Найти в Дзене
Мир цирка

Сергей Муратов: «Благодаря танцу и спорту, передо мной распахнулись двери в цирк»

Сергей, до прихода в цирк, Вы занимались народными танцами. Как хореографические навыки помогли в начале пути на манеж? Именно благодаря искусству танца и моим врождённым спортивным способностям, двери цирка распахнулись передо мной. Признаться честно, поначалу я и представить себе не мог, как правильно подойти к лошади, однако танец был моей стихией — быстрым, легким, свободным. Эти качества оказались ключевыми для мира джигитовки, ведь помимо умения держаться в седле, ценится ловкость движений, грациозность исполнения каждого элемента. Я вижу жанр джигитовки совсем иначе – это не просто выполнение трюков, это танец на лошади. Для меня важны линии, как в осетинском танце. Впоследствии пришлось осваивать и верховую езду, много трудиться на конюшне, приобретать необходимые навыки. Однако любовь к риску, желание экспериментировать и смелость пробовать новое сделали свое дело — постепенно я стал тем, кем я являюсь сейчас. Это было удивительное путешествие, начавшееся с простого желания вы

Сергей, до прихода в цирк, Вы занимались народными танцами. Как хореографические навыки помогли в начале пути на манеж?

Именно благодаря искусству танца и моим врождённым спортивным способностям, двери цирка распахнулись передо мной. Признаться честно, поначалу я и представить себе не мог, как правильно подойти к лошади, однако танец был моей стихией — быстрым, легким, свободным. Эти качества оказались ключевыми для мира джигитовки, ведь помимо умения держаться в седле, ценится ловкость движений, грациозность исполнения каждого элемента. Я вижу жанр джигитовки совсем иначе – это не просто выполнение трюков, это танец на лошади. Для меня важны линии, как в осетинском танце.

Впоследствии пришлось осваивать и верховую езду, много трудиться на конюшне, приобретать необходимые навыки. Однако любовь к риску, желание экспериментировать и смелость пробовать новое сделали свое дело — постепенно я стал тем, кем я являюсь сейчас.

Это было удивительное путешествие, начавшееся с простого желания выразить себя через движение, но превратившееся в полноценную карьеру артиста-джигита. Уже вскоре после первых успехов, я начал получать приглашения присоединиться к другим известным цирковым группам, причём, руководители коллективов искали именно танцора-трюкача с уникальной энергией и харизмой. Знания лошади и умение выполнять правильно трюки пришли позже, естественным образом, дополнив мои сильные стороны. Основой моего успеха стали именно хореографические способности, открывшие дорогу в мир джигитовки.

Почему, среди многообразия цирковых жанров, выбор пал именно на “Джигитовку”?

Родом я из Владикавказа, а джигитовка — уникальное искусство, корни которого уходят глубоко в осетинские земли. Именно оттуда родом легендарный Алибек Кантемиров, создавший основы джигитовки, и многие талантливые юноши Осетии следовали его примеру, став частью великого жанра. Когда однажды, кочевавший шапито прибыл в мой город, родители повели меня на представление. Там, среди ярких огней и музыки, я впервые ощутил магию скорости, азарт полёта и особый запах манежа. Меня мгновенно захватила та неповторимая энергия, которой дышит каждый уголок цирковой арены.

Еще одно впечатление осталось в памяти навсегда: яркие костюмы артистов, их уверенность и благополучие, тоже притягивала мой взор. Тогда-то зародилась мечта помогать семье, выбирая путь, который мог бы принести успех и стабильность. В Осетии, моей малой родине, нет постоянного цирка, лишь временами заглядывают переезжающие шапито, привозя волшебство на колесах.

Однажды судьба свела меня с парнем, который работал в цирке. Мы танцевали вместе в ансамбле «Маленький джигит», и однажды он предложил отправиться покорять мир цирка. Так началась моя дорога артиста, полная приключений и открытий, ведущая сквозь годы вперед.

Какие качества характера необходимы человеку, чтобы добиться успеха в джигитовке?

Достичь успеха в этом жанре возможно лишь при наличии смелости и трудолюбия. Пусть ваши успехи не станут лучшими в истории, зато поставленные задачи будут реализованы на высочайшем уровне. Отвага и целеустремленность — ключевые факторы, определяющие итог вашего пути.

