Юлия ТИТОВА, фото автора
10 декабря в школе №33 состоялась встреча с Егором Бероевым – российским режиссером, актером, соучредителем благотворительного фонда поддержки людей с особенностями развития «Я есть!». Приезд звезды фильма «На солнце, вдоль рядов кукурузы» стал возможен благодаря российскому обществу «Знание», Министерству просвещения РФ и национальному проекту «Молодежь и дети», который реализуется по поручению Владимира Путина.
Егор Вадимович стал лектором общества «Знание», которое ведет просветительскую деятельность. Именно оно выступило с инициативой запустить проект «Чтецкие программы», нацеленный на популяризацию литературы среди юных россиян. Проект мотивировал школьные читательские клубы на активную работу, предоставляя материалы для работы: интерактивные презентации по разборам произведений, викторины. Педагог-библиотекарь школы № 33 Марина Милёхина рассказала, что в старейшей школе города работа литкружка закипела. Восьмиклассники с интересом окунались в уже пройденный на уроках литературы материал. А когда дошли до Фета, к ребятам приезжал приглашенный лектор.
Каждый месяц формируется рейтинг самых активных клубов страны. Литературное сообщество нашей 33-й школы без труда заняло свое почетное место среди лучших. Для трех десятков объединений был подготовлен специальный подарок – встреча с выдающимся деятелем культуры. Для Берёзовского таким человеком стал Егор Бероев. На встречу с ним пришли учащиеся 5–11 классов, преподаватели учебного учреждения, глава округа. Евгений Рудольфович обратился к собравшимся:
– Сегодня знаменательное событие в жизни 33-й школы. Очень интересной, надеюсь, будет встреча. Насколько интересной – будет зависеть в том числе от вас, от вашего активного взаимодействия с нашим почетным гостем.
Не ковыряться в собственном пупке
В первой части встречи Егор Вадимович рассказал о своем читательском опыте: «Я читал “Преступление и наказание”, наверное, раз 5–6. Знаете почему? Потому что каждый раз, когда ты прикасаешься к этой книге, для тебя возникают ответы на совершенно разные вопросы». Читать классику Бероев начал с 11 лет, когда глаз упал на сборник Антона Павловича Чехова. Он выбрал тогда самый короткий рассказ. Ему очень понравилось. Выбрал следующий – побольше. Заинтересовало невероятно. Так добрался и до пьес. Егор Вадимович выделил еще одного автора, который в детстве запал в душу – фантаст Александр Беляев. Рекомендовал его собравшимся школьникам, кто еще не читал. А вот с кем бы актер и режиссер с большим интересом и радостью хотел бы пообщаться (если бы выпал случай выбирать из всех живших когда-то), так это с Николаем Гоголем: «Мне кажется, это потрясающая фигура. С таким большим количеством ярких, вкусных, живых образов, живых персонажей». Бероев отмечает, что для актера играть в пьесах Чехова и Гоголя – огромное удовольствие. Только, к сожалению, не всегда имеется такая возможность, да и «постановка спектакля – это всегда режиссер. И всегда какой-то смысл в этом должен быть. У нас не всегда бывает. Не все постановки удаются».
Егор Вадимович сказал, что читать книгу – сложно, потому что это долго, надо преодолевать длинные фразы и множество страниц, но, когда вчитываешься, начинает работать воображение, фантазия, что очень важно для человека. Он попросил ребят: «Когда будем читать отрывки, попробуем читать и видеть [представлять] то, что мы читаем. Тогда и ваши друзья, которые будут вас слушать, тоже будут это видеть». Бероев взял со столика листы с отрывком из повести Константина Паустовского «Вода из реки Лимпопо» и прочитал небольшой отрывок, а потом пригласил к себе «на сцену» желающего присоединиться. Вышла девочка Софья.
«Вам надо стараться читать так, чтобы услышал крайний человек у [противоположной] стены», – обратился к девочке Егор Вадимович после того, как она прочитала несколько слов. После его наставлений голос Софьи зазвучал увереннее, громче. «Очень важно, когда вы разговариваете на сцене, не замыкаться на себе, – добавил Бероев. – В актерской профессии говорят: ковыряться в собственном пупке. Очень важно сохранить партнерство. Для Софьи, для человека, который читает, партнер сейчас – в конце этого зала». Актер советовал чтецу опираться на диафрагму и на живот, чтобы помогать звукоизвлечению. В конце он похвалил школьницу. Для него было очевидно, что девочка много читает: «Она видит текст. Очень многие берут текст и не видят его, путают слова. Я вижу, что вы читаете, любите читать, я думаю, вы даже увлекаетесь чтением вслух. Очень здорово».
