Найти в Дзене
gosudarstvo.pravo

Целеполагание и правовая политика: вызовы и перспективы. Итоги 3-го мероприятия Международной конференции «Целеполагание в законодательстве»

26 октября 2025 года Клуб Правовой Доктрины в сотрудничестве с журналом «Право и современные государства» провел третье мероприятие в рамках Международной конференции «Целеполагание в законодательстве: мониторинг и аудит». Темой заседания: «Целеполагание и правовая политика: вызовы и перспективы». Модератор — Мизулин Михаил Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и политического управления ИОН РАНХиГС. В мероприятии приняли участие 43 человека. Основные докладчики: Пузиков Руслан Владимирович – кандидата юридических наук, доцент Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина; Бошно Светлана Владимировна – доктор юридических наук, профессор, DJS, Главный редактор Журнала «Право и современные государства»; В дискуссии участвовал: Лаврентьев Александр Рудольфович – кандидат юридических наук, доцент Приволжского филиала Университета правосудия им. В.М. Лебедева. В РОССИИ НУЖНО ПРИЗНАТЬ ПРАВОВУЮ ДОКТРИНУ И ПРАВОВУЮ ПОЛИТИКУ Доклад Р.В. Пузикова. Тема:

26 октября 2025 года Клуб Правовой Доктрины в сотрудничестве с журналом «Право и современные государства» провел третье мероприятие в рамках Международной конференции «Целеполагание в законодательстве: мониторинг и аудит».

Темой заседания: «Целеполагание и правовая политика: вызовы и перспективы».

Модератор — Мизулин Михаил Юрьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии и политического управления ИОН РАНХиГС.

В мероприятии приняли участие 43 человека.

Основные докладчики:

Пузиков Руслан Владимирович – кандидата юридических наук, доцент Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина;

Бошно Светлана Владимировна – доктор юридических наук, профессор, DJS, Главный редактор Журнала «Право и современные государства»;

В дискуссии участвовал:

Лаврентьев Александр Рудольфович – кандидат юридических наук, доцент Приволжского филиала Университета правосудия им. В.М. Лебедева.

В РОССИИ НУЖНО ПРИЗНАТЬ ПРАВОВУЮ ДОКТРИНУ И ПРАВОВУЮ ПОЛИТИКУ

Доклад Р.В. Пузикова.

Тема: «Целеполагание в правовой политике: от традиций к новациям».

Р.В. Пузиков подчеркнул, что целеполагание — ключевой ориентир правового регулирования, определяющий направления деятельности государства. Оно тесно связано с правовой политикой и правовой доктриной, однако оба термина до сих пор не получили официального признания в России.

Правовая политика – система мер, направленных на формирование и реализацию юридических целей посредством правового регулирования. Она определяет цели, направления и методы правового регулирования общественных отношений.

Основными составляющими правовой политики выступают:

- концептуальные установки (принципы и приоритеты);

- стратегии и программы (долгосрочные планы действий);

- механизм реализации (законы, подзаконные акты, административные меры).

Докладчик отметил, что основная проблема целеполагания в правовой политике в том, что мы не можем отойти от традиционных аспектов и перейти к современным инновациям.

Целеполагание в правепроцесс формулирования целей и задач правового регулирования, направленные на удовлетворение потребностей общества и защиту законных интересов индивидов и организаций. Его цель в эффективном функционировании правовой системы и создании условий для экономического прогресса.

Р.В. Пузиков отметил ряд ключевых проблем современного целеполагания:

1. Применение традиционного подхода.
Ряд целей правовой политики сформулирован в рамках традиций, не всегда отвечающей современным запросам общества. «Наша страна изменилась со времен Советского Союза, однако, в некоторых моментах мы продолжаем жить в прошлом» - отметил докладчик.

2. Недостаточная гибкость правовых норм.
Социальные отношения меняются стремительно, особенно после коронавирусной пандемии, а законодательство адаптируется медленно.

3. Противоречивость целей и методов.
Иногда заявленные цели не совпадают с инструментами их достижения. Зачастую заявленные цели правовой политики не согласуются с методами их достижения. Существующие конфликты между ветвями власти и проблемы координации усилий государственных органов приводят к ситуации из известной басни И. Крылова «а воз и ныне там».

4. Недооценка общественного мнения.
Несмотря на значимость общественного участия, его влияние на целеполагание часто игнорируется.

Целеполагание, подчеркнул докладчик, служит социальной справедливости, устойчивости правового поля, защите прав граждан и экономическому развитию. Но нередко результат оказывается обратным задуманному.

Докладчиком сформулированы основные принципы целеполагания:

- целевая определенность;

- приоритетность задач;

- соответствие интересам общества;

- прогрессивность.

