Найти в Дзене

Гавриил Степанович Батеньков: от героя войны до декабриста

В 2025 году исполнилось 200 лет со дня восстания декабристов, произошедшего 14 (26 – по новому стилю) декабря 1825 года. Среди членов обществ декабристов были преимущественно представители офицерства. Среди активных участников заговора выделяется Гавриил Степанович Батеньков (1793-1863), служивший некоторое время инженером путей сообщения. Его энергичная деятельность в качестве инженера принесла немало пользы Сибири. Среди проектов, предлагавшихся им, были и новые железнодорожные пути в Сибири, которые стали, среди прочего, предпосылкой к строительству Великого Сибирского пути. Гавриил Степанович Батеньков (в исторических документах иногда фигурирует как Батенков) родился 25 марта (5 апреля) 1793 года. Его корни уходили в тобольское дворянство: отец, Степан Герасимович Батеньков, служил обер-офицером, а мать принадлежала к известной фамилии Урванцевых. Образование он получил в Тобольске, а около 1810-1811 годов переехал в Петербург, где обучался в Дворянском полку при 2-м кадетском кор
Оглавление

В 2025 году исполнилось 200 лет со дня восстания декабристов, произошедшего 14 (26 – по новому стилю) декабря 1825 года. Среди членов обществ декабристов были преимущественно представители офицерства.

Среди активных участников заговора выделяется Гавриил Степанович Батеньков (1793-1863), служивший некоторое время инженером путей сообщения. Его энергичная деятельность в качестве инженера принесла немало пользы Сибири. Среди проектов, предлагавшихся им, были и новые железнодорожные пути в Сибири, которые стали, среди прочего, предпосылкой к строительству Великого Сибирского пути.

Ранние годы и военная служба

Гавриил Степанович Батеньков (в исторических документах иногда фигурирует как Батенков) родился 25 марта (5 апреля) 1793 года. Его корни уходили в тобольское дворянство: отец, Степан Герасимович Батеньков, служил обер-офицером, а мать принадлежала к известной фамилии Урванцевых. Образование он получил в Тобольске, а около 1810-1811 годов переехал в Петербург, где обучался в Дворянском полку при 2-м кадетском корпусе вместе с будущим декабристом В. Ф. Раевским. В мае 1812 года, по окончании учёбы, Батеньков был произведён в прапорщики и зачислен в 13-ю артиллерийскую бригаду 3-й Западной армии.

Город Тобольск с гравюры XVIII в. Из фондов музея.
Город Тобольск с гравюры XVIII в. Из фондов музея.

Боевой путь Гавриила Батенькова в Заграничных походах русской армии против войск Наполеона был отмечен как доблестью, так и тяжелыми испытаниями. Зимой 1814 года он был удостоен ордена Святого Владимира 4-й степени с бантом. В мае 1816 года был вынужден оставить армию по состоянию здоровья.

Начало инженерной карьеры и деятельность в Томске

По завершении обучения в Институте Корпуса инженеров путей сообщения в октябре 1816 года, Батеньков получил назначение на должность инженера 3 класса в Сибирский округ. Ему поручили управление округом путей сообщения в Западной Сибири и направили в Томск для руководства строительными работами.

 Г.С. Батеньков в форме инженера путей сообщения. Из фондов музея.
Г.С. Батеньков в форме инженера путей сообщения. Из фондов музея.

Вскоре после прибытия инженер составил детальный рапорт с планом благоустройства города. Венцом его томских проектов стало возведение нового моста через Ушайку, имевшего важноезначение для сообщения с Иркутском. Сооружение деревянной переправы, начатое в октябре 1817 года и завершённое к осени 1818 года, велось под его личным надзором.

Работа под началом Сперанского и карьера в столице

В январе 1818 года Гавриил Батеньков отправился в Тобольск для руководства Сибирским округом путей сообщения. Вернувшись в Томск в апреле, он, среди прочего, провёл научные наблюдения за вскрытием рек Томи и Ушайки и представил в Совет путей сообщения намерение разработать «общую теорию стечения двух рек».

