КАМАЗ переписал задачи на пятилетку — жизнь сложилась хуже худшего прогноза
Сегодня днем КАМАЗ представил обновленную стратегию до 2030 года, в которой снизил цели по выручке и продажам на 15–20%. К примеру, теперь завод ориентируется на задачу в 51 тыс. проданных грузовиков к 2030-му, а ранее закладывали показатель в 60 тысяч. Предыдущая стратегия вышла в конце 2023 года и рынок сложился даже хуже, чем заложенный в ней пессимистичный сценарий, объясняет генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин. Главным риском на горизонте пяти лет компания видит усиление конкуренции. А в этом году планирует продать столько же, сколько в прошлом, — 35 тыс. машин. Падение продаж на рынке компенсирует рост поставок по гособоронзаказу, поясняет источник «БИЗНЕС Online».
Рынок сложился хуже худшего прогноза КАМАЗа
Накануне КАМАЗ подвел некоторые итоги напряженного года. Продажи завода упадут «только» на 20%, а вот у конкурентов спад будет сильнее, заявил гендиректор завода Сергей Когогин. Что будет с продажами в следующем году, говорить не стал. Но признал, что признаков восстановления рынка грузовых автомобилей в 2026-м компания пока не видит. В этом году будет продано 52–55 тыс. грузовых автомобилей, и в следующем «сценарий, вероятно, повторится».
Так что в ближайшей перспективе поводов для большого оптимизма у компании нет, но она пытается найти их в среднесрочной. Сегодня челнинский автогигант опубликовал обновленную стратегию до 2030 года, которую утвердили на недавнем заседании совета директоров. Предыдущая Стратегия-2030 появилась не так давно, в феврале 2024-го, и мы разбирали ее в отдельном большом материале. Теперь документ понадобилось доработать, актуализировать.
«В стратегии компании, разработанной в 2023 году, рискориентированный сценарий рассматривался как потенциально возможный, но по факту он реализовался с еще более негативными эффектами, чем предполагалось», — объясняет Когогин в обращении к акционерам, сотрудникам и партнерам КАМАЗа. Говоря проще, события на рынке развиваются даже хуже, чем закладывала компания в пессимистичном прогнозе, и потому стратегию пришлось переписывать.
Как негативные факторы шеф КАМАЗа перечисляет усиление санкций, «масштабное» падение спроса на рынке и многократный рост стоимости финансовых ресурсов (читай: запретительно высокие ставки по кредитам). В этих условиях завод сохранил стабильное производство, выполняет все госзаказы и «усиливает рыночную конкурентоспособность». Довольно общие фразы.
Обновленная стратегия теперь с прогнозом до 2036 года. Как говорит Когогин в обращении, она нацелена на «оптимизацию и повышение эффективности бизнеса по всем направлениям». Компания намерена выйти из «негативной экономической ситуации» на положительные финансовые результаты в ближайшие 2–3 года, до 2028-го.
Добиться долгосрочного отраслевого лидерства компания собирается за счет развития продуктовой линейки нового поколения грузовиков К5 и пассажирского транспорта, а также ввода в действие «проектов технологической модернизации и локализации компонентной базы», новых бизнес-моделей и цифровых решений. Это также довольно общие фразы, но стоит пояснить, что опубликованный документ — это только публичная часть. Есть еще и непубличная, она объемнее.
Еще стоит говориться, что стратегия — это скорее ориентир, чем какой-то юридически обязывающий документ, она может меняться. «Любая стратегия — это направление развития. Направление не меняется. Стратегия раз в несколько лет актуализируется под текущую ситуацию в экономике страны и на рынке, но в целом направление остается прежним», — подчеркивал в беседе с «БИЗНЕС Online» источник на КАМАЗе.