Поделюсь личным опытом: заметив взаимосвязь между уверенностью всадника и состоянием лошади, я осознал важность внутренней уверенности. Испуг, колебание или сомнение незамедлительно передаются животному, вызывая дискомфорт и недоверие. Взаимодействие строится на взаимном доверии и полном принятии партнёра. Спокойствие и твёрдый настрой всадника гарантируют полную поддержку и сотрудничество со стороны лошади.

Проявление смелости и настойчивого труда открывает путь к прекрасным результатам, укрепляет веру в собственные силы и даёт шанс оставить значительный след в истории циркового искусства.

У Вас не было опыта взаимодействия с лошадьми до начала цирковой карьеры. Вспомните, что Вас особенно удивило, при первом знакомстве с этими животными?

Лошади поразили меня совершенно особым образом. Конечно, лошади сами по себе привычные существа, знакомые каждому, но именно в атмосфере цирка раскрываются уникальные грани их натуры. Здесь, на арене, проявляется истинная сила, мощь и свобода, которую невозможно увидеть в обычной жизни. Ведь раньше, я наблюдал за ними лишь на Кавказе. В цирке же, передо мной предстало зрелище полной раскрепощенности, движения, великолепия и гармонии.

Однако, приступив к работе с лошадьми, я столкнулся с настоящей проблемой — недостатком физической подготовки. Мне потребовалось немало усилий, тренировок и занятий, чтобы хотя бы приблизиться к пониманию невероятной энергии и силы этих животных. Их мощные мышцы, стремительность и непревзойдённая грация буквально завораживали меня. Теперь понимаю, почему работа с ними стала для меня столь значимой.

Сначала меня увлекло скорее желание освоить новый жанр, проявить себя и заработать. Любовь к лошадям пришла гораздо позднее, когда я смог прочувствовать всю глубину их характера и величие природы. До знакомства с цирковыми лошадьми, я искренне считал, что собаки — единственные любимые мною животные. Со временем отношения с лошадьми переросли в глубокую привязанность, наполненную уважением и трепетом. Так произошло моё постепенное погружение в прекрасный мир циркового искусства и очаровательных четвероногих артистов.

Кто был Вашим наставником в цирковом искусстве и как сильно он повлиял на развитие Ваших талантов?

Своими первыми учителями я обязан назвать двух особенных людей. Первым был великий Эльбрус Плиев, тот самый мастер, у которого я делал первые шаги в мире цирка. Рядом находился и Дима Белянский, старший товарищ, ставший проводником в мою будущую профессию. Именно он привёл меня в цирковую среду, поддерживал и направлял на каждом этапе творческого становления. Несмотря на разницу в возрасте — он был старше на целых семь лет — наши судьбы сплелись в одном ансамбле «Маленький джигит». Наблюдая за ним, восхищаясь его талантом, я решил последовать за ним в мир цирка.

Дима постоянно держал в сердце моё стремление, помня обо всех наших разговорах и мечтаниях. Как только представился случай, он протянул руку помощи, предложив попробовать силы в настоящем цирковом номере. Хотя фундамент заложил Эльбрус Плиев, значительную роль сыграл и Дима, делясь секретами ремесла, помогая овладеть всеми тонкостями профессии джигита.

Эти два наставника были моими путеводными звёздами в самом начале долгого путешествия. Позже, конечно, меня ждали новые коллективы, встречи с выдающимися руководителями — такими, как Тамерлан Нугзаров и Юрий Петрович Мерденов. Каждый из них внёс свою лепту в формирование моего профессионализма, щедро одаривая меня знанием и мудростью. Благодаря таким людям я рос творчески, обретая опыт и мастерство, которое помогло пройти долгий путь к успеху.

Расскажите, пожалуйста, как проходит дрессура лошадей? Есть ли у Вас особые методы воспитания? Как Вы налаживаете эмоциональный контакт с животным?

