Найти в Дзене
Галс-Девелопмент

5 минут: как родилась главная новогодняя песня страны

«На часах уже двенадцать, без пяти»: как родилась главная новогодняя песня страны Веселый Новый год с песенкой про пять минут и в хорошей компании – таким его задал советский мюзикл «Карнавальная ночь». Хотите почувствовать себя его героями - приходите в Дом культуры, которым руководил товарищ Огурцов. 28 декабря 1956 года на киноэкраны вышел фильм, который режиссер Эльдар Рязанов не хотел снимать, а первые критики оценили его как пошлость. Однако он стал одним из самых любимых у зрителей многих поколений, а цитаты из него до сих пор в ходу. Ставка на талант Иван Пырьев - автор задорного фильма «Свинарка и пастух» и тогда директор «Мосфильма», как бы сейчас сказали, спродюсировал комедию, в которую никто не верил. Даже ее режиссер. Эльдар Рязанов вспоминал, что душа у него к сценарию не лежала: он был полон «честолюбивых замыслов делать драмы, чтобы люди плакали». Люди заплакали, но от смеха. Пырьев дал 28-летнему Рязанову карт-бланш и все козыри: опытных сценаристов Бориса Ласкина и

«На часах уже двенадцать, без пяти»: как родилась главная новогодняя песня страны

Веселый Новый год с песенкой про пять минут и в хорошей компании – таким его задал советский мюзикл «Карнавальная ночь». Хотите почувствовать себя его героями - приходите в Дом культуры, которым руководил товарищ Огурцов.

28 декабря 1956 года на киноэкраны вышел фильм, который режиссер Эльдар Рязанов не хотел снимать, а первые критики оценили его как пошлость. Однако он стал одним из самых любимых у зрителей многих поколений, а цитаты из него до сих пор в ходу.

Ставка на талант

Иван Пырьев - автор задорного фильма «Свинарка и пастух» и тогда директор «Мосфильма», как бы сейчас сказали, спродюсировал комедию, в которую никто не верил. Даже ее режиссер. Эльдар Рязанов вспоминал, что душа у него к сценарию не лежала: он был полон «честолюбивых замыслов делать драмы, чтобы люди плакали». Люди заплакали, но от смеха.

Пырьев дал 28-летнему Рязанову карт-бланш и все козыри: опытных сценаристов Бориса Ласкина и Владимира Полякова, композитора Анатолия Лепина, главного балетмейстера Московского театра оперетты Галину Шаховскую, блистательного Игоря Ильинского и привел харизматичную Люсю Гурченко. Рязанов лихо додумал и перемешал музыкальные, вокальные и хореографические номера. До него в советских фильмах песни лишь создавали фон, в «Карнавальной ночи» — стали колесом сюжета.

Кадр из фильма «Карнавальная ночь»
Кадр из фильма «Карнавальная ночь»

Картина стала одной из первых, почти полностью снятых в цвете в реальных интерьерах. Летом работали в Театре Советской Армии, который труппа освободила на каникулах, затем снимали в павильонах киностудии, в том числе главную песню. Будильник и мизансцену Рязанов придумал уже после того, как ему показали стихи и музыку. Образ Дома культуры сложился благодаря натуре — колоритный экстерьер «Народного дома» с колоннами и скульптурами на Яузе, недалеко от Бауманки.

Полмиллиона на Шекспира

Этот театр-кроха в 10 раз меньше Большого, но и ему есть чем удивить. В его стенах бывали и самые звездные артисты эстрады и кино, и самые простые, рабочие жители Москвы.

Здание было построено в 1903 году как один из десятка Народных домов - проектов, задуманных для повышения уровня культуры и просвещения тех горожан, кто не имел доступа к театру и образованию. Введенский дом, как назвали здание на Яузе, поручили Алексею Бахрушину. Меценат не только сделал взнос в полмиллиона рублей на строительство, но и сам собрал труппу. Ставили и Чехова, и Ибсена, и Шекспира. А еще у Бахрушина можно было и кино посмотреть, и в читальне посидеть, и в чайной угоститься.

Народные дома стали прародителями советских Дворцов культуры. После революции здание на Яузе осталось за рабочим классом. После войны стиль модерн поменяли на сталинский ампир, площадку отдали Театру имени Моссовета, а позже открыли Дом культуры Московского электролампового завода, где обосновался Телевизионный театр. И песенка про пять минут стала звучать здесь почти каждый год.

Введенский народный дом на Яузе, 1913 год.
Введенский народный дом на Яузе, 1913 год.

«На часах уже двенадцать, без пяти»

Гости за круглыми столиками, нарядные гирлянды и песни — формат новогоднего праздника из «Карнавальной ночи» послужил возникновению нового телевизионного жанра - «Голубой огонек». Снимали передачу, как и первые выпуски КВН и программу «А ну-ка, девушки» все в том же «огурцовском» Доме культуры на Яузе.

-4

В 2008 году это место переродилось, став «Дворцом на Яузе», по духу приблизившись к «Бахрушинскому» дому. Сегодня на сцене играют свои спектакли театр «Сатирикон» и артисты Московского художественного академического театра. В репертуар вернулся и Шекспир, и Островский: в январской афише «Гамлет» и «Гроза». На аншлаговые постановки, среди которых «Спасти рядового» с Юрием Стояновым или «Там же, тогда же» с Максимом Авериным, билеты придется буквально «ловить».

Название «Дворец на Яузе» площадка получила в 2008 году, став театрально-концертным залом.
Название «Дворец на Яузе» площадка получила в 2008 году, став театрально-концертным залом.

Зеленые скверы и общественные пространства есть практически в каждом районе Москвы, а вот собственным театром могут гордиться единицы. Все-таки приятно вечером прогуляться от своего дома на встречу с любимыми артистами и живой игрой.

Один из ближайших новых жилых комплексов к «Дворцу на Яузе» — квартал премиум-класса «Дом 56». Всего 15-20 минут прогулки по уютным улочкам рядом с «Бауманкой». Здесь счастье случается не по приказу, как и праздник в «Карнавальной ночи». А вот архитектура нового квартала совсем не похожа ни на модерн, ни на сталинский ампир, и на нее точно стоит взглянуть.