В Театр труда привезли мюзикл про историю добывающей отрасли Татарстана
Спектакль «Кара Алтын» — в переводе с татарского «черное золото» — был представлен летом этого года в Музее нефти под открытым небом в селе Шугурово в Татарстане. Исполнители и авторы текстов в нем — жители Альметьевска, Лениногорска и Бавлы, нынешние сотрудники и ветераны нефтяной отрасли. В осуществлении замысла им помогала постановочная команда Театра труда (режиссеры Алена Лазько, Василий Буткевич). Получился пример синтетического жанра на базе сплошь натуральных продуктов.
Текст: Анна Черникова
«Не кочегары мы, не плотники… а мы монтажники-высотники» — песню с такими словами поэта Владимира Котова исполнял герой фильма 1957 года «Высота», сыгранный Николаем Рыбниковым. Военное и послевоенное время в СССР — период повсеместного производственного подъема. Надо было восстанавливать страну, надо было поднимать производство, продолжать и завершать электрификацию, наращивать выпуск всего — и зерна, и товаров, и жилья, и ракет.
В этих условиях работникам культуры никак нельзя было обойтись без патриотической риторики. Неудивительно, что с экранов кинотеатров людям в редкие часы досуга улыбались красивые слесари и доярки — чтобы те ассоциировали себя с ними и со счастливым обеспеченным будущим, к которому страна намеревалась через нечеловеческий трудовой подвиг прийти. И не думали сдаваться и отступать перед временными трудностями в виде нехватки еды, жилья, рабочих рук, наконец. И они не сдавались. И вопреки всепожирающей мошке, ливням и морозам они строили дороги сквозь глухие леса, искали нужные экономике месторождения в топких болотах и перегораживали бурные реки. И были рады, когда вдруг об их ежедневном, совершенно будничном, но при этом невероятном трудовом подвиге снимали кино или делали спектакль.
Сегодня чем-то таким и занимается Театр труда: буквально ищет способы рассказать про будни работников разных отраслей — как прошлого, так и настоящего. Концепция необычная — и весьма непростая. Какими средствами интересно говорить о работе в полях и цехах с пришедшим в театр жителем мегаполиса, который все больше про ноутбуки и лавандовый раф? Для которого ресурс — это то, в чем он, как и в моменте, а не залежи в недрах. Да и зачем вообще этот разговор?
На вопрос «зачем?» ответить внезапно проще, чем на вопрос про средства. Потому что, кажется, вполне найдет свою аудиторию поданная даже со сцены информация про то, откуда берется металлический корпус ноутбука, как получаются удобрения и кто стоял у истоков разных отраслей промышленности.
Ну то есть как минимум стоит видеть в производственной тематике — как и в промышленном туризме, кстати,— образовательный и профориентирующий потенциал. Вдруг восхищение свечением металла на прокатном стане или размерами карьерного самосвала подтолкнет к выбору специальности?
Еще, кажется, как-то так можно получить плодородную почву для нормального и уместного патриотизма. Не в смысле пропаганды любви к стране непонятно за что и почему, а лишь поскольку «так надо» — а в контексте понимания, что и кому тут удается, кого и за что можно уважать, кто и чего достиг и какие, наконец, трудовые подвиги по-прежнему совершаются, да и есть ли они вообще.
И вот тут встает вопрос о средствах и методах ведения разговора на подобные темы. Потому что, кажется, идеализированные лесозаготовители и маляры, металлурги и врачи из кино середины XX века сегодня вызывают у зрителя в лучшем случае улыбку. И не только потому, что мы знаем, к какому настоящему и уже прошлому все пришло, но и потому, что они гораздо более наивны, чем сегодня этого допускает тертый неурядицами и опытный зритель. Ему подавай не марионеточное, а самое что ни на есть пульсирующее настоящее.
Спектакль «Кара Алтын» не дает окончательного ответа на вопрос о средствах ведения диалога. Но занимается их поиском. Сюжет его относится к прошлому: речь идет о попытках найти нефть на территории современного Татарстана еще с 1870-х. Тогда в район села Шугурово приехал Ласло Шандор, американец венгерского происхождения. И хотя черное золото он не обнаружил, но наткнулся на битуминозный песчаник и запустил тут нефтебитумный завод.
В его пространстве в Шугурово и поставили первоначально спектакль. С рассказами о семейных преданиях, сохранившихся у местных с тех пор. С воспоминаниями о Ласло, о заводе, которыми делились бабушки и дедушки,— сегодня со сцены их пересказывают внуки и правнуки. Многие тоже работающие в нефтяной отрасли. Такое вот сочетание ныне модных вербатима и непрофессионального театра.
Но тут же и написанная профессионалом (Илья Мясников) музыка, и поставленная опытной рукой и ногой (Александра Голикова) хореография. Песни во славу Шандора звучат не менее наивно, чем рыбниковские напевы про монтажников. Но «песни во славу» — в принципе жанр наивный, как любая публичная похвала. Только вот если произносят ее люди, которые благодаря тому, кого воспевают, получили блага в виде рабочих мест на поколения вперед и достатка, им будто веришь чуть больше, чем абстрактному хору льстецов.
Еще одна сюжетная линия спектакля — момент обнаружения в 1943-м нефти рядом со все тем же Шугурово. Тогда там было открыто первое в Татарстане месторождение. И сделано это было в основном руками женщин. А голоса мужчин в этот момент в спектакле превращаются в цитаты из посланий с фронта — настоящих, подлинных. «Передайте письмо, передайте письмо» — актеры запускают по залу бумажные треугольнички, словно соединяя всех забытым сегодня средством связи.
И когда на сцене появляется златокрылая Умай — божество, несущее удачу,— а актеры надевают на головы золотые шапочки, словно осененные ее присутствием, это выглядит не столько избыточной метафорой, сколько сказкой, ставшей былью. Может быть, в этом и задача рассказов Театра труда про труд и тружеников.
В Telegram каждый день Weekend. А у вас еще нет? Присоединяйтесь!