Процесс дрессировки начинается с главного — установления понимания между человеком и лошадью. Важно показать животному, что именно от него ожидается, объяснить требования ясно и доступно. Постепенно, добиваясь желаемого поведения, я позволяю лошади насладиться заслуженной наградой — лакомством или похвалой. Чем успешнее продвигается обучение, тем сложнее становятся задания, вводятся новые элементы, расширяется репертуар.

Порядок и дисциплина играют важную роль. Подобно детям, лошади нуждаются в четких правилах и ясных сигналах. Во время репетиций, важна концентрация, выполнение заданий должно происходить осознанно, сосредоточенно. Для достижения цели необходимы как похвала, так и разумная критика. Этот баланс позволяет создать атмосферу доверия и уважения, необходимую для продуктивной работы.

За годы практики я понял психологию лошадей, особенности их восприятия и реакции. Каждая лошадь уникальна, имеет собственные черты характера, но общее свойство — способность воспринимать речь и настроение окружающих. Иногда строгий выговор одной лошади воспринимается остальными членами табуна, мотивируя их избегать ошибок и стремиться к лучшему исполнению. Если одна лошадь получает награду за выполненный элемент, остальные внимательно наблюдают и запоминают правильное поведение.

Наблюдения показали, что зрение играет важную роль в обучении. Животные способны усваивать увиденное, повторяя удачные приёмы и избегая неудач. Подражание и наблюдение помогают развивать навыки быстрее и эффективнее.

Изучив разные методы дрессировки, использовавшиеся в России и за рубежом, я выработал собственный подход, отражающий мой личный опыт и предпочтения. Эта система основана на понимании особенностей каждой лошади, гибкости и индивидуальном подходе. Если метод эффективен, значит, он отражает твою личность, твои таланты и стиль.

Что для Вас, как для руководителя аттракциона, является самым сложным в процессе подготовки номеров?

Создание нового номера с участием лошадей — процесс тонкий и зависящий от множества факторов. Всё начинается с оценки индивидуальных качеств самих животных. Если изменения касаются лишь визуальной составляющей выступления — костюмов, оформления пространства, рисунка композиции, то задача решается относительно легко. Трюковая основа остается прежней, сохраняется ритм, динамика представления. Для меня важен ритм и динамика движения лошади в манеже.

Совсем другое дело, когда требуются серьезные перемены в характере выступлений. Например, если ранее лошадь демонстрировала виртуозную джигитовку, а теперь ей предстоит показывать академический выездковый аллюр или исполнять изящные классические элементы, потребуется значительное количество времени и сил. Нужно подобрать подходящего коня, обладающего необходимыми задатками и способностью адаптироваться к новым требованиям. Такой подход значительно ускоряет работу над номером.

Подобрать лошадь с нужными способностями — половина успеха. Иначе придётся потратить массу времени на обучение базовых элементов, аналогично ситуации с людьми: самые способные ученики достигают больших высот, демонстрируя высокую работоспособность и эффективность. Те же, кому недостаёт природных данных или трудолюбия, показывают скромные результаты, требуя большего внимания и терпения тренера. Искусство взаимодействия с животными, как и с людьми, учит одному важному принципу: от природного потенциала и старания зависят итоги любого дела.

Расскажите о процессе подготовки нового номера. Сколько времени требуется на создание качественного «продукта»?

Искусство постановки номеров для меня неразрывно связано с хореографическим наследием, впитанным ещё в детские годы. Особое значение придаётся гармоничной картине, красоте линий, точности движений, синхронности действий артистов. Важно не просто совершить трюк, а преподнести его как целостное произведение, красивое и утончённое, точно соответствующее канонам ансамбля.

Многие коллеги, пришедшие из спорта, или иной сферы циркового искусства, испытывают недостаток именно в таких нюансах. В гимнастике, например, важнее техника выполнения элемента, а в специализированных учебных заведениях основное внимание уделяется непосредственно выполнению трюков. Но в искусстве управления лошадью нужны особые навыки: понимание её психологии, умения взаимодействовать с животным, читать сигналы тела, учитывать нюансы её настроения.

Для меня ключевым элементом остаётся динамичность, непрерывность действия, постоянное движение, создающее ощущение бесконечного потока энергии. Реализовать подобное крайне трудно, ибо необходимо сочетать мастерство верховой езды с чувством ритма, пластичностью, точностью синхронизации движений. Немногие способны объединить в себе оба аспекта, что и выделяет мой подход среди прочих постановочных решений.

