Найти в Дзене
КП - Новосибирск

«Сказал, что все будет хорошо, и ушел спать»: 3-летняя девочка умерла в больнице по вине хирурга, который не стал делать операцию

На городском кладбище Петровска-Забайкальского одинокий холмик, усыпанный свежими цветами, выделялся среди всех прочих. Черные ленточки с надписями «Любим, Помним, Скорбим», «Любимой дочери от родителей», «Любимой Карине от прадедушки и прабабушки» колыхались от ветра. Это место стало последним пристанищем для маленькой Карины Мисайловой. Ее родители, чье горе не утихало с годами, приходили сюда, чтобы мысленно поговорить с дочерью. Эта могила – единственное, что у них осталось. Эта история началась летом 2010 года и в ее центре оказался детский хирурги череда трагических событий, растянувшихся на годы. 21 августа 2010 года в семье Мисайловых был обычный день. Родители затеяли стирку. Отец привез на ручной тележке большую бочку с водой, объемом около 60 литров, и оставил ее во дворе. В это время их дети-двойняшки, Карина и ее братик, играли рядом. Дети, увлекшись, нечаянно перевернули тяжелую емкость. Бочка придавила девочку. Все произошло в одно мгновение, родители просто не успели ср
Оглавление
На совести хирурга жизни двух человек
На совести хирурга жизни двух человек

На городском кладбище Петровска-Забайкальского одинокий холмик, усыпанный свежими цветами, выделялся среди всех прочих. Черные ленточки с надписями «Любим, Помним, Скорбим», «Любимой дочери от родителей», «Любимой Карине от прадедушки и прабабушки» колыхались от ветра.

Это место стало последним пристанищем для маленькой Карины Мисайловой. Ее родители, чье горе не утихало с годами, приходили сюда, чтобы мысленно поговорить с дочерью. Эта могила – единственное, что у них осталось. Эта история началась летом 2010 года и в ее центре оказался детский хирурги череда трагических событий, растянувшихся на годы.

«Все будет хорошо, успокойтесь»

21 августа 2010 года в семье Мисайловых был обычный день. Родители затеяли стирку. Отец привез на ручной тележке большую бочку с водой, объемом около 60 литров, и оставил ее во дворе.

В это время их дети-двойняшки, Карина и ее братик, играли рядом. Дети, увлекшись, нечаянно перевернули тяжелую емкость. Бочка придавила девочку. Все произошло в одно мгновение, родители просто не успели среагировать. Результатом стала тупая тяжелая травма. Девочку срочно доставили в Петровск-Забайкальскую центральную районную больницу.

Обследование, проведенное дежурными врачами, показало, что состояние Карины критическое и ей необходима срочная операция. В тот день, 21 августа, дежурным хирургом был Игорь Николаевич Машуков, 40-летний врач с немалым опытом работы.

Именно к нему, как к специалисту, должны были обратиться за помощью. Однако, по версии следствия, все пошло не по плану. Машуков осмотрел девочку, но операцию не назначил. Вместо этого, как установили следователи, он отправился спать в ординаторскую комнату. Он просто оставил девочку умирать.

Мать девочки, находясь в шоке, запомнила слова врача после осмотра. Она утверждала, что Машуков, осмотрев ребенка, заявил:

– Все будет хорошо, успокойтесь.

В 6:30 утра 22 августа 2010 года Карины не стало.

Врач был пьян?

Смерть ребенка в больнице привела к возбуждению уголовного дела. Следователи Петровск-Забайкальского межрайонного следственного отдела СК РФ по Забайкальскому краю начали проверку действий медицинского персонала.

Центральной фигурой расследования стал Игорь Машуков. Остро встал вопрос о его состоянии в тот роковой дежурный вечер. Родственники и часть медиков указывали на то, что хирург мог быть пьян.

Для установления этого факта было проведено медицинское освидетельствование. Анализы действительно показали наличие алкоголя в крови врача. Однако судебно-медицинская экспертиза не смогла определить точно, когда именно этот алкоголь был употреблен – до или уже после смерти пациента.

Из-за этой неопределенности суд впоследствии не принял факт опьянения в качестве доказательства. Сам Игорь Машуков, давая объяснения, настаивал на своей версии:

– Я выпил уже после ее смерти, чтобы пережить такую потерю. Думаете, мне легко? – так прокомментировал он результаты анализов.

Город Петровск-Забайкальский невелик, и слухи в нем распространяются быстро. Многие жители, знакомые с Машуковым по предыдущим годам работы, не могли поверить в случившееся. Его считали хорошим, компетентным хирургом. Цырен Дашиев, руководитель Петровск-Забайкальского межрайонного следственного отдела отмечал:

– Если быть предельно откровенным, то в том году он что-то расслабился. Раньше я не слышал, чтобы он был замечен пьяным. И не могу найти никакого оправдания его действиям. Если бы он был вменяем, то наверняка оказал бы надлежащую помощь.