Читали вслух вместе с гостем Артём, еще одна Софья и Полина. Артёму было рекомендовано выделять интонацией главное и второстепенное, потому что, если читать все одинаково – слушатели заснут. А еще Бероев предложил парню представить девочку, которая ему нравится, и с этим образом в голове читать тот отрывок, где герой общается с женщиной, чтобы разговор выходил нежным и лирическим.
«На этом примере мы поняли, что, когда мы читаем, мы должны понимать, о чем мы читаем. Не только понимать, но и иметь свое отношение к тому, что читаем. Что такое отношение? Отношение – это наши личные переживания, что мы думаем по поводу этого. Это все-таки классический текст. В него много заложено чувств, эмоций. И слов очень красивых. Когда мы прочитали произведение, мы должны понять, что мы хотим сказать этим произведением, – подытожил Бероев и сделал замечание вездесущим шептунам. – Я понимаю, что некоторым очень сложно держать внимание. Уважайте время ваше и того человека, кто читает. Выйдите, если у вас есть смелость». А потом он обратился к учителям, передав свое восхищение ими, отметив, что необходимо иметь талант, чтобы общаться с детьми. «Вот я – бесталанный, с детьми общаться не умею», – закончил свое обращение режиссер и взял со стола «Записки охотника» Тургенева. «На сцену», после прочтения им небольшого отрывка, вышла Полина.
Школьнице он рекомендовал не торопиться, не стесняться и читать медленнее, брать паузы, представляя, о чем идет речь: «Все это связано с опытом. Нужно читать. Если есть возможность читать вслух на уроках – читайте. Это очень здорово, когда люди читают друг другу вслух. Это развивает ваше видение, логику. Вы же должны не просто прочитать, без смысла. Если вы вникаете в смысл того, что написано, вам надо передать тому человеку, кто слушает. Я, с вами разговаривая, вкладываю смысл в то, что говорю».
«Нам не нужны дети, которые врут»
Вторая часть встречи прошла в формате «вопрос – ответ». «У любого человека есть волнение, это значит, что он живой, что он с живыми эмоциями выходит на сцену. Если актер не волнуется – он не интересен зрителю», – сказал Егор Вадимович, отвечая на вопрос, как он справляется с волнением перед выступлением. Школьнице, которая планирует стать актрисой, Бероев посоветовал заниматься танцами, чтобы быть в форме, заниматься музыкальной грамотой, играть на музыкальных инструментах и петь. «Еще для актрисы очень важно читать книги и смотреть фильмы. Не только “Гарри Поттера”. Я бы советовал смотреть советские фильмы о Великой Отечественной войне, потому что там есть всё. Абсолютно все ценности. Учеба не должна быть развлекательной. И не надо участвовать в театральных кружках, потому что очень часто – что я вижу, – взрослые учат детей врать. А нам, в нашей профессии, не нужны дети, которые врут».
Отвечая на вопрос, нравится ли гостю быть актером, он сказал, что актером быть приятно. Профессия позволила ему увидеть много мест России и мира, познакомиться со множеством людей. И он отметил, что именно профессия привела его в Берёзовский пообщаться с ребятами, и это здорово.
Актер признался, что любит Бродского, Набокова, а самый важный для него поэт – Пушкин. Выборочно любит Есенина. «У Блока есть потрясающие стихи, очень чувственные», – сказал Бероев. Посоветовал детям Хармса. Отметил творчество Рождественского. А важные и нужные стихи о войне читает у Твардовского и Симонова.
«Мне кажется, я не хотел бы возвращаться в прошлое, мне нравится в настоящем. Я благодарен прошлому. Но надо жить сегодняшним днем», – ответил Егор Вадимович на вопрос школьницы, в каком фильме актер хотел бы сняться еще раз. Кстати, Бероев отметил, что такой вопрос ему задают впервые.
Егор Вадимович начинал карьеру как актер, а сейчас плотно занимается режиссурой, отсюда у нас возник вопрос: что Бероев не взял с собой в новую профессию, наблюдая долгие годы за множеством режиссеров? «Режиссеры не знают, что хотят, не знают, не понимают, что делать. В режиссерской профессии есть момент педагогики. Мои актеры – мои ученики. Я, может быть, в отличие от других режиссеров, никогда не вру своим актерам. Я буду общаться с ними честно. Это дает им большой запал. Стараюсь общаться всегда на равных, но все актеры относятся ко мне с уважением, потому что я очень много им даю, “трачусь” на них. Я стараюсь, чтобы у них получилось, – они это чувствуют. Только старание что-то сделать для своего ученика дает движение вперед».