Работа над созданием качественного продукта подобна тренировкам футбольного клуба: регулярная отработка комбинаций, многократные повторения приводят к качественному прогрессу. Сначала возникают сомнения, страхи, переживания, но постепенно рождаются гармония и удовлетворение результатом. Тогда наступает момент наслаждения процессом, внутреннего покоя и радости от успешно проделанной работы.

Над созданием нового номера необходимо долго работать, я отдаю все свое время репетициям, подготовке лошадок и артистов труппы.

Какой Ваш самый любимый элемент программы и почему?

Среди любимых элементов, особое место занимает знаменитая «круговая вертушка», известная как «таджикская вертушка». Она привлекает внимание зрителей своими оригинальностью, скоростью, подчеркивая мастерство артиста и силу лошади. Такие элементы дарят зрителям волну восторга.

Эффектным трюком является «курс», когда всадник с разбега запрыгивает на скачущую лошадь и встаёт на ноги прямо с манежа. Важнейшим критерием успешного трюка становится умение подать его ярко, выразительно, ритмично. Неважно, насколько технически сложен трюк, если подача тусклая, зрители останутся равнодушны. Но стоит сделать ставку на красоту и эстетику, как публика готова принять и оценить любое выступление.

Наиболее эффектными элементами выступают не только традиционные вращения и перестроения, но и высокие прыжки, рискованные маневры, заставляющие публику затаить дыхание. Например «колонна», когда на лошади находится не один наездник, а на его плечах стоит еще один джигит. Создавая иллюзию лёгкости и непринужденности, артисты демонстрируют безупречное владение собой и животным, превращая обычный трюк в настоящее произведение искусства. Вот почему создание яркого, эффектного номера — высшая цель каждого настоящего мастера циркового искусства.

Как часто, во время выступлений, происходят форс‑мажорные ситуации и как, в такие моменты, Вы защищаете себя, свой коллектив и лошадей?

Любое выступление сопровождается тщательной подготовкой, но иногда случаются непредвиденные обстоятельства, требующие мгновенного реагирования. Бывают моменты, когда внезапно возникает необходимость вмешаться прямо во время выступления: порвалась амуниция, ослабла лямка или костюм застрял — и ты должен успевать смотреть не только за лошадью, но и за артистом, стараясь оперативно решить проблему.

Находясь в центре манежа, я внимательно слежу за каждым движением исполнителей, ведь знаком практически со всеми трюками лично, неоднократно исполняя их сам. Любые отклонения немедленно фиксируются, поскольку промедление грозит серьезной опасностью. Каждое мгновение задержки увеличивает вероятность травмы, поэтому главное — молниеносная реакция и грамотные действия.

Опыт и смекалка выручают нас в ситуациях риска. За тридцать пять лет службы накопилось немало историй, подтверждающих, насколько опасным может оказаться этот жанр. Тем не менее профессионализм помогает избежать серьезных последствий. Главное — вовремя выявить проблему и устранить её, проявляя максимальную осторожность и решительность.

Поделитесь историей Вашего самого запоминающегося выступления.

Два момента запомнились мне сильнее всего. Первый произошел в Японии, где мы выступали бок о бок с сильнейшими мастерами цирка. Один из номеров — подкидные доски — был действительно феноменальным, я откровенно признавал их превосходство, чувствуя, что мы уступаем лидерство. Финальное выступление стало решающим испытанием. Решившись на новый шаг, мы добавили несколько дерзких аккордов, сделав номер предельно напряженным и ярким. Выполненный мной выход из-под скачущей лошади вызвал фурор, восторженная публика аплодировала стоя, и я почувствовал, что наконец-то победил! Я кидал шапку и ловил ее в обрыве. Я всегда любил соревноваться и до сих пор эта жажда победы не успокаивает меня.

Три дня после этого события я пребывал в состоянии эйфорического возбуждения, сон пропал напрочь, сознание пульсировало победой. Ощущение было подобно Олимпиаде, когда спортсмен завоёвывает золотую медаль, совершив невозможное, в последний миг состязания. Внутри кипел азарт, жажда борьбы, желание победить любыми средствами. Постоянно сравнивая себя с соперниками, внутренне борясь за первенство, я искал способы выделиться и добиться победы.