Приехавший с ревизией в Сибирь М. М. Сперанский высоко оценил дарования Батенькова и сделал его своим ближайшим помощником по управлению краем. В 1820 году, по поручению Сперанского, Батеньков разработал проект шоссейной дороги от Иркутска к Кяхте по южному берегу Байкала. Проект был отклонён, хотя инженер приводил многочисленные доводы о его необходимости.

Семь подробных аналитических записок, составленных Батеньковым для Сперанского, стали основой для знаменитого «Сибирского Учреждения» 1822 года. За эти заслуги он был переведён в Санкт-Петербург, где в июле 1821 года вошёл в Особый сибирский комитет, а в январе 1823 года назначен чиновником по особым поручениям по военным поселениям при А. А. Аракчееве, позднее войдя в его Совет.

Участие в движении декабристов и заключение

В Санкт-Петербурге Г. С. Батеньков сблизился с членами тайного общества А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым, разделяя их взгляды на необходимость конституционных преобразований в России. Через них он вступил в Северное общество и быстро занял в нём заметное положение; по некоторым сведениям, в случае успеха декабристов ему отводилась роль председателя правительства. Спустя четырнадцать дней после декабрьского восстания 1825 года Батеньков был взят под стражу.

Батеньков был приговорён к вечной каторге, затем срок смягчили до 20 лет. После года в крепости Свартхольм (Финляндия) его не отправили в Сибирь, а возвратили в Петропавловскую крепость.

С 1827 по 1846 год Батеньков содержался в одиночной камере Алексеевского равелина. Он вёл записи мыслей, анализ которых позднее привёл современников к выводу, что долгое одиночество серьёзно повлияло на его рассудок. Среди историков нет единого мнения, был ли он в те годы психически болен или симулировал невменяемость.

Ссылка в Томске и поздние проекты

По решению властей в 1846 году Батеньков был отправлен в ссылку в Томск. Память о декабристе в городе была увековечена позднее: в 1926 году его имя получили площадь и переулок.

Единственной масштабной работой ссыльного инженера в то время стало создание купеческой дачи «Степановка» для Степана Сосулина. Получив свободу по амнистии 1856 года, Батеньков в августе покинул Томск и к ноябрю обосновался в селе Петрищево Тульской губернии. В 1859 году он разработал проект железной дороги между Санкт-Петербургом и Тобольском, а также канала, соединяющего Обь с Енисеем.

Транспортные проекты: предвидение Великого Сибирского пути

Г. С. Батеньков подчёркивал, что выбор трассы для магистрали должен учитывать топографические и экономические условия. Он рассматривал три варианта Великого Сибирского пути, то есть железной дороги, призванной соединить Санкт-Петербург с Тихим океаном. Г. С. Батеньков видел важность проведения линии через северные районы, но признавал, что строительство там сильно затруднено из-за глубоких снегов и сурового климата.

Далее он детально анализировал среднесибирский и южносибирский варианты. Батеньков полагал, что прежде чем выбрать трассу, необходимо всесторонне изучить Сибирь, поскольку в то время не существовало достоверных и подробных сведений об этой «необыкновенной и пустынной» стране.

Смерть и наследие

Жизненный путь Гавриила Батенькова завершился 29 октября (10 ноября) 1863 года.

Гавриил Степанович был личностью поистине ренессансного масштаба: герой войны, талантливый инженер-практик, градостроитель, администратор, мыслитель и, наконец, декабрист, заплативший двадцатью годами одиночного заключения за принадлежность к тайному обществу. В его биографии нашла отражение эпоха. Особенно ценен его вклад в развитие транспортной мысли в России. Будучи одним из первых профессиональных инженеров путей сообщения в Сибири, Батеньков не только занимался благоустройством городов, но и глубоко анализировал географические и экономические условия региона, создавая проекты, опередившие своё время на полвека. Его смелые идеи по соединению речных систем и выбору трассы для будущей железной дороги через Сибирь стали интеллектуальным фундаментом для грандиозного проекта Великого Сибирского пути.

Погрузиться в историю отечественного железнодорожного транспорта, увидеть воплощение смелых инженерных замыслов и проследить эволюцию подвижного состава вы можете в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.