Найти в Дзене
За кадром

От участника молодежных программ до лица телеканала «Россия-1»: интервью со Светланой Абрамовой

Здравствуйте, читатели! Меня зовут Зверева Кристина, я учусь на факультете журналистики в МПУ (Московский Политехнический Университет). Я взяла интервью у телеведущей программы «Утро России» на канале «Россия-1» — Абрамовой Светланы Михайловны. Её знают миллионы. Каждое утро она приходит в наши дома с новостями. Но что скрывает эфирный образ? — Здравствуйте, Светлана! Спасибо, что нашли время для нашего интервью. Желаю нам продуктивной и интересной беседы.
— Здравствуй, Кристина! Спасибо большое за возможность провести диалог. — Что побудило вас выбрать профессию телеведущего?
— В моём случае желание стать телеведущей возникало постепенно. То есть сначала я участвовала как гость, допустим, герой каких-то молодёжных студенческих программ, где были съёмки на телевидении. Я поняла, что это очень интересная сфера и опыт в целом. Мне захотелось как-то погрузиться в это больше. Потом, когда я понимала, что есть возможность работать уже непосредственно на канале, но за кадром, это стало инт

Здравствуйте, читатели! Меня зовут Зверева Кристина, я учусь на факультете журналистики в МПУ (Московский Политехнический Университет). Я взяла интервью у телеведущей программы «Утро России» на канале «Россия-1» — Абрамовой Светланы Михайловны. Её знают миллионы. Каждое утро она приходит в наши дома с новостями. Но что скрывает эфирный образ?

— Здравствуйте, Светлана! Спасибо, что нашли время для нашего интервью. Желаю нам продуктивной и интересной беседы.
— Здравствуй, Кристина! Спасибо большое за возможность провести диалог.

— Что побудило вас выбрать профессию телеведущего?
— В моём случае желание стать телеведущей возникало постепенно. То есть сначала я участвовала как гость, допустим, герой каких-то молодёжных студенческих программ, где были съёмки на телевидении. Я поняла, что это очень интересная сфера и опыт в целом. Мне захотелось как-то погрузиться в это больше. Потом, когда я понимала, что есть возможность работать уже непосредственно на канале, но за кадром, это стало интересно. Когда я поняла, что можно работать и в кадре, становилось еще интереснее. Поэтому в моём случае желание возникало постепенно, по мере тех возможностей, которые давала мне жизнь.

— Какие моменты для карьеры журналиста вы считаете самыми важными?
— Ну, это любознательность, даже отчасти любопытство. Это умение коммуницировать с людьми, общаться, собирать информацию и анализировать её. Умение и желание. Наверное, если ты не горишь этим делом или темой, в которую ты погружаешься, то очень сложно сделать какой-то крутой и глубокий материал. То есть, наверное, стопроцентная увлечённость и вовлечённость в тему, которую ты разбираешь. Плюс, вот как я уже говорила, это общение, сбор информации, какая-то некая смелость, чтобы эту информацию собирать, общаться, задавать некомфортные вопросы, может быть, даже. Такая максимальная активность. Всё это очень важно в профессии.

— А как вы готовитесь к эфиру?
— У нас есть некий сценарий нашей будущей программы. Этим сценарием занимается редактор, руководство. Редакторы собирают информацию, руководство подтверждает, какая информация и темы пойдут в эфир, какие гости будут в эфире, а какие нет. Собирается некий сценарий будущей программы. Мы, ведущие, приходим, знакомимся с темами. Допустим, у нас каждый эфир — три гостя по какой-то теме. Мы знакомимся с этими темами, готовимся по ним. И потом уже обсуждаем с руководством, с нашим главным редактором то, о чём будет этот эфир. То есть нам надо сузить, условно, тему до той, которая пойдёт в эфир. Поэтому мы обговариваем вопросы, которые будем задавать, чтобы это всё было достаточно компактно, и редактор, который будет монтировать гостей, не сошёл с ума. Вот так выглядит подготовка к эфиру.

