𖡡 США / Европа
Сегодня — день памяти Peggy Guggenheim (1898-1979), которая стала одной из самых влиятельных женщин-коллекционеров в истории искусства.
Гуггенхаймы – семья крупных промышленников и политиков в США. Основатель династии – Мейер Гуггенхайм, наследник крупного состояния. Сын – Бенджамин стал отцом Пегги.
В молодости девушка начала проявлять бунтарский дух. Вопреки запрету матери она устроилась работать помощницей к дантисту и продавщицей в книжный магазин. Дальше она переезжает в Европу, легко входит в новую жизнь: вокруг нее крутятся разные деятели искусства, она сводит людей искусства, писателей, помогает художникам, покупая картины, или просто предлагая деньги.
Первая галерея Пегги открылась в 1938 г. в Лондоне, вторая – в 1941 г. в Нью-Йорке. Она жила с Марселем Дюшаном, Максом Эрнстом, разными режиссерами, писателями, но главное – постоянно покупала и продавала картины, продвигала художников, сотрудничала с галеристами и меценатами.
Как человек с особым вкусом она бросила вызов тогдашним устоям (в свое время Лувр отказал ей предоставить площади под коллекцию, потому что посчитал «такие» объекты никому не нужными и не ценными), и прославилась новаторской коллекцией современного искусства.
Неоднократно Пегги сталкивалась с насмешками и непониманием, а ее фигура меркла на фоне дяди, крупного мецената Соломона Гуггенхайма, у того уже был фонд поддержки современного искусства. Кстати именно благодаря финансированию дяди возник необычный Музей Гуггенхайма в Бильбао, который сразил меня наповал в далеком 1999 г. грудой конфеток из лакрицы, которые предлагалось съедать, изменяя очертания инсталляции … но это совсем другая история.
Про Пегги много всего написано, но я расскажу про Африку.
В ее жизни есть мало известный, но важный эпизод: в 1950-х и 60-х гг. героиня обратилась к произведениям художников Африки, Океании и коренных народов Америки.
В ее голове быстро сложился диалог с европейскими работами из ее же коллекции художников-авангардистов.
Эти авторы явно заимствовали идеи из культур за пределами Европы.
Этих объектов не так много, думаю, несколько десятков.
И все же они существуют, являясь частью наследия крупной фигуры в мировом искусстве.
Кстати в 2020 г. этой части коллекции даже была посвящена выставка в Венеции.