«Почему вы вините врача? А куда смотрели родители?»

Но если Машуков ничем помочь девочке не мог, то почему ее не отправили санавиацией в Читу или Улан-Удэ? Реакция руководства больницы на трагедию была обескураживающей. Главный врач Петровск-Забайкальской ЦРБ Валерий Кузьмин, комментируя ситуацию, валил все на родителей Карины:

– Была ночь, какой может быть вертолет? И вообще у девочки были травмы, несовместимые с жизнью. И почему вы вините врача, а родители изначально куда смотрели, они же в ответе за своих детей – привезли бочку и бросили, – заявил он.

Этот комментарий вызвал дополнительные вопросы у общественности. Знакомая семьи Юлия Крылова вспоминала:

– Раньше, я помню, очень часто к нам прилетали по вызовам вертолеты на стадион, и скорые мчались с пациентами. Уже как лет 7, если не больше, ничего такого не наблюдается.

Высказывание главного врача породило резонный вопрос: означает ли это, что ночью пациенты в районной больнице не могут рассчитывать на экстренную хирургическую помощь? А если требуется сложная операция, которую местные хирурги сделать не в силах, то возможность санавиации должна быть предусмотрена в любое время суток. В Петровск-Забайкальске так не считали.

«Я обещаю, что он будет наказан»

Следствие по делу длилось десять месяцев. 16 июня 2011 года Петровск-Забайкальский межрайонный прокурор Александр Иванович Будаев утвердил обвинительное заключение. Игоря Машукова обвиняли в причинении смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей:

– Я сам лично буду выступать на суде и железно обещаю, что он будет наказан, все проведенные экспертизы в пользу следствия. Ему грозит от трех лет лишения свободы и лишение права заниматься врачебной деятельностью, – заявил прокурор.

Ключевым доказательством стали выводы судебно-медицинской коллегии, специально собранной из Читы. Эксперты установили, что вина Машукова доказана, он не оказал должную помощь, а в критический момент, когда ребенку стало хуже, бездействовал:

– Судмедэксперты сделали вывод: между бездействием хирурга и смертью девочки есть непосредственная следственная связь, – констатировал майор юстиции Цырен Дашиев.

Истечение срока давности

Однако исход дела был неочевиден. Как отмечал следователь, у Машукова были смягчающие обстоятельства: трое детей, ранее не судим, да и он нанял опытных адвокатов:

– Несколько раз я общался с ним, и только на последней нашей встрече он признал свою вину полностью и заявил, что раскаивается в случившемся, видимо, адвокаты посоветовали. Теперь это обстоятельство будет учитывать суд, – сказал Цырен Дашиев.

В 2012 году суд вынес приговор. Вина Игоря Машукова была признана доказанной. Однако суд назначил ему наказание в виде ограничения свободы сроком на 2 года, а затем Забайкальский краевой суд освободил хирурга от этого наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности.

Таким образом, реального наказания он не понес. Параллельно с уголовным делом родители Карины через суд взыскали с больницы компенсацию морального вреда в размере 1,5 миллиона рублей.

Новая жертва

Но на этом история Игоря Машукова не закончилась. Несмотря на пережитый скандал, он продолжил работать хирургом в той же Петровск-Забайкальской ЦРБ. И 10 марта 2017 года он проводил лапароскопическую операцию молодой пациентке по поводу трубной беременности.

На следующий день после операции у девушки появились обширные гематомы на спине, она неоднократно жаловалась Машукову на сильное ухудшение самочувствия. Анализы крови показали катастрофически низкий уровень гемоглобина. У девушки было внутреннее кровотечение.

Несмотря на это, Машуков вновь не принял мер. Он не провел дополнительную диагностику, а просто выписал пациентку из стационара. Более того, как было установлено следствием, он воспользовался ситуацией и обманул родственников девушки. Машуков заявил им, что проведенная операция была платной, и таким образом выманил 8 тысяч рублей, хотя на самом деле она должна была проводиться бесплатно.

Через несколько дней после выписки состояние девушки стало критическим, ее экстренно госпитализировали и прооперировали, но спасти не смогли. 18 марта 2017 года она скончалась.

Новое уголовное дело завершилось приговором 20 ноября 2018 года. На этот раз суд признал Машукова виновным и назначил ему наказание в виде 2,5 лет лишения свободы условно. Также ему запретили заниматься медицинской деятельностью в течение трех лет.

По материалам «КП»-Забайкалье