— Как вы справляетесь с давлением и стрессом, связанным с публичной профессией?
— Наверное, в первую очередь я стараюсь себя максимально оградить от давления и стресса, связанных с этой профессией. Допустим, не выставлять фото, потому что мы сейчас живем в соцсетях, не публиковать какие-то провокационные темы или информацию. Это нехорошо. Возможно, если бы я вела себя по-другому, как большинство медийных людей, у которых есть такие цели, то это как раз самая прямая дорога к стрессовой ситуации. То есть что-нибудь такое сказать, что всех заденет — и ты соберёшь кучу хайпа, но в то же время о тебе станут говорить. Просто я выбрала не такой путь, так как для меня это тяжело. Мне достаточно сложно справляться со стрессом, с хейтом в свой адрес, допустим, если бы он был. Моё качество жизни от этого стало бы хуже. Поэтому я выбрала достаточно нейтральную и спокойную позицию, чтобы оградить себя и не провоцировать.
И поэтому вот этого стресса стало меньше. Вообще у меня в жизни не так много его, наверное, только если положительный стресс, потому что ведь бывает отрицательный, но если работать в кадре, на телевидении, в прямом эфире, вроде бы тебе всё нравится, всё здорово, но стресс, он всё равно после каждого эфира присутствует. Всё равно ты выкладываешься, эмоционально на сто процентов отдаёшь себя и устаёшь в конце концов. Поэтому, наверное, в моём случае некое восстановление — это спорт, бег или побыть дома, позаниматься какими-то простыми делами, чтобы немножко отвлечься и не во внешний мир уйти, а наоборот, внутрь себя. Меня это восстанавливает. Это мой какой-то эмоциональный фон, я из-за этого набираюсь сил и энергии.

— А какой вопрос вы бы задали самой себе в самом начале вашей карьеры?
— Ну, наверное, я бы спросила: «А что делать, чтобы добиться чего-то, как достичь высот?». Но на этот вопрос очень сложно ответить. Если бы я его себе задала, то очень затруднилась бы дать на него ответ, потому что у каждого человека свой опыт. Ну, наверное, журналистам даже проще, опять же, в таком классическом понимании, кто работает в больших и крупных изданиях, пишет большие статьи, что-то там анализирует. Там попроще. Но что касается телевидения, это, наверное, у каждого ведущего будет свой опыт. И каждый телеведущий, мужчина или женщина, назовёт что-то своё, потому что универсального пути нет. Наверное, я бы ответила, что нужно быть собой, не нужно подстраиваться под какой-то некий идеальный образ. Например, вот: «Екатерина Андреева, мне надо быть такой, чтобы стать ей». Нет. Нужно, наоборот, делать ставку на каких-то твоих индивидуальных особенностях. Естественно, если ты совсем выбиваешься — условно, придешь на федеральный канал, будет у тебя мат-перемат и ты не захочешь от этого избавляться (я уже просто не говорю о каких-то крайних случаях), но в целом всё равно нужно подсвечивать свою индивидуальность. Наверное, нужно, наоборот, не подстраиваться под некий идеальный шаблон, а стараться транслировать в рамках существующих правил свою индивидуальность. И, возможно, нужно подчиняться каким-то своим ритмам и биоритмам. То есть чтобы не загонять себя и оградить от этого пресловутого выгорания. Если ты можешь работать в определённом режиме, а понимаешь, что успеха добились люди, работающие 24 на 7, но ты не можешь, потому что иначе качество твоей работы будет ухудшаться, — тогда делай меньше. У тебя вот так, ты такой человек.

— А бывали ли случаи, когда вы пожалели о том, что приняли на себя роль голоса общества?
— Нет, я вообще ни о чем не жалею, потому что все мои решения, которые я принимала в жизни, они были от души, настолько они были не продиктованы какой-то необходимостью или не были приняты под давлением кого-то или чего-то. И ещё очень важный момент, почему я ни о чем не жалею, — потому что вся моя деятельность, всё то, чем я занималась, это было по большому желанию. В каждый период времени я делала, в принципе, то, что хотела и получала от этого удовольствие. Это не значит, что это было легко. Это были сложные, даже физически сложные периоды, эмоционально сложные. Но всё равно мне это очень нравилось, меня это всё вдохновляло. Поэтому ни о чем я не жалею. У меня вот такой путь, он достаточно долгий, у меня не было какого-то резкого взлета. Я не проснулась знаменитой, это не про меня. У меня всё очень медленно, постепенно, шаг за шагом.

— Как вы работаете с информацией в эпоху фейковых новостей и манипуляций?
— Здесь нужно просто обладать критическим мышлением, анализировать информацию. И чем больше её в доступе, тем вероятнее, что если ты мыслящий, думающий человек и знающий тему, в которой работаешь, поймёшь, что правда, что нет. Ну, хотя бы поставишь под сомнение. Поэтому я думаю, что здесь просто больше времени нужно для того, чтобы понять, что правда, что ложь, вот в эпоху этой самой фейковой информации. И как хорошо было бы, допустим, пообщаться с живыми людьми или же съездить на то место, где произошло это событие. То есть прямо погрузиться в самую суть и желательно посмотреть своими глазами и послушать тех людей, очевидцев, чтобы составить уже своё мнение, которое будет правдивым. Не смотри, что там написано. Это в идеале.