Второй памятный эпизод случился в России, на престижном фестивале в Москве. Наш небольшой частный коллектив получил приглашение и занял почётное первое место, хотя я изначально рассчитывал на Гран-при. Стремясь к совершенству, я подвергал себя жестким испытаниям, порой доходящим до абсурда. Готов был прыгнуть вверх, вёл лошадь, отдавал команды сверху и снизу одновременно, поддерживал партнеров, внушая уверенность и стойкость. Своим внутренним огнём я зажёг команду, вытянув нас на пьедестал победителей.

Знакомясь с результатами голосования жюри, я переживал разочарование, но постепенно смирился, я принял ситуацию философски. Вскоре вновь продемонстрировал мой трюк «колонны» с полётом под куполом, убедившись, что наша программа заслуживает наивысших похвал.

Помню, когда после нашего выступления поднялся на ноги весь зрительный зал, судьи словно заново оценили нашу работу. Казалось, весь мир замер, прислушиваясь к моему голосу, звучавшему с манежа. Эмоции били ключом, внутренний огонь горел, отказываясь гаснуть. Обстановка накалилась до предела, я буквально светился изнутри, ощущая невидимую связь с каждым присутствующим. Но меня «Золото» не устраивало, я всегда рвался только к победе.

Но я не способен остановиться, продолжаю бороться, идти вперёд, отстаивая своё право быть лучшим. Возможно, именно эта черта характера мешает мне находить общий язык с коллегами, создаёт напряжение вокруг меня. Моё эго стремится доминировать.

Каждый раз, сталкиваясь с подобным поведением, я вспоминаю годы интенсивных тренировок, постоянные эксперименты, развитие собственного стиля и методов работы. Нет нужды учить меня, как жить, как выступать, как добиваться побед. Все уроки пройдены годами труда и испытаний, сформировавшимися собственными убеждениями и принципами. Внутренний двигатель продолжает толкать меня вперёд, вне зависимости от возраста и обстоятельств. А мне уже 52-ой год пошел. И я не хочу останавливаться, до сих пор репетирую все заезды и пытаюсь создать новые элементы.

Мой темперамент заставляет бросать вызов самому себе, окружающим, обстоятельствам. Ни разу не возникало мысли отступить, признать поражение, смириться с посредственностью. Амбиции заставляют двигаться дальше, преодолевая трудности, сохраняя волю к победе.

-4

Вы проработали в Японии более 20-ти лет. Расскажите, пожалуйста, об этом периоде. Зритель-японец, он какой? В чём сходства и различия между нашими государствами, в отношении к цирковому искусству и быту артиста цирка?

Различия между зрителями Японии и нашей страны очевидны. Японские зрители отличаются особой сдержанностью и деликатностью в выражении чувств. Наши соотечественники же, напротив, склонны открыто проявлять эмоции, бурно реагировать на впечатляющие трюки и восторгаться яркими моментами представления. Для японца громкий хлопок или возглас одобрения часто считается нарушением тишины и этики, а потому редкостью. Наша аудитория же активно вовлекается в происходящее, создает живую энергетику зала, поддерживает артистов бурными аплодисментами и искренними улыбками.

Условия работы и отношение к артистам цирка в Японии находятся на качественно ином уровне. Цирковое искусство там уважаемо и высоко оценено обществом. Артисты проживают в комфортабельных условиях, пользуются повышенным вниманием публики, охотно общаются с поклонниками, обмениваются впечатлениями и узнают друг друга ближе. Чувствуется уважение и интерес к творчеству русских мастеров цирка, желание проникнуться атмосферой русского циркового искусства.

При всей любви японской аудитории к нашему цирку, в самой России ситуация выглядит иначе. Культура циркового представления постепенно утрачивает популярность, уступая место разнообразным развлекательным программам. Современные зрители избалованы выбором развлечений, и качество представлений снизилось, утратились масштабные и рисковые трюки прошлых эпох. Причина проста: профессиональные риски возросли и получение серьёзных травм неоправданно высоко. В результате отечественный цирк потерял свою привлекательность и значимость.