В этом году общие продажи останутся на уровне 2024-го — спасибо ГОЗ
Справедливости ради заметим, что предыдущая стратегия была утверждена еще в декабре 2023 года (просто опубликовали ее позже, в феврале 2024-го), так что обновление случилось через два года. Как было и как стало? Завод по-прежнему занимает 1-е место на российском рынке грузовиков массой свыше 14 т и у него более 200 дилерских центров в России.
Если в стратегии двухлетней давности КАМАЗ отмечал, что экспортирует продукцию в более чем 30 стран, то в нынешней таких «больше 25». Несмотря на сокращение числа государств, завод хочет завершить год с ростом экспорта на 10%. Такой прогноз недавно представлял Когогин. Экспортные поставки вырастут за счет стран не столько ближнего зарубежья, сколько в основном дальнего, подчеркивал гендиректор. Судя по презентации, в 2022 и 2023 годах завод продавал на экспорт по 5 тыс. машин, а в 2024-м — 4 тысячи.
Если на конец 2023-го в группе компаний «КАМАЗ» было 128 организаций, то теперь 163, а число работников выросло с 57 тыс. до 62 тысяч. Не столь важная, но тоже показательная деталь. В новой стратегии завод именует себя уже не как 19-кратный победитель ралли-рейда «Дакар», а как «многократный победитель международных ралли-рейдов».
Более «свежие» цифры по продажам. На максимум продаж завод вышел в 2021 году, когда было реализовано 45 тыс. грузовиков, а затем по нисходящей. В 2022-м — 43 тыс. машин, в 2023-м — 41 тыс., в 2024-м — уже 35 тысяч. Прогноза по результатам 2025-го в стратегии нет. Каких итогов ждем?
Накануне Когогин заявил, что продажи сократятся на 20%, но есть важное уточнение. Как подсказывает источник «БИЗНЕС Online», речь была о рыночных продажах. В целом же планируется в 2025 году продать столько же, сколько в прошлом, — 35 тыс. автомобилей. Каким образом? Падение продаж на рынке будет компенсировано увеличением поставок по гособоронзаказу, объясняет собеседник.
Главным риском КАМАЗ видит «усиление конкуренции»
Два года назад в стратегии Россия была на 5-м месте в рейтинге топ-20 рынков тяжелых грузовиков после Китая, США, Индии и Бразилии. Теперь на 4-м месте, выше Бразилии. Китайский рынок лидирует в мире с 2006 года, индийский теперь не «догоняет», а «обогнал» рынок США, а российский все еще на 1-м месте в Европе. Среди мировых производителей КАМАЗ, как и в 2022-м, занимает 14-е место. В двадцатке сразу 8 компаний из КНР.
А что с российским рынком? Если в 2023 году ситуацию КАМАЗ описывал как «восстановительный рост», а рынок РФ оценивал в 4% от мирового, то теперь картина иная. Наступила «стадия коррекции», аккуратно пишет завод и отмечает, что на Россию приходится уже 2,6% мировых продаж.
Что дальше? Основа спроса на отечественном рынке — потребность в обновлении парка грузовых автомобилей. Сейчас парк грузовиков в РФ насчитывает 2 млн штук, средний возраст машины — 17 лет, а в год обновляется 4–5% машин. «Российский рынок грузовиков характеризуется высоким уровнем волатильности и неопределенности развития», — сказано в стратегии. Судя по одному из графиков, при постепенном восстановлении рынок к 2030-му выйдет на показатель в 74 тыс. проданных машин в год.
«Наибольшим риском по влиянию и вероятности наступления является усиление конкуренции на российском рынке коммерческого автотранспорта», — говорится на одном из слайдов стратегии. Очевидно, завод опасается прежде всего соперничества с китайскими машинами, но прямо об этом (в отличие от предыдущей стратегии) уже не говорит.
В документе отмечается, что значительно усилилось влияние и вероятность наступления финансово-экономических рисков и рисков безопасности. И в целом компания стала шире смотреть на ситуацию с рисками.
И какие теперь финансовые цели?