— А как вы относитесь к журналистам, которые превышают границы морали ради рейтингов?
— Ну, это инструмент. Но я плохо отношусь. Потому что в моём представлении всё равно это человек. Какие-то человеческие взаимоотношения важнее всего. Даже если это незнакомые люди, нельзя в угоду своему успеху пренебрегать чувствами и жизнями. Бывает, что из-за какой-то рейтинговой статьи у человека возникли большие проблемы. Я плохо к этому отношусь, но мы живём в таком мире, что это может быть инструментом, за счёт которого у человека может случиться скачок в карьере. Тут уже такой моральный вопрос, готов ли он идти по головам за счёт каких-то неприятностей других людей или нет. Каждый решает сам для себя.

— А какое событие за время вашей профессиональной карьеры вас больше всего вдохновило?
— Вдохновляют больше всего успехи. Вот, наверное, когда ты, допустим, что-то делаешь и понимаешь, что получаешь новый проект на телевидении, и он уже лучше того, что есть сейчас. Или, допустим, ты получаешь классный отзыв от незнакомых людей, которые говорят, что ты хорошо делаешь свою работу. Вот это на протяжении всей карьеры очень вдохновляет. У меня просто путь достаточно постепенный. Поэтому каждая маленькая победа вдохновляла на большее.

— Что вы считаете своим главным профессиональным достижением?
— Ну, наверное, это работа в «Утро России», где я сейчас работаю на главном телеканале страны, в самом рейтинговом утреннем шоу. У нас на сегодняшний день «Утро России» — самое рейтинговое шоу из всех утренних.

— А как вы считаете, какие навыки должны быть у современного журналиста?
— Умение общаться, контактировать с совершенно разными людьми, умение говорить на их языке. Также важны такие качества, как: гибкость, внимательность, любознательность, любопытство, неравнодушие. Потом, опять же, нужно обладать критическим мышлением. Необходимо уметь анализировать всё, что ты видишь и слышишь. Очень важно любить своё дело. Потому что уже говорила, без этого, наверное, сложно добиться успеха в этой профессии. То есть нужно приходить домой и продолжать, условно, этим заниматься, что-то писать, читать, потому что тебе это нравится. Не просто ты пришёл, отработал с утра до вечера, а вот ты продолжаешь заниматься этим. Это как часть твоей жизни.

— А когда вы впервые почувствовали близость с аудиторией?
— Так как мы работаем в кадре и не видим своего зрителя, это происходило несколько раз на встречах со зрителями. Вот у нас «Утро России» проводило несколько таких встреч, и когда ты видишь огромное количество людей, которые приходят и хотят с тобой сфотографироваться, говорят приятные слова тебе, вот, наверное, тогда. Именно в такие моменты чувствуешь эту связь.

— Были ли моменты, когда вы сами становились героиней новостей?
— Нет, таких вот ситуаций не было.

— Какие жизненные уроки подарила вам профессия?
— Надо просто быть человеком. Успех приходит, когда ты правда остаёшься человеком. В профессии всё равно есть начальники, коллеги, те, кто тебя снимает, операторы, кто угодно, твой большой коллектив. И вот что я могу сказать: ты чувствуешь себя прекрасно, когда всё хорошо в коллективе. Это эмоциональная стабильность, она очень важна для продуктивной работы. И поэтому, когда у вас классные отношения в коллективе, и тебя там любят как человека даже, не просто как профессионала, а как человека, то это очень помогает в работе. Поэтому ты просто кайфуешь от того, что ты делаешь, и приходишь на работу как домой, как в семью некую. Поэтому очень важно налаживать этот контакт, а для этого ты должен относиться к людям, как к родным, ко всем хорошо, уважительно. Вот эти очень важные качества, благодаря которым ты будешь хотеть продолжать делать то, что ты делаешь.

— На этом наше интервью подходит к концу. Это была очень увлекательная беседа. Светлана, спасибо вам большое за интерес к теме и ответы на вопросы. Желаю вам успехов!
— Спасибо, Кристина! Буду очень рада видеть Вас в числе своих юных коллег в скором времени! Удачи Вам!