Тем не менее зарубежные гастроли, включая Японию, сохраняют высокий спрос на качественные российские номера. Страна Восходящего Солнца встречает артистов с большим теплом и благодарностью, создавая комфортную обстановку для творчества и вдохновляя на создание шедевров циркового искусства.

Какие новые направления развиваются в современной конной акробатике сегодня?

Сегодняшняя тенденция развития конной акробатики тревожит своей однобокостью. В спортивной джигитовке важнее сделать трюк, не смотрят на красоту, грацию, линии, вытянутые носки и натянутые колени.

Вместо расширения границ и внедрения новаторских идей, жанр постепенно угасает, теряя прежнюю популярность и востребованность. Особенно заметно сокращение числа профессиональных исполнителей, занимающихся этим направлением. Если взглянуть в прошлое, десятки лет назад существовала целая палитра номеров различной формы и масштаба, малых и крупных композиций, охватывающих разнообразные стили и техники. Сегодня подобные номера почти исчезли, оставив лишь редкие исключения.

Частных номеров в области джигитовки практически не существует. Единственным исключением в России являюсь я, сохраняющий наследие жанра, вопреки множеству трудностей. Без моей страсти и приверженности делу этот номер окончательно прекратил бы существование и у меня. Поддерживать профессиональный уровень становится всё сложнее, сотрудники покидают труппу, предпочитая более спокойные и стабильные работы, не связанные с рисками и постоянными переездами.

Такое снижение уровня объясняется отсутствием поддержки, низким финансированием и ограниченностью рабочих предложений. Люди вынуждены искать альтернативные источники дохода, оставаясь в стороне от циркового искусства. Подобные тенденции неизбежно приведут к дальнейшей деградации жанра, сокращению численности профессиональных артистов и утрате традиций, накопленных поколениями.

Хотели бы попробовать себя в другом виде искусства или в спорте?

В зрелом возрасте начинать профессионально заниматься спортом, или искусством довольно поздно. Определённые периоды предназначены для освоения конкретных навыков, и потеря драгоценного времени способна серьёзно повлиять на перспективы карьеры. Наиболее благоприятный период для начала обучения — юность, когда организм молод, энергичен и восприимчив к обучению.

Попробовать освоить новую сферу деятельности, будучи взрослым, безусловно, можно, но придётся столкнуться с множеством препятствий. Это сравнимо с попыткой войти в профессию джигитовки, имея нулевую базу знаний и опыта. Редкими исключениями являются единичные случаи, когда люди начинают заниматься делом, не имеющим аналогов в прошлом опыте. Начинать с чистого листа в спорте, в зрелом возрасте означает преодоление значительных физических нагрузок, получение синяков и ушибов, серьезных травм, испытание собственных сил и выносливости.

Кроме того, профессиональная деятельность требует высокого уровня ответственности, дисциплины и самоорганизации. Вступая на этот путь, человек принимает на себя обязательства, выполняя ежедневные тренировки, соблюдая режим питания и отдыха, контролируя собственное здоровье. Физически неподготовленный взрослый столкнётся с огромным количеством преград, преодолеть которые сможет лишь собрав всю волю в кулак и настроившись на долгую и сложную борьбу.

Хотя карьера профессионального спортсмена уже позади, личное увлечение физическими нагрузками, соревнованиями и активным образом жизни приносит огромное удовольствие и пользу здоровью. Я и сейчас не прочь соревноваться в любом виде спорта, даже с молодёжью.

Чем Вы занимаетесь в свободное, от репетиций, выступлений и ухода за животными, время? Есть ли какое-то хобби?

Где бы я ни оказался, свободное время неизменно посвящаю любимым увлечениям, связанным со спортом и интеллектуальными играми. Особенно близки мне такие виды спорта как футбол, лыжи, волейбол, бокс, шахматы и теннис.

Шахматы занимают особое место в списке предпочтений. Играя онлайн, я предпочитаю быстрые партии — блиц, требующие максимальной концентрации и быстроты реакции. Телефонные звонки нередко мешают процессу, нарушая связь и приводя к потере времени, что сказывается на рейтинге игрока. Низкое положение в турнирной таблице снижает шансы встретиться с достойными противниками, а мне интересно сражаться с сильными оппонентами, стремящимися развить свои навыки.

