Добрый вечер, уважаемые читатели «Не хлебом единым»! Написать эту статью меня сподвигло воспоминание о Венчании, в чине которого есть молитва благословения брачующихся по образу семейных пар ветхозаветных праведников.
«Благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Авраама и Сарру; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Исаака и Ревекку; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иакова, и вся патриархи; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иосифа и Асенефу; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Моисея и Сепфору; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Иоакима и Анну; благослови я, Господи Боже наш, якоже благословил еси Захарию и Елисавет».
Итак, сегодня речь пойдет о Сарре.
Сарра
Первоначальное имя ее было Сара (евр. моя госпожа). Единокровная сестра (по отцу Фарре) Авраама и его же жена. Да, в конце III тыс. до н. э., когда жил Авраам, это было нормой, жен брали из своего рода, чаще всего это были двоюродные, троюродные, или даже единокровные (но не родные) сестры. Сразу при знакомстве в 11 главе Бытия нам говорят о том, что Сарра была бесплодной, этот крест она несла до 90 лет.
Сарра стала верной спутницей своему мужу, Аврааму, с которым они создали настоящую домашнюю церковь, выросшую среди языческого мира в целый Божий еврейский народ. Ведь после потопа человечество довольно быстро докатилось до многобожия, им был грешен и сам Авраам, но Бог усмотрел в его сердце нечто, что сделало из него отца всех верующих и дало начало ветхозаветной Церкви.
После того, как Авраам послушал Божий призыв, Сарра стала его помощницей в переселении всей их семьи (а это и семья племянника Лота и все их рабы и скот) из Ура Халдейского в землю обетованную.
Домашняя церковь
Но обосноваться сразу в Палестине (тогда земле Ханаанской) им не удалось. Из-за голода Авраам повел свой караван в Египет. Здесь их брак ждало самое сильное испытание. «Когда же он приближался к Египту, то сказал Саре, жене своей: вот, я знаю, что ты женщина, прекрасная видом; и когда Египтяне увидят тебя, то скажут: это жена его; и убьют меня, а тебя оставят в живых; скажи же, что ты мне сестра, дабы мне хорошо было ради тебя, и дабы жива была душа моя чрез тебя» (Быт. 12:11-13).
Итак, они только убежали от голода, а тут уже появляется опасность того, что фараон отберет у Авраама жену, а его убьет. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, Авраам идет на ложь (впрочем, не абсолютную, поскольку Сарра действительно была его сестрой) не ради самого себя, а ради исполнения Божиего обетования, во всем полагаясь на Бога. А обетование заключалось в том, что от него должен был произойти многочисленный род и им должна была принадлежать земля обетованная, именно поэтому Авраам не должен был умереть.
«Видишь союз любви между мужем и женою? Видишь, что осмелился муж предложить жене, и какой совет принимает жена? Она не противоречит, и не ропщет, но делает все по мысли мужа. «Да добро, – говорит, – мне, будет тебе ради, и жива будет душа моя тебе ради», то есть, ничего другого не осталось мне для спасения, как то, чтобы ты согласилась сказать: «яко сестра ему есмь». Может быть, я избегну ожидаемой опасности, и ради тебя останусь жив, тебе обязан буду сохранением моей жизни. Этих слов довольно было, чтобы привлечь и склонить жену к состраданию». (Свт. Иоанн Златоуст 32 беседа на кн. Бытия).
Подвиг Сарры заключается в том, что она готова на бесчестие ради своего мужа, чтобы на нем исполнилось обетование Божие.
По самому исходу этой истории мы видим, что Бог благословил крайне тяжелый выбор Авраама: «Но Господь поразил тяжкими ударами фараона и дом его за Сару, жену Аврамову. И призвал фараон Аврама и сказал: что ты это сделал со мною? для чего не сказал мне, что она жена твоя? О для чего ты сказал: она сестра моя? и я взял было ее себе в жену. И теперь вот жена твоя; возьми и пойди. И дал о нем фараон повеление людям, и проводили его, и жену его, и все, что у него было». (Быт. 12:17-20)
Итак, очевидно, что фараон не успел сделать Сарру своей женой, Бог поразил его каким-то недугом, так что Сарра осталась цела и невредима, и способна к тому, чтобы вместе с Авраамом стать настоящей домашней церковью.
Сарра и Русская Церковь
Богослов Евгений Андреевич Авдеенко сравнивает Патриарха всея Руси Сергия (Страгородского), сохранившего Церковь в безбожном СССР с Авраамом. В 1927 г. местоблюститель Патриаршего престола мтр. Сергий Нижегородский издал Послание (декларацию см. полный текст https://drevo-info.ru/articles/2463.html ), в которой заявлял, что отныне Русская Православная Церковь поддерживает Советское Правительство: «Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к Православию люди, не только изменники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укладом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой - наши радости и успехи, а неудачи - наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное варшавскому, сознается нами, как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза «не только из страха наказания, но и по совести», как учил нас Апостол (Рим. 13, 5)».
