Корреспонденты «КР» побывали на репетиции и пообщались с новым художественным руководителем и артистами
Прославленный творческий коллектив не так давно получил нового художественного руководителя. Им стал Виктор Барайщук, молодой, но довольно опытный хормейстер из Москвы. Как изменилась жизнь артистов Государственного академического воронежского русского народного хора им. К. И. Массалитинова, что нового в репертуаре и когда ждать больших премьер, узнали корреспонденты «Культурного региона».
Перемены на пользу
Где в Воронеже находится Театр юного зрителя знают все, но то, что в этом же здании, только с обратной стороны размещены репетиционные помещения Государственного академического Воронежского русского народного хора им. К. И. Массалитинова, возможно, для кого-то станет открытием. Концертного зала здесь нет, пространство непубличное, предназначено только для совершенствования профессионального мастерства артистов.
Оказавшись в начале декабря в этом царстве народного искусства, можно было сходу заметить две вещи. Во-первых, как много здесь молодых лиц, и стереотип, что этим занимается и интересуется лишь старшее поколение, можно сразу выбросить прочь, как не соответствующий реальности. А второе наблюдение – все куда-то бегают, бодро репетируют, говоря молодежным языком, «идет активная движуха».
Вот из-за двери репетиционного зала доносится сладкоголосая трель. Это женская часть хора распевает какую-то новую песню «про любовь мою». А вот другая дверь, и оттуда слышны мужские голоса, которым не до любви – там про волю и просторы. И если, слушая женщин, хочется тихонько присесть и спокойно наслаждаться, то мощное мужское хоровое исполнение так и требует срочно вскочить на коня и совершить какой-нибудь подвиг.
Оркестр вместе с солисткой разучивает современную патриотическую песню про нашу любимую Россию, которая прямо-таки встряхивает душу. А балет (да, Воронежский народный хор это не только хор) зажигает в танцевальном зале. И хотя в процессе репетиции хореограф постоянно выбегает ближе к середине, демонстрируя танцорам те элементы, которые надо доработать, кажется, что их танец просто идеален.
– Очень нравится то, что сейчас происходит в коллективе, – говорит домрист Алексей Ярославцев, – пошла большая работа над новым репертуаром. И в целом как-то больше работы стало, нет застоя. Появились новые произведения, разнообразные песни. Сейчас работаем над ними. Домра – это очень разноплановый инструмент, на котором играют и народную, и классическую музыку. Здесь она на своем месте, в народном коллективе, подходит для всего.
Новый художественный руководитель
Можно не сомневаться, что автором этой «движухи» стал новый художественный руководитель – Виктор Барайщук.
Виктор Андреевич родился в Красноярском крае, окончил Российскую академию музыки имени Гнесиных. Вместе с фольклорным ансамблем «Торокъ», который сам же и создал, стал лауреатом на международном фестивале этнической музыки и ремесел «Мир Сибири». Работал в Московском народном хоре сначала как артист, потом уже как хормейстер.
Когда министерство культуры Воронежской области обратилось в Министерство культуры Российской Федерации с просьбой найти кандидата на должность худрука нашего хора имени К.И. Массалитинова, деятельный творческий специалист Виктор Барайщук как раз и стал таким кандидатом.
– Для людей нашей специализации – это высший пилотаж возглавить государственный хор. Да, выше в нашей профессии уже, наверное, ничего не может быть, – говорит Виктор Барайщук, – поэтому, конечно, для меня это, в первую очередь, была большая ответственность, но в то же время и честь. Меня ничего не пугало, не останавливало, и я буквально за сутки принял это решение. Приехал сюда, мы познакомились с министром, обсудили все детали дальнейшего взаимодействия, и я с большим уважением принял приглашение вступить в должность художественного руководителя и возглавить этот легендарный коллектив.
Судя по активной репетиционной деятельности, а также потому, как беспрекословно и дисциплинированно идет работа, видно, что коллектив своего нового художественного руководителя признал и дело пошло.
– Мне тоже очень нравятся все эти перемены, наконец-то появились новые произведения, интересные произведения. То, что было ранее, сохраняется, но и что-то новое мы сейчас тоже изучаем. Это очень повышает профессиональный уровень. Артист должен уметь петь разными манерами, уметь воспринимать как классическое народное пение, так и фольклор и академический вокал. Это очень развивает, – говорит солистка хора Виктория Тишанинова. Ей чуть больше 20, но в коллективе она уже четыре года.
Впереди большая премьера
В коллективе около сотни творческих сотрудников. Он состоит из оркестра, балета и, собственно, хора. В хоре занято около пятидесяти артистов.
Исполняются как традиционные народные песни Воронежского края, так и обработки, аранжировки, ну и, естественно, авторская музыка и песни других областей. Танцевальная группа ставит свои номера как отдельные, хореографические, так и в составе хора и оркестра, то есть создает музыкально-хореографические композиции. Они тоже основываются на лексике Воронежской области, но и параллельно артисты изучают и другие области. Все это очень ярко, самобытно, и ни один номер не похож на другой.
Впрочем, основная работа коллектива – это постоянные гастроли. Творческая команда разбита на два состава и постоянно катается по Воронежской области.
– Зрители, конечно, встречают нас хлебом с солью, на ура, – рассказал Виктор Барайщук. – Концерты проходят на одном дыхании. Конечно, нам хочется делиться нашим творчеством не только на территории нашей области, но и за пределами. Поэтому мы уже планируем на 2026-й год гастрольную деятельность, очень активную, большую, по близлежащим городам и областям. На конец года готовится поездка в Москву. Надеюсь, что как только мы хотя бы большую часть нашей программы обновим, мы сможем попасть и в большие гастроли, в туры за границу.
Худрук хора анонсировал масштабную программу, планируется, что в ноябре следующего года будет большая премьера.
– Безусловно, касаемо хоровой группы у нас, так скажем, кардинальные изменения. Мы берем более сложный материал. К большому сожалению, сейчас народное искусство все больше переходит в такие малые формы, в ансамблевую форму.
Всех секретов о предстоящем обновлении репертуара артисты не раскрывают. Намекают только на оригинальные аранжировки традиционной народной музыки Воронежской области и переложение академических произведений Рахманинова, Чайковского и Глинки. А еще есть проект совместного выступления народного хора с симфоническим оркестром. Правда, интересно? Что ж, дождемся премьеры.
Глеб Стародубцев, фото Михаила Кирьянова