII века по третям. То есть, ему можно получить было раз в 4 месяца. В некоторых местах оно платилось по полугодиям. Только к середине XIX века оно стало платиться почти ежемесячно, но дворянские зарплаты не соответствовали реальным ценам. Пушкин имел придворный чин камер-юнкера, но он сам не раз говорил и писал, что рассматривает эту должность как некую подачку. Он получал очень мало для дворянина, правда, он и не работал вообще никак. Напомним, что дворяне были обязаны одеваться соответствующим образом. Придворную спецодежду они покупали за собственный счет. Годовое жалование придворного Александра Пушкина — 700 рублей. Приличный фрак стоил от 130 рублей, цилиндр — 11 рублей, скромная шинель — около 90 рублей. Денег катастрофически не хватало. Но тем, кто поступил на военную службу, приходилось еще сложнее. Форма стоила намного до

Проблемы задержек зарплат в России начались вовсе не в девяностые. Дворяне постоянно страдали от задержки жалования. Оно платилось нерегулярно. В начале XVIII века по третям. То есть, ему можно получить было раз в 4 месяца. В некоторых местах оно платилось по полугодиям. Только к середине XIX века оно стало платиться почти ежемесячно, но дворянские зарплаты не соответствовали реальным ценам.

Пушкин имел придворный чин камер-юнкера, но он сам не раз говорил и писал, что рассматривает эту должность как некую подачку. Он получал очень мало для дворянина, правда, он и не работал вообще никак. Напомним, что дворяне были обязаны одеваться соответствующим образом. Придворную спецодежду они покупали за собственный счет.

Годовое жалование придворного Александра Пушкина — 700 рублей. Приличный фрак стоил от 130 рублей, цилиндр — 11 рублей, скромная шинель — около 90 рублей. Денег катастрофически не хватало. Но тем, кто поступил на военную службу, приходилось еще сложнее.

Форма стоила намного дороже светского костюма. Белые обтягивающие лосины в те времена были не только признаком мужества, но и богатства. Также на форме должна присутствовать золотая вышивка, меха и другие дорогие украшения.

Парадные сапоги стоили 20 рублей, золочёные эполеты — 13 рублей, сабля — от 15. Если офицер переходит из одного полка в другой, то и каждая вышивка должна быть сделана заново и за собственный счёт. Офицера лейб-гвардии Михаила Лермонтова посадили на гауптвахту из-за неформенного шитья на воротнике и обшлагах вицмундира.

Когда в одном полку нужно было иметь лошадь только одной масти и одной породы. И заказать хороший мундир. И необходимый вид оружия. Это все были собственные расходы офицера. И деньги на это шли такие, что никакого жалования не хватало. И очень часто вот эта служба в гвардейских полках. Она несла самое настоящее разорение семьям.

Чтобы не разориться, первые люди страны находили дополнительные источники заработка. При Петре Великом барон Шафиров, граф Толстой и князь Меншиков устраивали фабрики. При Елизавете князь Куракин торговал пенькой, а граф Воронцов вел заграничную торговлю, перехватывая финансовые потоки у купцов. Но Екатерина II дворянскую бизнес-схему сломала. «Противно существу самодержавного правления, чтобы дворянство в оном торговлю производило», — писала императрица в своем «Наказе». Но потеряв бизнес, чиновник высокого ранга мог получать средства на проживание только из государственной казны, только из рук монаршей особы.