В викторианскую эпоху быть в долгах и неспособным заплатить считалось тяжким преступлением.
По всей Великобритании для заключения таких «финансовых преступников» существовали специальные долговые тюрьмы, составлявшие почти половину всех пенитенциарных заведений страны.
Начиная с XIV века и вплоть до реформы по Закону о должниках 1869 года, за долг всего в 40 шиллингов (около 278 фунтов или немногим менее 30 тыс. рублей в пересчёте на 2014 год) любого могли бросить за решётку. Неудивительно, что ежегодно за долги оказывались в заключении около 10 000 человек. В то время объявить о банкротстве могли только торговцы и коммерсанты, поэтому за решётку чаще всего попадали бедняки из рабочего класса.
Само по себе заключение не было наказанием. Меру пресечения определял судья: от казни и порки до заковывания в колодки или у позорного столба для унижения и причинения страданий. Тюрьма же была лишь местом содержания до выплаты долга или судебного вердикта.
Эти заведения функционировали как платные постоялые дворы, управляемые жадными смотрителями нередко с садистскими наклонностями. Условия были ужасающими, жестокое обращение — обычным делом. Заключённые вынуждены были платить за комнаты, еду и даже за такие рутинные действия, как поворот ключа или снятие кандалов. Тюрьмы стали идеальной системой вымогательства.
В лондонской долговой тюрьме Маршалси для привилегированных узников, которые могли себе это позволить, имелись бар, лавка и ресторан. Остальные же были скучены в крошечных камерах. Самые бедные, неспособные оплатить еду, голодали, если только кто-то не подавал им милостыню. Однако пожертвования часто разворовывались тюремщиками.
Маршалси была самой печально известной из всех долговых тюрем, чему особенно поспособствовали произведения Чарльза Диккенса. Его отец попал туда в 1824 году за долг булочнику.
Это событие настолько потрясло писателя, что он навсегда стал ярым поборником тюремной реформы. Диккенс описывал Маршалси и другие долговые тюрьмы в нескольких романах: «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Дэвид Копперфилд» и, наиболее подробно, в «Крошке Доррит», где отец главной героини оказывается в Маршалси из-за долговых обязательств столь запутанных, что никто не может понять, как его освободить. Тема долга и социальной несправедливости стала лейтмотивом его творчества.
Выбраться из тюрьмы должнику было крайне сложно, поскольку к исходной сумме долга добавлялись всё новые тюремные поборы. Помимо платы за еду и кров, узников штрафовали за множество «преступлений»: чрезмерный шум, драки, ругань, курение, воровство, порчу лестницы и так далее.
Даже погасив первоначальный долг, заключённый мог остаться в застенках из-за денег, причитающихся самой тюрьме. Когда в 1842 году закрыли тюрьму Флит, там обнаружили двух должников, просидевших по тридцать лет.
Поэтому узники часто перевозили в тюрьму свои семьи, принимая её за новый дом. Когда отец Диккенса оказался в Маршалси, его жена и младшие дети поселились там вместе с ним, в то время как двенадцатилетний Чарльз жил на квартире у друга семьи.
В долговых тюрьмах формировались целые сообщества. Люди тайно венчались, рожали и растили детей. Даже появился термин «флитский брак», обозначавший любое тайное венчание, совершённое вне церкви.
Заключённым обычно разрешалось выходить на работу, чтобы заработать на своё содержание. В 1729 году в Маршалси один узник содержал кофейню, другой — мясную лавку. Также там работали портной и цирюльник. Некоторые комнаты использовались как публичные дома.
Это жуткое учреждение было окончательно закрыто постановлением парламента в 1842 году. Большая часть тюрьмы впоследствии была снесена, хотя некоторые её помещения использовались под магазины и жилые комнаты вплоть до XX века. Сейчас на этом месте находится библиотека. От Маршалси осталась лишь длинная кирпичная стена, отмечавшая её южную границу.
Смотрите также на нашем канале:
Подписывайтесь на наш канал и ставьте 👍, чтобы не пропустить другие интересные посты.