Целевые ориентиры по выручке и объему продаж на горизонте 2030 года снижены на 15–20% по сравнению со значениями в предыдущей стратегии.
Документ предполагает, что выручка компании будет расти в среднем на 7,9% в год — «значительно выше инфляции за счет увеличения масштаба и расширения направлений бизнеса» — и к 2030-му в базовом сценарии достигнет 655 млрд рублей. В 2024 году выручка составила 394 млрд рублей и должна вырасти таким образом на 261 миллиард. Ранее планировалось в базовом сценарии достичь к 2030-му выручки в 806 млрд рублей.
Продажи грузовиков к 2030 году компания видит на уровне 51 тыс. штук. При этом оговаривается, что свыше 50 тыс. автомобилей на КАМАЗе не выпускали с 2008-го. Оговоримся, что в этом году 52–55 тыс. грузовиков — это весь объем российского рынка. В предыдущей стратегии планировалось к 2030-му выйти на показатель в 60 тыс. грузовиков.
Доля экспорта в продажах КАМАЗа к 2030 году, как ожидается, изменится незначительно — до 13% с 12% в 2024-м. Уровень рентабельности по EBITDA к 2030-му прогнозируется как среднеотраслевой для отрасли коммерческого транспорта — 7% против 9% в 2024 году. Ранее собирались выйти на доли экспорта 16% и рентабельности по EBITDA на уровне 9%.
Таким образом, цель по выручке снизилась на 18,7%, по продажам — на 15%. Это базовый прогноз, но также есть оптимистичный и пессимистичный. При первом продажи и выручка окажутся в 1,2–1,4 раза выше, чем в базовом прогнозе, при втором показатели будут на 15% ниже.
В стратегии также есть ориентиры КАМАЗа на горизонт до 2036 года, которые ранее не раскрывали. Компания намерена достичь выручки в 977 млрд рублей, продаж — 56 тыс. грузовиков в год, 17-процентной доли экспорта и 8-процентной рентабельности по EBITDA.
«Что должно произойти в экономике страны, чтобы спрос на грузовики настолько вырос?»
В современном мире в принципе сложно планировать на несколько лет вперед, отметил в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор журнала «Comvex ревю» Александр Солнцев. По его мнению, скорее реализоваться может либо пессимистичный, либо базовый сценарий.
«Потому что основной объем продаж КАМАЗа — это тяжелые грузовики. А по статистике последних лет 10, средний объем продаж тяжелых грузовиков в Российской Федерации — 70 тысяч штук. Всех грузовиков — и КАМАЗа, и иномарок, и группы „ГАЗ“, и автомобильного завода „Урал“, и так далее. Вот что должно произойти в экономике страны, чтобы спрос на грузовики настолько вырос?» — задается вопросом собеседник.
«Грузовой транспорт — это инфраструктурная отрасль, которая целиком и полностью зависит от состояния экономики, потому что она обслуживает экономику. Если экономика растет, соответственно, увеличивается спрос на перевозки. Если экономика стагнирует, то, соответственно, стагнирует и спрос на перевозки. Если экономика падает, то и спрос на перевозки падает. Здесь в общем все очевидно. Я бы, конечно, был рад, если бы наша экономика в заявленные сроки развивалась такими темпами, что удалось бы реализовать оптимистичный сценарий. Но, повторюсь, сейчас, на данном этапе развития, когда мы болтаемся у дна (да еще неизвестно, не постучится ли нам кто-то снизу), мне сложно предположить, что будет реализован именно оптимистичный сценарий», — отметил Солнцев.
Не повторится ли ситуация, при которой пессимистичный сценарий реализуется с еще более негативными последствиями? «Это Господь Бог только знает. Но тем не менее Сергей Анатольевич [Когогин] в общем в какой-то степени подтверждает и мои предположения, что, скорее всего, это либо реализация пессимистичного сценария, либо базового», — добавил спикер.