Все виды активности вызывают у меня живой отклик души. Обожаю активные игры, независимо от уровня соперников, испытывая азарт и страсть к соревнованию. Часто, несмотря на наличие травм, пренебрегаю осторожностью, участвуя в играх с удовольствием и азартом. Независимо от исхода соревнований, важен сам процесс участия, проверки собственной выносливости и воли к победе.

Какой фильм и книга, по Вашему мнению, наиболее точно отражают жизнь цирковых артистов?

Цирковое искусство теснейшим образом переплетается с культурой цыганского народа. В частности, яркий пример — наш эксклюзивный цыганский номер, недавно вспоминали его с моим близким другом Асиком Ходжаевым, Аслан Хаджаев является художественным руководителем ансамбля «Нальмэс», настоящий шедевр, воплощённый в стиле традиционного цыганского колорита. Красочные танцы, зажигательные мелодии, насыщенные образы песен и вечные перемещения таборов создают уникальную картину, отражающую суть нашего бытия.

Ведь жизнь артиста похожа на кочевой образ жизни: постоянная смена городов, переезд из одного населённого пункта в другой, кратковременные остановки, временные укрытия и вечное ожидание дороги впереди. Прекрасный фильм «Табор уходит в небо» и другие произведения искусства прекрасно передают эту специфичность бытия. Нам повезло: большинство людей тратит деньги и время, чтобы путешествовать, а нам оплачивают дорогу и предоставляют возможность увидеть мир, встречаясь с новыми лицами и культурами.

Постоянные переезды — неотъемлемая часть Вашей профессии. Трудно ли находиться вдали от дома длительное время, или весь земной шар теперь Ваш дом?

У такого образа жизни есть своя цена. Сложно находиться вдали от родного дома, близких людей, родных стен. Всегда приходится выбирать между карьерой и личной жизнью, разрываясь между профессиональными обязательствами и заботой о семье.

Такова уж природа творчества: оно требует жертвоприношения, ставит художника перед непростым выбором, оставляя неизгладимый отпечаток на судьбе и сердцах тех, кто посвятил себя служению искусству. Конечно, я скучаю по дому, но выбор профессии вынудил меня расстаться с осёдлой жизнью, сделавшись вечным странником, ведомым дорогами искусства. Жизнь артиста подразумевает постоянные разъезды.

Невозможно найти идеальное занятие, лишённое недостатков. Куда бы ты ни отправился, везде найдутся достоинства и недостатки. Однако главное заключается в том, что я страстно люблю своё дело, считая себя счастливчиком, сумевшим превратить любимое хобби в источник заработка. Порой диву даёшься, получая деньги за то, что доставляет удовольствие.

Планируете передать своё дело следующему поколению? Если да, то каким образом воспитываете преемников?

Конечно, мне бы хотелось передать своё дело приемнику. Признаюсь, мысль о передаче дела преемнику вызывает противоречивые чувства. Прежде всего, необходимо трезво оценивать реалии современного мира, ориентируясь на тенденцию развития технологий и автоматизацию процессов. Сегодня роботизация проникает во все сферы человеческой деятельности, делая устаревшими многие устоявшиеся профессии и традиции.

Пока наш номер сохраняет актуальность, целесообразно продолжать действовать в заданном направлении, отслеживая эволюционные процессы индустрии. Что касается потенциальных приемников, младшие члены семьи ещё недостаточно выросли, чтобы определиться с предпочтениями. Старшие дети демонстрируют слабые признаки заинтересованности в данном поприще: старший сын тяготеет к учёбе, познанию наук, дочь проявляет мягкость и нежность, чуждые активному образу жизни артиста цирка в данном жанре, она занимается танцами.

Только младший сын обладает чертами, схожими с моими, возможно, именно он продолжит мою деятельность. Пока будущее неопределённо, решение примет время,  я постараюсь сохранить имеющийся багаж знаний и навыков, передав их следующему поколению.

Текст Наты Цирканутой
Фотографии предоставлены Сергеем Муратовым