...Читать далее
Герой сегодняшнего интервью - Фёдор Иванович Парамонов.
- Добрый день! Представьтесь пожалуйста перед аудиторией: кто вы и кем работаете?
- Меня зовут Федор Парамонов, я директор медиахолдинга в Березниках-Соликамске. У нас здесь два телеканала. Это 22-я кнопка по Березникам, телеканал “Своё ТВ” это получается общедоступный муниципальный телеканал, вот как в Перми “Рифей” 22-я кнопка, так вот здесь у нас Березниках - это “Своё ТВ”. То же самое в Соликамске это телеканал “Соль ТВ” тоже 22-я кнопка. Ещё в нашем медиа-холдинге две газеты: “Березниковская неделя” и “Березниковский рабочий” — это два ведущих издания городских. Помимо этого, паблики в соцсетях и типография еще входят в нашу орбиту. Что еще? Плюс продаем рекламу на радио. Ну, в общем, такой комплекс разных медийных услуг по Березникам и Соликамску.
Выпуск газеты "Березниковская неделя" от 25 апреля 2025 года.
- И чем конкретно вы занимаетесь?
- Руковожу всем этим процессом, этим хозяйством. Иногда вспоминаю свою журналистскую деятельность. Я веду эфиры в новостях, и на “Своё ТВ”, и на “Соль ТВ”, иногда делаю интервью и программы выпускаю, но не в постоянном режиме. То есть журналистскую деятельность я не оставил. Сейчас у меня больше организаторская, менеджерская деятельность, но журналистская деятельность тоже присутствует.
Фёдор Иванович берёт интервью у губернатора Пермского края Махонина Дмитрия Николаевича.
- Как вы начинали работать?
- Я начинал еще в студенческие годы. Я вообще по образованию политолог, я закончил Пермский Государственный Университет. Это был конец 90-х, начало 2000-х. С 97-го по 2002-й я учился в университете. И еще студентами мы с друзьями, коллегами подрабатывали в газетах. Тогда это была газета «Досье 02», это, наверное, 99-й год, когда я там еще студентом первые статьи написал.
А потом уже была деловая пресса. Газета «Пермский обозреватель», а потом газета «КоммерсантЪ». С 2002-го, по-моему, по 2004-й я как раз в «КоммерсантЪ’е» работал, в пермском. Там занимался рекламой и параллельно, значит, писал статьи. Постепенно пришло понимание, что работа в медиа — это самое близкое мне занятие. Интересное, активное и есть куда расти всегда.
Пермский Государственный Университет (ПГУ).
- А что именно вам в медиасфере нравится? Что приносит удовольствие?
- Наверное, сама динамика высокая — это раз. Во-вторых, все равно приятно, когда мы помогаем людям. Я и коллегам своим говорю, что одна из наших главных задач и миссий — это всё-таки помощь конкретным жителям, конкретным людям, которые к нам обращаются. Ну, помимо такой главной задачи информирования, то есть, что делают СМИ-информационные? Рассказывают, что происходит и интерпретируют события: “Да, вот это произошло, это повлияет на вас таким-то образом. Почему это важно? Вот потому-то. А почему это не важно? Вот такие причины.”
Все равно нас воспринимают по-прежнему как средство достучаться до чиновников, решить какие-то проблемы, пока это работает. Сюжет о том, что, например, у какой-нибудь бабушки проблемы с крышей, управляющая компания не работает или администрация города не справляется со своими задачами, это сразу придает ускорение всем участникам процесса и происходят позитивные изменения.
И ощущение того, что мы пользу приносим конкретным людям, ну и обществу в целом, это постоянно подпитывает нас, как корреспондентов и журналистов, нашу редакцию. Сделать приятное, помогать людям. Вот такая, наверное, задача. - Вам всегда была интересна общественно-полезная журналистика, или вы как политолог по образованию, политической журналистикой тоже интересовались?
- Интересовался, конечно, и писал материалы, но понятно, что за 20 лет ситуация в стране сильно изменилась. Поэтому это дело сейчас чрезвычайно опасное, и это тонкий лёд.
- Есть ли у вас опыт работы корреспондентом или ведущим на радио?