КАМАЗ вполне может выйти на показатель в 51 тыс. проданных грузовиков в год и раньше 2030-го, запланированного в базовом варианте стратегии, считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков.
«Здесь два тренда — тренд рынка в целом и тренд доли КАМАЗа на рынке. Рынок может снижаться или оставаться плюс-минус таким же по объему, но доля КАМАЗа может на нем расти. Судя по тому темпу, который сейчас взял КАМАЗ, я считаю, что у него есть все основания даже не то что надеяться, а быть уверенным в том, что на объем в 51 тысячу выйдут гораздо раньше», — заявил Кадаков в разговоре с «БИЗНЕС Online».
При этом ситуация на рынке все еще остается напряженной, признает эксперт. Сохраняется перезатоваривание, на складах стоят машины двух-трехлетней давности выпуска, по-прежнему сильно давят стоки лизинговых компаний. И такое положение, по его мнению, будет сохраняться как минимум в первой половине следующего года.
«Но в итоге все эти машины будут постепенно проданы. И все равно государству, народному хозяйству, компаниям нужен будет грузовик. Если мы говорим про рынок тяжелых грузовиков, HCV, то традиционный объем рынка, который отвечает запросам страны, — 60−65 тысяч машин [в год]. Я думаю, что мы на него и выйдем в ближайшее время. И у КАМАЗа, конечно же, здесь абсолютный приоритет», — рассуждает Кадаков.
Эксперт напоминает: если в 2024 году в тяжелом классе КАМАЗ занимал около 18% рынка, то 2025-й завершает с долей в 33%. А в приоритете и вовсе довести этот показатель до 50%. Для этого предприятие работает сразу в нескольких направлениях.
«Я неделю назад общался с Сергеем Анатольевичем Когогиным, и он мне подтвердил, что КАМАЗ будет работать и в тех направлениях, которые были традиционными, и будет развивать направления, которые по каким-то причинам были недостаточно развиты», — рассказал Кадаков. Одно из таких направлений — полноприводная техника, на которую сейчас большой спрос.
Кроме того, КАМАЗ идет в новую для себя нишу — выпуск лесозаготовительной техники. Раньше здесь работали полноприводные Volvo, Mercedes и другие зарубежные машины, указывает наш собеседник. Предприятие также продолжит работать с крупными торговыми сетями. «Я был неделю назад на КАМАЗе. И если раньше производили в основном седельные тягачи, то сейчас там и трехосные машины, и полноприводные уже с конвейера сходят», — приводит пример он.
Другой фактор заключается в том, что КАМАЗ повышает производительность труда и средний темп сборки. «Сейчас в смену они собирают 170 машин, хотят довести выпуск и до 180–190. А что такое темп сборки и увеличение производительности труда? Это снижение себестоимости», — рассуждает Кадаков. Разумеется, это скажется на привлекательности автомобилей для покупателя, уверен он.
Как выйти на заложенные показатели? «С одной стороны, расширение квалификации автомобилей в тех сегментах, где КАМАЗ не был предоставлен либо был предоставлен недостаточно. С другой — увеличение производства в традиционных для КАМАЗа сегментах. В-третьих, повышение производительности труда и снижение себестоимости (во всяком случае, не повышение цен в условиях, когда все растет). В сумме это очень хороший показатель», — резюмирует наш собеседник.
Помимо этого, нужно приводить всех игроков рынка в равные условия, считает эксперт. Так, необходимо исключить случаи, когда по дорогам общего пользования передвигаются автомобили, предназначенные, к примеру, для работы на карьере или перевозки угля. Такие авто, в отличие от «КАМАЗов», не соответствуют регламенту и разбивают дорожное полотно. «Конкуренцию тоже нужно выравнивать. Тогда у КАМАЗа появляются еще бо́льшие шансы в честной конкурентной борьбе повысить продажи», — заключил Кадаков. Заметим, что накануне против так называемых дорожных монстров из Китая выступил сам Когогин.