Украшение новогодней ёлки — один из самых волнующих и прекрасных предпраздничных ритуалов. И среди сверкающих шаров, гирлянд и мишуры главным акцентом всегда остается звезда, венчающая макушку дерева. Эта традиция, такая привычная и уютная, имеет многовековую историю, в которой сплелись воедино евангельские легенды, народные обычаи и реформаторские идеи.
Истоки украшения деревьев уходят глубоко в прошлое. У многих европейских народов существовали обряды, связанные с деревьями и ветвями. Например, у южных славян в ритуалах использовалось рождественское полено — бадняк, а кельты почитали омелу, связанную с праздником зимнего солнцестояния.
Непосредственно обычай наряжать именно ель сформировался в немецких землях на рубеже Средневековья и Нового времени. Изначально это дерево было частью «райского дерева» — декорации для рождественских мистерий, разыгрывавшихся 24 декабря, в день памяти Адама и Евы. Его украшали яблоками (символами запретного плода) и вафлями (символами причастия).
Существует несколько красивых легенд, объясняющих выбор ели. Одна из них связывает традицию с именем святого Бонифация (VIII век), который, срубив священный дуб язычников, указал на маленькую ель как на символ бессмертия и указатель на небеса — обиталище Бога.
Другая, более поздняя и очень популярная история, приписывает «изобретение» наряженной ёлки Мартину Лютеру (XVI век). По легенде, он, гуляя в сочельник, был поражён красотой звёзд, сияющих сквозь ветви елей. Желая воспроизвести это чудо дома, он установил дерево, украсил его свечами, а на верхушку поместил звезду в память о Вифлеемской звезде.
В Россию традицию привёз Пётр I, но по-настоящему она прижилась лишь в XIX веке, благодаря императрице Александре Фёдоровне, имевшей немецкие корни.
Звезда, которую мы водружаем на ёлку, — прямая отсылка к одному из центральных событий христианской истории, описанному в Евангелии от Матфея. Волхвы с востока (мудрецы-астрологи) увидели на небе необычную звезду, которую истолковали как знамение о рождении «Царя Иудейского». Они отправились в Иерусалим, а затем в Вифлеем, следуя за путеводной звездой, которая «остановилась над местом, где был Младенец». Преподнеся дары — золото, ладан и смирну — волхвы символически признали в младенце Иисусе Царя, Бога и Человека.
Природа Вифлеемской звезды веками была предметом богословских и научных споров. Многие отцы Церкви (Игнатий Богоносец, Иоанн Златоуст) видели в звезде не астрономический объект, а особую ангельскую или божественную силу, принявшую знакомый волхвам облик. Богослов Ориген (III век) и преподобный Иоанн Дамаскин (VIII век) считали её кометой — небесным вестником великих событий.
Учёные, включая астронома Иоганна Кеплера (XVII век), выдвигали гипотезу, что волхвы могли наблюдать редкое соединение ярких планет, например, Юпитера и Сатурна в 7 году до н.э.. Это явление могло восприниматься как одна необычайно яркая «звезда».
Евангелист Матфей видел в событии исполнение древнего пророчества Валаама: «Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля» (Числа 24:17). Это предсказание было известно не только иудеям, но и учёным мужам Востока, что объясняет готовность волхвов отправиться в путь.
Почему звезду могли считать языческим символом? Этот вопрос затрагивает тонкую грань между символом и его истолкованием. Сами волхвы, первые увидевшие и истолковавшие знамение, были язычниками с Востока. Они пришли ко Христу, будучи представителями мира, не знавшего истинного Бога. Таким образом, звезда изначально была знамением, явленным вне иудейской религиозной традиции.
Волхвы были звездочётами, а астрология в древнем мире была тесно связана с языческими культами и гаданиями. Некоторые христианские богословы (например, Тертуллиан, Иоанн Златоуст) подчёркивали, что явление звезды и последовавшее за ней Рождество положили конец власти астрологии, освободив людей от веры в судьбу, диктуемую светилами. В раннехристианском толковании история волхвов символизировала призвание языческих народов к вере. Звезда стала мостом, по которому языческий мир пришёл поклониться Христу. Поэтому её можно считать символом, который из контекста языческих знаний (астрономии/астрологии) был преображён и наполнен новым, христианским смыслом.
Со временем традиция украшать верхушку дерева закрепилась. В Германии XVI века ёлка стала символом Рождества, а звезда на её макушке — напоминанием о евангельском чуде. К XIX веку обычай распространился по Европе и России.
В России чаще изображали восьмиконечную звезду, которая также является символом Богородицы. Восемь лучей символически могут означать соединение материального и духовного мира или вечность. После революции 1917 года рождественские символы были запрещены. Когда в 1935 году традиция ёлки была реабилитирована как новогодняя, Вифлеемскую звезду на верхушке заменила пятиконечная красная звезда — главный символ советского государства. Это яркий пример того, как сакральный символ был адаптирован светской идеологией.
Сегодня мы снова свободны в выборе. На верхушке лесной красавицы можно увидеть и сияющую вифлеемскую звезду, и нарядного ангела, и дизайнерский шпиль. Каждая семья выбирает то, что ближе её сердцу.
В этом и есть магия традиции: через века она соединяет нас с волхвами, искавшими путь, с евангелистом, записавшим эту историю, и со всеми поколениями, для которых звезда на ёлке была и остаётся знаком надежды, веры и ожидания праздника.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
❗️МОЯ КНИГА "СВЯТЫЕ ГРЕШНИЦЫ. ЖЕНСКИЕ СУДЬБЫ В ПИСАНИИ" УЖЕ В ПРОДАЖЕ. Купить книгу можно на ВБ , ОЗОН, а также в книжных магазинах Читай-город и Буквоед ❗️
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:) Еще больше интересного про искусство простым языком в тг-канале.
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: