Найти в Дзене

Избыток зерна должен обеспечивать прибыль, а не убытки

Несмотря на рекордные урожаи зерна, получаемые в России, доходность аграрных хозяйств остается на низком уровне. Среди основных причин складывающейся ситуации эксперты называют избыток сырья, который оказывает колоссальное давление на внутренние цены. Несбалансированность спроса и предложения на рынке зерна ставит перед российским АПК задачу ускоренного развития перерабатывающих мощностей. В этом уверены участники состоявшегося в Москве форума «Грэйнтек 2025», на котором обсуждались стратегические пути монетизации рекордных урожаев зерна. Решение проблемы избытка зерна участники форума назвали стратегической задачей национального масштаба. Рекордные урожаи, с одной стороны, являются достижением агросектора, а с другой, – создают серьезные экономические трудности для производителей, особенно в регионах, удаленных от экспортных портов. Например, в Поволжье и Сибири из-за низкой рентабельности выращивание пшеницы становится экономически нецелесообразным, аграрии планируют сокращать посев

Несмотря на рекордные урожаи зерна, получаемые в России, доходность аграрных хозяйств остается на низком уровне. Среди основных причин складывающейся ситуации эксперты называют избыток сырья, который оказывает колоссальное давление на внутренние цены. Несбалансированность спроса и предложения на рынке зерна ставит перед российским АПК задачу ускоренного развития перерабатывающих мощностей. В этом уверены участники состоявшегося в Москве форума «Грэйнтек 2025», на котором обсуждались стратегические пути монетизации рекордных урожаев зерна.

Решение проблемы избытка зерна участники форума назвали стратегической задачей национального масштаба. Рекордные урожаи, с одной стороны, являются достижением агросектора, а с другой, – создают серьезные экономические трудности для производителей, особенно в регионах, удаленных от экспортных портов. Например, в Поволжье и Сибири из-за низкой рентабельности выращивание пшеницы становится экономически нецелесообразным, аграрии планируют сокращать посевные площади.

На создание условий для перехода от сырьевого экспорта к производству высокотехнологичной продукции с высокой добавленной стоимостью ориентированы инициативы правительства. С 1 января 2026 года в России приступают к реализации национального проекта «Биоэкономика», основные цели которого анонсировала на форуме начальник отдела Минпромторга России Валерия Мартюхова. Проект призван снизить импортозависимость по критически важным биотехнологическим продуктам, таким как ферменты, аминокислоты и витамины, увеличить экспорт продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью, эффективно капитализировать огромный возобновляемый ресурсный потенциал Российской Федерации.

На форуме участники дискуссий сформулировали две альтернативные, но потенциально взаимодополняющие концепции монетизации избытка зерна: создание масштабной индустрии биотоплива и развитие мощностей по производству высокомаржинальных биохимических продуктов.

По мнению Дмитрия Арсеньева (компания НПК Экология), именно производство биоэтанола и устойчивого авиационного топлива (SAF) способно стать локомотивом для всей отрасли. Этот подход предполагает создание масштабного внутреннего спроса, способного поглотить миллионы тонн избыточного зерна. В рамках такой экономической модели продукты с более высокой стоимостью, такие как аминокислоты и клейковина, становятся сопутствующими, что снижает их себестоимость и повышает общую устойчивость и рентабельность проектов.

Роман Козырев (компания Неоджениум) озвучил на форуме альтернативную стратегию, которая предполагает сфокусироваться на производстве биопластиков (PLA, PEF) и платформенных химикатов. Эта модель нацелена на создание продуктов с гораздо более высокой добавленной стоимостью. Ключевая логика этого подхода состоит в том, что ожидаемое падение спроса на нефть как на транспортное топливо в перспективе 15-20 лет приведет к значительному удорожанию нефтехимии. Это откроет гигантский рынок для биоальтернатив. Для реализации этого сценария Россия обладает уникальными преимуществами: дешевые и обильные биоресурсы, мощный научный потенциал и выгодное географическое положение. Эксперт подчеркнул, что у страны есть 10-летнее «окно возможностей», чтобы занять лидирующие позиции в мировом промышленном биотехе.

Этот выбор между двумя стратегиями определит вектор развития не только перерабатывающей индустрии, но и всего агропромышленного комплекса России на десятилетия вперед.

Независимо от того, какой путь будет выбран — биотопливо или биохимия, — первоочередной задачей является создание перерабатывающих мощностей непосредственно в регионах выращивания зерна. Такое мнение озвучил на форуме президент Российской Биотопливной Ассоциации Алексей Аблаев. Размещение производств в Поволжье, на Урале и в Сибири является критически важным шагом. Такая локализация обеспечит устойчивое экономическое развитие этих территорий, создаст новые рабочие места и позволит превратить проблему избытка сырья в мощный драйвер регионального роста.

Несмотря на разность подходов, вывод, который сделали участники форума, лежит в рамках единого понимания: эпоха простого экспорта зерна подходит к концу, и будущее аграрных регионов России напрямую зависит от успешной реализации национальной стратегии глубокой переработки сельхозпродукции.

Больше актуальных обзоров – на нашем сайте https://newsapk.ru

Читайте также:

Зерно кризиса. Низкая доходность аграриев-зерновиков становится устойчивым трендом

Прибыльных урожаев нужно добиваться не количеством минеральных удобрений, а эффективностью их применения

Латифундизация российского сельского хозяйства: предел не достигнут