Найти в Дзене

Накопи сначала на похороны

Сегодня на поздней утренней пробежке, когда большинство людей уже спешили по своим делам, мне пришла одна финансовая аналогия, отсылающая к фильму про Бенджамина Баттона. Мы не знаем, сколько нам отведено времени, но точно знаем, что оно конечное. При этом большую часть жизни мы ведём себя так, будто именно время — бесконечный ресурс, а деньги — нет. Львиная доля людей постоянно торопится из-за финансовых причин. Мы ускоряемся, берём на себя обязательства, загоняем себя в долги — просто чтобы «успеть жить». И в какой-то момент я поймал себя на мысли: а что если попробовать начать от обратного? Мы точно знаем, что рано или поздно умрём. Многие люди в преклонном возрасте откладывают деньги на похороны. Цель не самая приятная, но довольно распространённая. И тут возникает вопрос: а что если просто поменять приоритет? Личные похороны, конечно, можно переложить на кого-то другого — на детей, на государство. А теперь представьте себе парня или девушку лет двадцати, которые уже «на всякий слу

Сегодня на поздней утренней пробежке, когда большинство людей уже спешили по своим делам, мне пришла одна финансовая аналогия, отсылающая к фильму про Бенджамина Баттона.

Мы не знаем, сколько нам отведено времени, но точно знаем, что оно конечное.

При этом большую часть жизни мы ведём себя так, будто именно время — бесконечный ресурс, а деньги — нет.

Львиная доля людей постоянно торопится из-за финансовых причин. Мы ускоряемся, берём на себя обязательства, загоняем себя в долги — просто чтобы «успеть жить». И в какой-то момент я поймал себя на мысли: а что если попробовать начать от обратного?

Мы точно знаем, что рано или поздно умрём. Многие люди в преклонном возрасте откладывают деньги на похороны. Цель не самая приятная, но довольно распространённая. И тут возникает вопрос: а что если просто поменять приоритет?

Личные похороны, конечно, можно переложить на кого-то другого — на детей, на государство.

А теперь представьте себе парня или девушку лет двадцати, которые уже «на всякий случай» сформировали капитал, достаточный для проведения ритуальных услуг.

Чем не подушка безопасности?

Чернее дня не придумаешь.

И что важно — в реальной жизни эта подушка может пригодиться и на гораздо более светлый день. Но при этом мы уже будем помнить о чёрном. И будем точно знать, сколько для него достаточно.

Речь не о том, чтобы думать о смерти в 20 лет.

Речь о том, чтобы один раз с ней рассчитаться — и больше к этому не возвращаться.

Когда с финансовой точки зрения вопрос смерти решён, начинается самое интересное.

А какая следующая цель, если двигаться в обратном порядке?

По сути, вопрос звучит так:

— на что мне на самом деле нужны деньги?

— к чему я хочу прийти по итогу?

— для каких целей мне вообще нужен капитал?

Часто можно услышать: «Я не знаю, чего буду хотеть в преклонном возрасте».

И этим многие как будто снимают с себя ответственность за будущее.

Но, возможно, дело не в неизвестности, а в подмене ценностей. Со временем мы отказываемся от того, о чём действительно мечтали, заменяя это более доступными и социально одобряемыми целями.

При таком подходе может оказаться, что некоторые наши приобретения вообще лишены смысла. Более того — они могут всё дальше отодвигать нас от того, что для нас по-настоящему важно.

Я не раз замечал людей, которые так торопились ездить на дорогих, престижных автомобилях, что были вынуждены менять их как перчатки. В итоге чем старше они становились, тем сложнее им было реализовать эту «мечту».

Похожая история и с домами. Многие мечтают жить в большом красивом доме, забывая о том, как быстро устаревает ремонт и как дорого стоит построить «навсегда». Разница лишь в том, что у домов больший период устаревания: старую машину видно сразу, а устаревший интерьер — не так бросается в глаза. Хотя и внешне дома тоже быстро выдают свой возраст.

Но мы упускаем главное.

Для каких целей нам машина?

И для каких целей нам дом?

Иногда мы строим слишком большой дом и за это время успеваем разучиться мирно взаимодействовать под одной крышей. В итоге приходится думать о том, как обеспечить каждого члена семьи отдельной квартирой или отдельной машиной — вместо того чтобы разобраться в причине разлада.

Все разбежались.

А мы остались в огромном, уже не таком роскошном доме тридцатилетней давности — в гордом одиночестве.

Если бы мы думали больше о внутреннем наполнении.

Если бы меньше пытались удовлетворить собственное эго.

Возможно, нас бы больше волновало, чьи голоса будут звучать под крышей дома, а не его площадь и фасад.

И тогда финансовые вопросы звучали бы иначе.

Не «где взять деньги на новую машину или дом»,

а:

— сколько средств нужно, чтобы поставить ребёнка на ноги?

— сколько мне нужно зарабатывать в месяц, чтобы участвовать в его жизни?

— а не сформировать ли капитал, который будет генерировать этот доход, чтобы я мог проводить с ним больше времени?

Возможно, оказалось бы, что нужная сумма уже есть.

Или почти есть.

А за следующие 20 лет капитал спокойно сформирует и дом, и комфортный автомобиль — который, к слову, станет куда нужнее в более зрелом возрасте.

И это лишь пример с детьми. Ту же логику можно выстроить вокруг любого значимого события в жизни. Одно дело — сыграть пышную свадьбу. Другое — иметь достаточно, чтобы действительно что-то разделить с другим человеком, в том числе и в финансовом плане.

В итоге для меня всё сходится в одной точке.

Если выстраивать финансовые цели от обратного — начиная с самой отдалённой, конечной цели, — мы перестаём распыляться на вещи, которые лично нам не нужны. Фокус внимания удерживается на том, что для нас действительно важно, и именно это становится решающим, когда мы выбираем, чем заняться сегодня, завтра, этим летом или в этом году.

Это не означает отказ от чего-либо.

Это означает, что у каждого решения появляется вторая чаша весов.

Конечная цель может и должна корректироваться. Но при таком подходе мы с большей вероятностью будем готовы к этим изменениям в финансовом плане. Иначе всё так и останется мечтой.

Рано или поздно реальная жизнь неизбежно столкнётся с нашими финансовыми возможностями — сформированными благодаря наличию конечных целей или их отсутствию.

Простыми словами: с финансовой точки зрения, возможно, сначала стоит стать финансово независимым, а уже потом решать, как и с кем эту независимость разделить.

Речь не о бесконечной погоне за большим.

Речь о том, чтобы определить, что для нас достаточно — и достаточно для чего.