Автор: Александрийский библиотекарь.
Всем привет! Ну что, дорогие, уже нарезали салаты и натолкли картошки? Или еще в процессе? Тогда буду вас под руку развлекать всякими байками. Правда, они сегодня не из археологии, но из этнографии. Зато про Новый год и закусочку к нему – но не про «оливье» с «под шубой».
Оказывается, у поедания салатов «с первого и по тринадцатое» оч-чень глубокие корни. Готовить горы еды – это не только у наших мам и бабушек было принято. Но и у прабабушек наших прабабушек. Бывало, разогнав печенегов и половцев, древние предки дважды в год – на Новый год и Масленицу – наедались, как Антипкины щенки. То есть, прямо вот от пуза, до потемнения в глазах. Ибо верили, что обилие еды на старте задаст всему году правильное направление в сытую жизнь.
Да что там наши предки - Иоанн Хризостом, рекомый Златоуст, пенял землякам, которые были уверены, что ежели
проведут новолуние сего месяца в удовольствии и веселье, то и целый год будет для них таким же.
Еще даже в 19-м веке в Васильев вечер - а у нас сегодня именно он - в России-матушке метали на стол пироги и колбасу, всякое мясо и блины, кутью и кашу. Ну, и, разумеется, пиво, вино, водку, приговаривая: «пьем, все, что горит, даже керосин». В общем, не удивляйтесь своим буквально инстинктивным хлопотам у новогоднего стола.
В северо-западной Руси Васильев вечер звали Жирной кутьей или Щедрухой. Что-то такое же говорили и белорусы. Провожали, провожали старое, не щадя живота своего. Попутно натягивая на себя все новое – пока еще можно натянуть. Чтобы блистать среди родственников за столом, а весь год потом не переводились наряды. И, кстати, лайфхак от предков вам, дорогие: деньги под Новый год не дают - чтобы они не уходили из дома. Зато получать – это можно, такое мы любим, это к прибыли. Правда, если никто не дает, откуда прибыли-то?..
А вот есть ли у вас на столе поросенок? Да не простой, а кесаретский! Без него Новый год не Новый год. «Оливье» так себе замена поросенку, максимум - добавка, скажу я вам, как этнограф этнографам. Название блюду дал святой Василий Кесарийский. Это ж его память отмечается сегодня - помните, Васильев вечер и все такое? На Руси его прозвали Кесаретским. Отсюда и поросенок. Его по всем правилам полагалось жарить. Но… если год на свинину был неурожайным, то можно обойтись печеньем в форме свиньи. Короче, добрые мои этнографы, это очень древняя традиция. И тянется она из натурально незапамятных времен – от общих европейских корней или даже раньше.
Свиное мясо, свиная голова, колбасы и какое-либо печение в образе свиньи составляют необходимую принадлежность Васильева вечера и рождественских святок не только у русских, но и болгар, сербов, румын, в Сицилии, Англии, Германии, в скандинавских землях и на Кавказе.
Римляне, кстати, в свои сатурналии приносили в жертву свинью. Северные же европейцы были люди куда более практичными. Чего зря переводить ценный продукт?
Поросенка, или свиную голову, или хоть что-то из свинины ели сами. Следов прямо вот жертвоприношений свиней на Новый год этнографически и археологически не прослежено... Впрочем, в 19-м веке были корифеи от науки, которые считали, что эта съедаемая свинья – солнечный символ – ага, щетину натурально уподобляли лучам! Коллеги их не поддержали, надо сказать – слишком экзотично и немного нелепо. Куда понятнее, что это была обычная магия на плодовитость. Съеденная свинья как символ и залог грядущего благоденствия. В тот же ряд пишем и явно обрядовую выпечку.
В каждом доме приготовляли к празднику Рождества Христова из пшеничного теста фигуры, изображающие маленьких коров, быков, овец и других животных и пастухов. Такие фигуры ставились на окна и столы, посылались в подарок родным. (…) К Рождеству стряпаются из ржаного теста хозули (козули); изображают овец с рогами и без рогов, коров, оленей с ветвистыми рогами; болванят из теста уточек в виде кур.
Козульки из теста даже ставились в сенях над дверями во двор - чтобы скот летом знал дорогу домой и вообще лучше плодился. Уже в советское время записаны обряды, как выпеченные в первый день Рождества фигурки хранятся до Крещения. А потом, размочив в святой воде, хозяйка раздавала их скоту.
Кто-то из этнографов опять увидел в этом реликт жертвоприношения. Хотя, скорей всего, это просто магическая еда специально для домашней животины – чтобы не хворала и давала приплод побогаче. Этакая имитация действительности, которая натурально сформирует нужное крестьянину будущее. А еще козульки попали и в колядки:
Дайте коровку,
Масляну головку, -
пели дети под дверью хаты – и получали таки козульки.
Ой, а что у вас там пригорело? Совсем вы меня тут заболтали, пора мне. Обилья вам и всякого добра в Новом году. С наступающим! Но 12-го на работу!
Впрочем, поросенок на столе был не каждый день... Но и не так, чтобы голодали.
А теперь, насытившись, за развлечениями прошу в телегу!