В чем же поступок митрополита Сергия похож на поступок Авраама? А в том, что митрополит Сергий подвергнул свою жену – Церковь – серьезной опасности от Советского государства, более того, мы знаем, что в 1937-39 гг. на Церковь обрушились небывалые гонения. Ради чего он это делал? Чтобы сохранить Церковь и чтобы на ней исполнились обетования Божии. Не пойди митрополит Сергий на признание во всеуслышание от Церкви легитимности Советского строя – Церковь бы стала одной из тысяч сект, выкинутая из общественной жизни. Только секты обычно имеют помощь от своих головных общин заграницей, а Церковь – нет.
А так Церковь, смирившись подобно Сарре, смогла пережить и фараона, изменив в конце концов и его, имею ввиду И. В. Сталина, который от богоборчества пришел, по крайней мере, к признанию и уважению.
Жена и наложница
Итак, из Египта Авраам и Сарра вернулись уже не просто мужем и женой, но церковью. Однако, горе бездетности не проходило, проходили только годы. Тогда Сарра решилась еще на один подвиг ради мужа. По обычаю, она отдала ему свою служанку Агарь (привезенную из Египта), чтобы та родила от него сына на колени Сарры. Тем самым, происходило усыновление, и ребенок приобретал статус законности. Но все пошло не по плану… Агарь, забеременев от Авраама, стала презирать свою госпожу, и Сарра уже была не рада тому, что сделала и изгнала беременную Агарь. Бог утешил обеих женщин. Агарь родила Измаила – родоначальника арабов. А с Саррой случилось вот что.
«Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. <…> И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра; Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее. И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит? И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим! Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него». (Быт. 17: 1-2, 15-19)
Итак, Господь уверяет Авраама, что Он исполнит завет и только потомство от законной жены войдет в этот завет. Ровно через год после таинственного посещения Авраама Тремя Путниками, родился Исаак. Его имя на еврейском языке означает смех, ибо Сарра рассмеялась, когда Один из Путников предрек ей, 90-летней старице, рождение сына.
«Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак отнят был от груди. И увидела Сарра, что сын Агари Египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается, и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его. Но Бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни Я произведу народ, потому что он семя твое» (Быт. 21:7-13).
Здесь начинается разделение семитских народов: евреев (потомков Исаака) и арабов (потомков Измаила), которые впоследствии будут претендовать на первенство в сыновстве и даже создадут свою религию (ислам). В русских же летописях их будут называть ага*ряне.
Наследие Сарры
Сарра умерла в возрасте 127 лет. Для ее погребения Авраам купил у хеттов (потомков Ханаана) близ Хеврона пещеру напротив дубравы Мамвре, где ему явились Три ангела.
В Новом Завете апостолы Петр и Павел тоже возвеличивают Сарру: «Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха» (1 Пет.3:6).
В частности, апостол указывает на пример Сарры в ее отношении к мужу своему Аврааму, пример, особенно сильный для жен христианок из евреянок. Как отличительную черту этих отношений апостол обозначает повиновение ее Аврааму, имея в виду не один какой-либо или несколько частных случаев такового повиновения, но поставляя эту черту, как отличительную черту вообще, отношений ее к Аврааму, как жены к мужу. Во свидетельство таковых именно отношений апостол указывает на то, что она называла его своим господином, как это видно из повествования книги Бытия, хотя они оба имели одного отца по плоти.
Вы – дети ее… как апостол Павел верующих язычников по их вере называет детьми Авраама, отца верующих (Рим.4:16.), так апостол Петр верующих во Христа женщин называет детьми Сарры, разумеется по вере, по духу» (еп. Михаил (Лузин)).
«Как велико могущество веры: из ничего она может творить дивные вещи! Из бесплодных, обмерших уже от старости ложесн Сарры Бог, за веру Авраама, произвел бесчисленный народ, как звезды небесные! Здесь виден до поразительной ясности Творец мира: там и видишь перст Его, где по человеческим расчетам невозможно ничего сделать. Всякий человек отсюда должен научиться, что если он хочет быть чем-нибудь в очах Божиих, то пусть здесь почитает себя ничем. Тогда сила Божия, в немощи совершающаяся, сделает его чем-нибудь» (Прав. Иоанн Кронштадтский Дневник. Том II. 1857–1858).
Такой была жизнь госпожи, Сарры...