- Да, я был корреспондентом, внештатным корреспондентом в газете. Сперва там, да, писал материалы, заметки. Молодежная страничка была в газете “Досье 02”. Потом газета «Пермский обозреватель», потом вот «Коммерсант». Еще после «Коммерсанта» я работал уже на другой стороне баррикад, я был начальником пресс-центра “Пермских Моторов”- крупного предприятия, там уже, естественно, специфика журналистской работы была другой. Это были внутренние коммуникации, материалы в газету и материалы на внешний контур, это пресс-релизы, статьи в разные профильные издания, но не только профильные, пермские, краевые. У меня есть опыт работы и в качестве пиарщика, и журналиста внутренних коммуникаций, и журналиста на внешней среде, и печатной, и телевизионной журналистики.
Ну и радио тоже, потому что в период, сейчас я вспомню, ну может быть с 15-го по 18-й год я на “Эхо Перми” вёл программу «Особое мнение». Ну это было чисто так, хобби, без денег, просто интересно было. То есть опыт есть во всех сферах журналистики. - Хочу спросить по поводу профессиональных советов. Как, допустим, журналист начинающий может отличать фейковую, какую-то ложную информацию от настоящей? Существуют какие-то маркеры, по которым можно определить или это приходит лишь с опытом?
- Понятно, что даже профессиональные журналисты могут обмануться, поверив, например, не надежному источнику. Первый момент — это все-таки выбор источника информации. Если инфа заходит с какого-то непонятного сайта или вообще странных каких-то ресурсов, то это первый звоночек, что надо проверять и не торопиться.
Но, опять же, у нас бывало так, что даже наши государственные СМИ подхватывали информацию этого, например, шуточного информагентства «Панорама», которые просто прикольные новости выдают, а некоторые думали, что это настоящее. Конечно, это надо просто здравый смысл включать и перепроверять, самое-то главное, факт-чекинг.
Смотреть вообще, подтверждается эта информация в других источниках или нет, если там, допустим, какие-то уже официальные лица подтвердили это - тогда да. Значит информацию верифицировали.
Но понятно, что если информация очень такая специфическая, допустим, какие следственные действия происходят или возбудили дело, то, конечно, мы в первую очередь на официальные источники ориентируемся, на сообщения тех же МВД, Следственного комитета, прокуратуры. И там очень тщательно нужно взвешивать каждое слово, так как, если что-то неосторожно напишешь, те же потом подследственные или даже уже осужденные будут на тебя подавать в суд - отстаивать свои честь и достоинство и т.д.
Было такое же в практике. И было даже такое, когда, например, мы с сайта прокуратуры брали информацию, писали заметку про это, как раз когда я работал в “Российской газете”, у нас такое было. Оказалось, что прокуратура ошиблась, они потом тихонечко с сайта удалили эту заметку, а осужденные потом, уже даже сидя в колонии, подали на нас в суд, и мы вынуждены были опровержение по этой заметке писать, потому что что-то было там не так написано.
Ну какая-то была неправда, какая-то неточность была. То есть даже официальный источник может ошибиться, я так скажу. Поэтому тут надо очень осторожно, тем более закон “О персональных данных” существует и очень сурово государство карает за его нарушение: неосторожно сказанное слово — это десятки, сотни тысяч рублей. В этом плане происходит закручивание гаек в отношении СМИ.
Ситуация за 20 лет изменилась кардинально - просто идем по минному полю и не знаем даже где можем наступить на мину и подорваться на ней. Для журналиста все сложнее и сложнее пройти между струек и не наступить, не вляпаться во что-нибудь. - Сохраняются вообще какие-то перспективы профессии? Или открываются новые?
- Конечно сохраняются. Несмотря на то, что соцсети сейчас стали основным источником информации для людей. За интерпретацией событий люди все равно приходят в СМИ - сохраняется доверие. Потому что для старшего поколения газета — это пока самый высокий уровень доверия как источник информации. Понятно, что это уже 55−60+, наши читатели, в телеке там помоложе, но все равно пока вес официальных традиционных СМИ, он несравнимо выше большинства групп, пабликов, ну и, соответственно, телеграм-каналов. Соцсети пока не могут заменить полностью журналиста и вообще работу редакции.
- А вы бы какой дали совет? На что делать ставку сейчас? В какой сфере работать?
