Сергей и Ленька лежали на темной, по-весеннему изумрудной траве и жевали горьковатый стебелек одуванчика. Это было их любимое место – невысокая, отлогая горка, с которой все село было как на ладони. Можно было рассмотреть и дом Леньки Поповкина, в котором он жил вместе с бабушкой и дедом, видна была и новая, крытая железом крыша добротного пятистенка Сергея Плетнева. Оттуда доносились мычание коровы Зорьки, визг поросят и кудахтанье кур.
- Не жалко тебе уезжать, Серега? – спросил Ленька. – Какой он, город этот? А ну как намаешься.
- Нет, - через минутную паузу лениво ответил Сергей. – Что я тут в деревне не видел? А в городе знаешь как? – он вдруг оживился и привстал на локте. – Там вода из крана бежит, хочешь – горячая, хочешь – холодная. И в магазинах хлеб и молоко и днем покупай, и вечером. Были бы деньги. – Помолчал. – А деньги у меня будут.
Трудную задачу решали пятнадцатилетние друзья. Сергей уезжал в город учиться в техникум, аж за 100 километров, Ленька оставался в селе, старики хворые. а он один у них, мать с отцом утонули. Хозяйство было небольшое, но помощником и кормильцем должен был стать Ленька. Плетневы жили куда богаче – и отец, и мать при силе, да и старшие братья с невестками крепко держали хозяйство: огород, скотину, приторговывали и молоком, и сметаной, и яйцами.
В последние дни августа прощались на той же горке. Трава была уже не такой зеленой, а буро-пыльной, но запах оставался тот же. