25 декабря исполняется ровно девять лет со дня трагической гибели Елизаветы Глинки, более известной как Доктор Лиза. Благодаря её самоотверженной жизни сотни нуждающихся обрели надежду, тысячи бездомных получили еду и кров, а миллионы людей увидели, как сила доброты способна изменить весь мир.
Об её подвигах и беспримерной смелости ходили легенды. Не было беды или испытания, с которым бы она не справилась.
Елизавета Петровна Глинка родилась в Москве в 1962 году. После окончания Второго медицинского института имени Пирогова она вместе с мужем, Глебом Глинкой — американским адвокатом российского происхождения — полностью посвятили себя благотворительности.
В США Доктор Лиза тщательно изучила принципы работы хосписов и даже прошла обучение в Дартмутской медицинской школе по направлению «паллиативная помощь», что сделало её одной из ведущих специалистов в этой сфере.
Когда интернет только начинал развиваться, она уже собирала вещи, медикаменты и деньги для нуждающихся, организуя благотворительные акции через форум. Этот опыт стал началом её масштабной деятельности.
По словам мужа, будучи по натуре альтруистом, она почти никогда не задумывалась о собственных нуждах. Вся её жизнь — это борьба за спасение других. Елизавета Глинка помогала нуждающимся, дежурила у умирающих, искала дома для жертв катастроф. Мало кто знает, но пример доброты она переняла у матери — врача-диетолога, которая почти полвека работала в скорой помощи, жертвуя собой ради спасения чужих жизней.
Детство Елизаветы было счастливым, родители старались оградить её от суровых реалий, баловали дорогими игрушками. Но даже в детстве она столкнулась с трагедией — смертью дяди. Мама забрала детей брата, и жизнь их семьи изменилась навсегда.
«Мы жили в двухкомнатной квартире, хрущевке. Всегда были вдвоем с братом, а вдруг стало четверо. Мама просто купила две кровати — и так мы стали жить втроем. Младшему двоюродному брату Роме было пять лет, второму — 13. Рома вообще не понимал, что произошло. Как так, была мама — и вдруг ее нет. Сейчас я понимаю, как тяжело было маме, а тогда считала, что трудно нам», — вспоминала Глинка.
Мать Доктора Лизы всегда была улыбчивой, готовила и никогда не жаловалась на трудности. Именно от нее она унаследовала любовь к людям и способность сострадать.
По профессии Елизавета была детским врачом-реаниматологом, однако больше всего её привлекала работа в хосписах. Участие в деятельности Первого московского хосписа могло бы сделать её ключевой фигурой в системе здравоохранения США, если бы не внезапное заболевание матери.
В 2007 году Галина Ивановна перенесла инсульт. Несмотря на это, Елизавета продолжала консультировать пациентов удаленно, заботясь о матери. Спустя полтора года Галина Поскребышева умерла.
Забота о безнадежно больных стала делом всей её жизни. Мать Глинки была против, чтобы дочь жертвовала собой ради пациентов, но она оставалась стойкой и непреклонной.
«Она всегда была такой: пройти мимо просящего было невозможно. Мне едва удавалось сохранить свой гардероб, чтобы она не раздала его бездомным. Ей не могло быть спокойно, пока кому-то плохо», — вспоминал супруг Елизаветы Глинки, Глеб.
Смерть матери подтолкнула её к активной общественной деятельности. В 2007 году она создала организацию «Справедливая помощь». Эта работа полностью поглотила её — она всё реже появлялась дома, а мужу приходилось делить жену с тысячами тех, кто нуждался.
Она подкармливала бездомных, помогала животным, собирала вещи для пострадавших. Сутки напролет она занималась доставкой гуманитарной помощи по России и за границей, помогая тем, кто лишен всего.
«Она гордилась и хвасталась тем, что «её» бездомные были самыми ухоженными, шикарно одетыми и обутыми. Объясняла это тем, что жены олигархов, обнаруживая их вещи у мужей, приносили их Доктору Лизе для нуждающихся, убивая сразу двух зайцев», — вспоминал Глеб Глинка.
С 2015 года Елизавета регулярно выезжала в Сирию с гуманитарными миссиями, доставляя медикаменты и оказывая помощь людям. Она сидела у кроватей раненых, помогая им заново обрести себя. Между ней и супругом постоянно шли серьезные разговоры о рисках, ведь каждая поездка могла стать последней.
«Как и десятки других добровольцев, которые занимаются гуманитарной деятельностью, мы никогда не уверены в том, что вернемся домой живыми. Потому что война — это ад на Земле. И я знаю, о чем говорю», — говорила правозащитник.
Одна из таких миссий стала для Доктора Лизы роковой. 25 декабря она села на самолет Ту-154, чтобы доставить лекарства в Латакию. Но через две минуты после взлета самолет исчез с радаров и рухнул в море, унеся жизни 84 пассажиров и восьми членов экипажа.
До последнего надеялись, что она осталась живой, но после проведения генетической экспертизы было подтверждено — Доктор Лиза погибла. Лишь тогда стало ясно, что она не смогла помочь нуждающимся, и сама не получила помощи.
«Мы никогда не уверены в том, что вернемся назад живыми, потому что война — это ад на земле, и я знаю, о чем я говорю. Но мы уверены в том, что добро, сострадание и милосердие работают сильнее любого оружия», — сказала Елизавета Глинка за несколько месяцев до своей гибели.