- Сейчас имеет смысл все-таки прокачивать свои навыки по линии цифровых СМИ: Reels, Shorts и клипы. Умение общаться, разговаривать на камеру, поскольку видео, оно как начало 10 лет назад набирать обороты и отжимать внимание людей, так и продолжает это делать. Еще недавно, лет 5–7 назад не было Shorts и Reels, маленьких форматов. Сейчас мы видим, что это просто повсеместно, и все больше людей залипает на просмотре короткого формата. Мы сейчас тоже и анонсы, и какие-то клипы, пытаемся переупаковать в более короткие форматы.
Допустим, сейчас мы закупили на редакцию телефоны, чтобы корреспондент мог сам себя записать в случае, если, например, оператор не может приехать, или несколько событий одновременно происходят.
Чтобы человек мог сам себя обслужить, корреспондент должен владеть навыком мобильной съемки. В распоряжении у него есть стабилизатор и телефон. Приехал, поснимал, сам себя записал. По дороге назад можно записать клип. Суметь сделать сюжет, переупаковать его потом в клип для соцсетей — вот тот навык, который нужен сейчас журналистам.
И техника современная позволяет уже самому снимать, самому опять же монтировать, самому там выходить в эфир при необходимости. То есть этих технических сложностей, как там еще 10 лет назад, уже сейчас их нет. И качество картинки ничем не хуже, чем профессиональная камера.
Вот вы журналисты, просто свой день, где вы живете, как добираетесь до учебы, в чем заключается сама учеба. Даже ничего придумывать не надо, вы просто описываете свой день. И тем самым вы уже себя заявляете на этом медийном рынке, на большом конкурентном. Вы тренируетесь в ежедневном режиме записывать какие-то короткие форматы.
Современная техника, она позволяет уже с сегодняшнего дня стартовать в конкурентной журналистской среде, медийной, так скажем, блогерской. И сейчас эти границы, они ведь очень стираются. Популярность некоторых блогеров, она выше, чем у многих СМИ со столетней историей. - Понятно, что наличие профессиональных навыков делает журналиста более конкурентноспособным. Но какие черты характера, личностные качества помогут журналисту стать более успешным?
- Если говорить про личные качества, наверное, в первую очередь это все-таки любопытство. То есть вам должно быть искренне интересно. И это всегда видно. Должен быть искренний интерес к тому, что ты делаешь. Второе, это желание, чувство какой-то справедливости, в случае если это действительно какая-то общественно-политическая тема.
Должно быть то, что мотивирует журналиста разобраться, провести журналистское расследование, если мы говорим о таком сложном жанре. Это же желание докопаться до правды, вывести кого-то на чистую воду, какое-то чувство справедливости.
Эрудированность обязательно нужна. Вы общаетесь с разными людьми, и обязательно нужно побольше читать. Даже если вы снимаете видео и специализируетесь на видео, то все равно словарный запас, общая эрудиция, умение связывать слова в предложении — это общий базовый уровень грамотности и начитанности человека. Внимательность к деталям, умение вести диалог и не поддаваться на манипуляции. Очень много интересных людей, которым ты хочешь задать какие-то острые вопросы.
И вот важно тут сохранить баланс, чтобы достичь цели своего интервью, но и не обидеть гостя. Мы говорим не про какое-то спокойное интервью. В ответах люди могут всячески увиливать, либо идти во встречную атаку. И тут важно сохранить эмоциональную устойчивость и задавать те вопросы, которые интересны и автору интервью, и зрителям. Интервью делается для зрителя, задаются те вопросы, которые интересны зрителям. И не факт, что эти вопросы приятны человеку, у которого берут интервью.
Но это уже другая история, как научиться брать интервью и задавать сложные, неприятные вопросы. Не все это могут, особенно в начале пути. В некоторой степени ты вступаешь в конфликт с человеком. Поэтому это, конечно, тоже отдельный жанр, который надо учить. - Могли бы вы дать какое-то напутственное слово всем начинающим журналистам?
- Первое — это все-таки повышать свой культурный уровень. Читать, смотреть. Максимально бережно относиться к своему внутреннему ресурсу, который называется вниманием. Не отвлекаться на быстрые и короткие источники дофамина, грамотно распределять своё время.
Пробовать себя уже сейчас: брать друг у друга интервью, пытаться заводить свой личный блог. Практика — это самое главное в нашем деле. Сейчас у вас есть прекрасная возможность, возраст, все пробовать, вам все сейчас будет простительно. Ну если в рамках закона, в рамках морально-нравственных всех императивов, это понятно. Вывод следующий: не ждите, начинайте прямо сейчас и будет вам счастье!