Найти в Дзене
Сундучок Летописца

🌲 Лес у славян: дом, кладовая и укрытие

Представьте утро в Древней Руси. Весь укрыта утренним туманом. Печь дышит углями, изба пахнет дымком и свежей щепой. За плетнём — не просто лес, а настоящее зелёное море. Непостоянное, враждебное, величественное. В нём можно добыть еду, спрятаться от беды, потеряться навсегда — а порой встретить того, кто на человека похож, но не человек вовсе… 🍃 Насколько славяне «привязаны» к лесу по сравнению с соседями Благодаря обилию лесов в Восточной Европе и на Балканах мы по умолчанию привыкли считать славян “лесными обитателями”. Да и разве может быть иначе? В устном народном творчестве мотив чащи и живущих там созданий особенно ярок, как и песни о деревьях, ягодах, зверях… На деле — всё не столь однозначно. Безусловно, славяне лес почитали и пользовались его дарами, но вот самыми лесными среди соседних народов точно не были. Давайте посмотрим на место леса в системе верований и ценностей разных европейских народов. Самая сильная связь с лесом. По сравнению с ними славяне: менее «дендроцент
Оглавление

Представьте утро в Древней Руси.

Весь укрыта утренним туманом. Печь дышит углями, изба пахнет дымком и свежей щепой. За плетнём — не просто лес, а настоящее зелёное море. Непостоянное, враждебное, величественное. В нём можно добыть еду, спрятаться от беды, потеряться навсегда — а порой встретить того, кто на человека похож, но не человек вовсе…

🍃 Насколько славяне «привязаны» к лесу по сравнению с соседями

-2

Благодаря обилию лесов в Восточной Европе и на Балканах мы по умолчанию привыкли считать славян “лесными обитателями”. Да и разве может быть иначе? В устном народном творчестве мотив чащи и живущих там созданий особенно ярок, как и песни о деревьях, ягодах, зверях…

На деле — всё не столь однозначно. Безусловно, славяне лес почитали и пользовались его дарами, но вот самыми лесными среди соседних народов точно не были.

Давайте посмотрим на место леса в системе верований и ценностей разных европейских народов.

Кельты — лес как святилище

Самая сильная связь с лесом.

  • Друиды проводили обряды в священной роще (неметоне), не в храме.
  • Даже названия ряда племён (эбуроны — тис, силуры — лесовики…) и имён связаны с деревьями.
  • Деревья имели индивидуальную сакральность (тис, дуб, ясень).
  • Лес — космос, а не хаос.

По сравнению с ними славяне:

менее «дендроцентричны»,
меньше обожествляют лес как целое.

Германцы — лес как пограничье

Очень близки к славянам по восприятию леса, но с отдельными отличиями.

  • Священные рощи (по Тациту).
  • Лес как место суда, обрядов, испытаний.
  • Мир организован вокруг ясеня Иггдрасиль (ось мира).

Отличие:

  • у германцев есть чёткая космология дерева;
  • у славян — рассеянная, фрагментарная.

Финно-угры — лес как дом

Самая «органичная», сильная связь.

  • Лес — не граница, а естественная среда бытия.
  • Духи леса — родственные, не враждебные.
  • Священные деревья, капища прямо в лесу.
  • Шаманизм — «разговор с лесом».

По сравнению со славянами:

финно-угры внутри леса,
славяне —
рядом с лесом.

Балты — лес как живая сакральная система

Пруссы, литва, латгалы не были “растворены” в лесу, как финно-угры, но крепко срослись с ним.

  • лес — не просто среда, а одушевлённый порядок;
  • сакральность распределена по всему лесному ландшафту;
  • храмы долгое время отсутствовали — священные рощи алки-алкас, жрецы вайдилы.

По сравнению со славянами:

балты свои, родные в лесу; в роще,
славяне —
на опушке; скорее соседи, пасынки, приятели.

Поэтому ранние славяне были не “лесными” в смысле жизни в глухой чаще, а скорее предпочитали лес по соседству. Селились у воды, но так, чтобы рядом был лес как ресурс и защита, а само поселение стояло на приподнятом, высоком месте (терраса, мыс, холм).

При этом пространства для жизни рядом с лесом было предостаточно, а сами леса той эпохи были практически непроходимыми, густыми (в отличие от поредевших угодий в Западной Европе). Достаточно взглянуть на распространение лесов в начале нашей эры по XVI век.

-3

Следует помнить и о том, что степень “привязанности” к лесу как к источнику ресурсов и предмету культа зависела и от природных условий, и от происходящих в этих условиях соприкосновений культур.

Поэтому проживающие в лесной зоне и испытавшие сильное воздействие со стороны балтов и финно-угров кривичи, ильменские словене, вятичи и дреговичи будут относиться к лесу иначе, нежели соседствующие с ирано- и тюркоязычными племенами степные тиверцы, уличи, бужане

Для большой части славянских земель лес был ежедневной средой выживания: топливо, стройматериал, промыслы, земледелие, укрытия — и всё это естественно “обрастало” запретами, историями и мифологией. На таком фундаменте лес легко становится и кладовой, и храмом, и страшной границей мира.