Среди типичных ошибок названы: размытые или противоречивые цели, их избыточность, игнорирование долгосрочной перспективы, политизация, недостаточная информированность.

Для их минимизации необходимы: чёткое формулирование, комплексный подход, реалистичность, планирование долгосрочных эффектов, прозрачность, независимая экспертиза и регулярный мониторинг.

В завершение выступления Р.В. Пузиков подчеркнул, что для эффективной работы законодательства и достижения поставленных целей необходима слаженная работа целеполагания, правовой политики и правовой доктрины.

НАУКА – ЭТО ПОДВИГ, СВОЕОБРАЗНАЯ ПОЗИЦИЯ

Доклад профессора С.В. Бошно.

Тема: «Идеологическая правовая доктрина в системе управления целеполаганием законодательства»

Профессор С.В. Бошно поблагодарила от лица Клуба Правовой Доктрины всех участников мероприятия. «Мы приходим сюда со студентами, с друзьями, как в проверенное общество, где тебя поддержат» - отметила профессор.

Докладчик представила собственные результаты исследования правовой доктрины при помощи методов:

- социологический опрос;

- экспертный опрос Персон-Доктрин;

- контент-анализ нормативных актов, названных доктринами;

- контент-анализ публикаций о доктрине.

Как отметила, профессор С.В. Бошно, анкеты, которые легли в основу социологического опроса проводятся с 2002 года по сегодняшний день. Данное исследование длящееся, желающие могут пройти анкету по запросу ссылки.

Исследование методом контент-анализа полностью опровергает принятое мнение о распространенности доктрины в виде научного произведения. Результаты проверки показали, что наиболее популярным выступает идеологическая (государственная) доктрина.

Государственная доктрина является документом стратегического планирования, содержащего основные направления государственной политики, систему стратегических положений и основы деятельности в определенных условиях.

Главным вопрос в этой связи выступает «является ли государственная доктрина правовым документом?». Исходя из результатов опроса только 4 % считают, что государственная доктрина всегда выступает нормативным актом. Профессор С.В. Бошно предложила определять государственную доктрину, как правовой документ неопределенной нормативности.

На выступлении поставлен вопрос об отношении к Постановлению Конституционного Суда РФ о военной доктрине 1995 года. Прошло очень много времени, а также сменился сам документ, подлежащей оценке. Поэтому можем ли мы доверять данному постановлению? Вопрос в науке остается мало изученным. Профессор пригласила ученых к изучению данного вопроса и не забывать, что «наука – это подвиг, своеобразная позиция».

Доктринальные формы права многообразны, в докладе представлены некоторые из них:

- право односторонних обещаний;

- «право программ (программное право)», «право сообщений о будущих действиях», «программное право»;

- не-право;

- антиправо;

- партийное право, партийное государство.

В докладе представлены результаты исследования изменения отношения государственных служащих к партийному праву с 2003 по 2023 годы. Результаты показали, что количество госслужащих, которые считают партийное право формой права с течением времени увеличилось в 10 раз.

Данное исследование наглядно показывает, что влияние идеологической доктрины на постановку целей намного больше, чем принято считать.

В дискуссии принял участие А.Р. Лаврентьев с выступлением на тему «Об оценке неэффективности нормативного материала».

Выступающий отметил недостаточную изученность темы оценки неэффективности по юриспруденции только 192 работы (по данным e-library). «Более того, необходимо, также, говорить об отрицательной эффективности» - отметил А.Р. Лаврентьев.

В контексте оценки неэффективности необходимым представляется определить маркеры тех элементов, которые не должны присутствовать в нормативных актах.

На примере Закона Нижегородской области «Об ограничении пребывания детей в общественных местах в ночное время» продемонстрирована необходимость внимания к корректному наименованию актов. Также, А.Р. Лаврентьев отметил, что количество поправок в законы не является ключевым параметром оценки качества правового регулирования. Примером необходимых изменений законодательства выступает КоАП РФ.

В связи с этим необходимо достигнуть консенсуса по вопросу «что точно не допустимо в нормативном материале».

Третий круглый стол стал завершающим мероприятием в рамках международной конференции «Целеполагание в законодательстве: мониторинг и аудит». По итогам конференции участники отметили высокую значимость целеполагания в современном государстве. Отдельно отмечена необходимостью дальнейшего исследования вопроса в междисциплинарном подходе. Первым полученным результатом стало формирование группы исследователей целеполагания юристов, представителей экономических, политических, статистических, философских и других наук.

Продолжая высказывание профессора С.В. Бошно – «это не точка, а многоточие…»

Статью подготовила Лачинова Дарья Сергеевна, член Клуба Правовой Доктрины, аспирант кафедры конституционного и муниципального права ФГАОУ ВО “Волгоградского государственного университета”.