Лес как источник ресурсов 🦌 🍯

-4

🌳 Дерево: материал, из которого сложен мир

Если попытаться представить быт ранней Руси без леса — он просто рассыпается.

Дерево буквально было скелетом, “каркасом жизни”, давая:

  • жильё и хозяйственные постройки (от простейших форм к настоящей рубленой избе, вершине плотницкого мастерства)
  • утварь, инструменты, транспорт, ограждения
  • топливо: печь, баня, кузница — всё держится на дровах; дёготь

В народной памяти лес — это ещё и школа ремесла: он воспитал плотника, резчика, мастера, а дерево стало главным материалом декоративно-прикладного искусства (отсюда — особая любовь к узорам, резьбе, “живому” тёплому материалу).

Важная деталь, которую редко вспоминают: лес — это не только осязаемые предметы, но и культура. Именно береста стала тем материалом, что позволил в кратчайшие сроки развиться грамотности и активной переписке среди широких масс.

🦊Охота: еда, одежда и обувь

Слово “охота” сегодня звучит как редкое хобби. А для наших предков это слово часто было условием выживания, особенно в дохристианские времена и без ограничений, продиктованных частыми постами.

В лесу охотились на дичь не только ради мяса, но и кожи и пушнины, мягкого золота. И поэтому чаща становилась источником двойной выгоды:

  • пища — мясо, птица;
  • защита от холода — мех и кожа, из которых делалась тёплая одежда и обувь.

Рухлядь (особенно мех куньих, бобра, белок) была важным предметом экспорта. Сторонники так называемой меховой теории денежного обращения в Древнерусском государстве считают векшу, мелкую денежную единицу, выделанной шкуркой белки, которая использовалась одновременно с её монетным аналогом (частью серебряного арабского дирхема). То же касается и более ценной куны, которую соотносят со шкуркой куницы.

Не зря говорят: «Лесная сторона не одного волка, а и мужика досыта накормит».

🍯 Бортничество: сладость, свет и товар

Если охота давала мясо и мех, то бортничество давало то, что ценилось веками почти на вес золота: мёд и воск.

  • Мёд — редкая “сладость” в мире без сахара, плюс пищевой продукт, который хорошо хранится, служит сырьём для производства сладостей и питного мёда;
  • Воск — свечи. А свечи — это свет в долгие зимы, это обряды, это церковь, это “порядок времени” (пока горит свеча — живёт вечер);
  • И мёд, и воск легко превращаются в обменный ресурс: то, что можно копить, перевозить, продавать.

И вот почему бортник — непростая профессия. Он должен знать:

  • где искать подходящие деревья
  • как не разрушить борть (чтобы пчёлы вернулись)
  • как вести себя осторожно и бережно, иначе лес не будет щедр.

🍓 Ягоды, грибы и травы

Для тех, кто умел искать и обладал достаточным терпением, лес приоткрывал дверь в другую охоту — неспешную, тихую.

Это, по сути, супермаркет под открытым небом:

  • ягоды — свежие летом и осенью (а порой и под снегом), но особенно важные в заготовках (сушка, толчение, мочение — у каждой местности свои способы)
  • грибы — “лесное мясо” для постных дней и бедных дворов, удобный продукт для засола/сушки
  • лесные травы и коренья — это и еда, и домашнее врачевание

Важно отметить, что лес не воспринимали как бесконечный склад. Всё доставалось нелегко, поэтому рождалась мораль вроде «Не руби сук, на котором сидишь!», а за неподобающее отношение лес мог “мстить”.

Лес как пространство экспансивного хозяйства: подсечно-огневое земледелие 🔥🌾

-5

Подсечно-огневое земледелие часто называют примитивным, но это на самом деле сложный и рациональный ответ на условия лесной зоны.

Схема проста и гениальна:

  • лес подсекали/рубили,
  • сушили,
  • сжигали,
  • сеяли на удобренной золой почве.

По прошествии нескольких лет распаханный участок оставляли (т.н. перелог), переходили на освоение другого, возвращаясь на заросшее место спустя десятилетия. Такая мобильная, экстенсивная модель хозяйства была удобна для славянской колонизации в лесной зоне, в том числе в Волго-Окском междуречье, но рост населения и изменение этнической карты региона объясняются не одной подсекой, а совокупностью миграций, хозяйственных стратегий и процессов смешения народов.

🛡️🌲 Лес как укрытие от врагов

-6

Не стоит забывать, что лес, особенно ближний, хорошо знакомый тебе с детства — это естественная защита с нерукотворным частоколом деревьев. В открытом поле тебя видно; в лесу легко потерять след, уйти на болота, раствориться в сплетении троп. Поэтому лес веками работал как:

  • убежище при вражеских набегах,
  • место временного “ухода” общины,
  • пространство для внутренней войны в тылу врага: в ход идут внезапность, знание троп, скрытность.

Лес надёжно укрывал человека под своим пологом от непрошенных гостей на протяжении столетий, выступал союзником в войнах.

1) Монгольское нашествие: леса и болота как фактор, который «не пустил»

У Н. И. Костомарова есть очень показательная формулировка: Батый хотел идти на Новгород, но “дремучие леса и болота не допустили его”.

А другой взгляд — чисто географический: исследователи отмечают, что зимой монголам было проще двигаться, потому что замерзали реки и болота, то есть сама «лесо-болотная защита» частично выключалась морозом.

Иными словами: когда мокро/топко — лес прячет; когда лёд — лес становится проходимее.

2) XVI–XVII века: «Большая засечная черта» — лес как государственная оборона

Это уже не локальная хитрость, а системная политика: Засечная черта (особенно развитая в XVI–XVII вв.) — оборонительная система на южных рубежах, где лес превращали в укрепление: валили деревья крест-накрест, делали завалы, охраняли «заповедные» засечные леса.

По сути, государство прямо инвестировало в лес как в “щит”.

3) Старообрядцы: лес как «география свободы»

Когда начались гонения на староверов, лес и глухие речные бассейны стали естественной средой для ухода в «невидимость».

  • Керженские старообрядческие скиты: целый центр в Нижегородском Заволжье, возникший в труднодоступной лесной зоне бассейнов притоков Волги (Керженец и др.).
  • Выговское общежительство (Поморье): формировалось в условиях удалённости, лесов и болот, что делало место удобным для автономной общины.

Здесь лес работает не как “кратковременное убежище”, а как долгосрочная инфраструктура жизни.

4) Крестьянские восстания: «раствориться в лесу» как стратегия

Очень наглядный пример — Тамбовское восстание (антоновщина): когда восстание дробилось, отрядам прямо предписывали уходить в леса и возвращаться к партизанской тактике; источники фиксируют, что повстанцы скрывались в лесах и болотах (в т.ч. по берегам р. Вороны).

Это один из тех случаев, где лес — не фон, а тактическая среда, вынуждающая противника к облавам, «прочёсываниям», блокированию. Уходил после поражения в марийские леса и Пугачёв.

5) ВОВ: партизанская «лесная война»

Классика — Брянские леса как один из символов партизанского движения: лесной рельеф и массивы давали базирование, маскировку, возможность внезапных ударов по вражеским коммуникациям.

По сути, тут повторяется древний принцип, только на новом уровне техники: лес ломает “прозрачность” пространства для армии.

🖋️ Лес в моей текущей работе

-7

Делится ресурсами со “своими”, проживает их чувства, подсказывает и подталкивает к нужным решениям.

«Вдовствующая Лада держала в ежовых рукавицах не только хозяйство, но и сына, ведь одной торговлей в здешних местах прокормиться нынче трудно. Посему приходилось перебиваться рыбалкой, охотой, да сбором ягод и грибов. Лето на Псковщине недолгое, прохладное, но щедро одаривает тех, кто умеет брать у леса.»

«Чаща тревожилась вместе с нею.

Шорохами.

Скрипами.

Свистом ветра в зелёной перевити листвы.

Она сама была таким же лесом — тёмным, заблудившимся в себе, полным окаянного зверья и жутких теней.»

🌲 Итог: почему без леса славян не понять

-8

Если собрать всё воедино, получится так:

Лес для славян — это одновременно экономика, технология, защита и смысл.
Он кормит и лечит, даёт материал и ремесло, помогает земледелию и строительству, , укрывает от беды, а ещё формирует эстетический идеал и мораль: лес — источник красоты и духовной силы, его нельзя губить.

Именно поэтому в славянском воображении лес так легко превращается в “живого” героя: щедрого — и опасного; родного — и чужого; спасительного — и испытующего. О нематериальной, сакральной роли леса в представлении наших предков мы и поговорим во второй части этой статьи.

💬 Вопрос для читателей

Есть ли ещё какие-то проявления леса материального, о которых не упомянул автор? Или что-то, чтобы дополнить обозначенные выше роли (ресурс, земля, защита)?

📚 Источники

  1. Ременец О. М. Культурологический анализ леса в русском фольклоре // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. — 2007. — № 1(7). — С. 104–109
  2. Пономаренко Е. В. и др. Трассы подсечно-огневого земледелия под славянскими курганами (почвенно-археологические данные) // научные публикации по археопочвоведению.
  3. Рыбаков Б. А. Ремесло Древней Руси. — М.: Издательство Академии наук СССР, 1948.
  4. Седов В. В. Древнерусская народность: Историко-археологическое исследование. — М.: Наука, 1999.
  5. Сłupecki P. L. Holy Groves in Germanic and Slavic Beliefs // Culture Crossroads. — 2011.

6. Vaitkevičius V. The Sacred Groves of the Balts: Lost History and Modern Research // Folklore: Electronic Journal of Folklore. — Vol. 42.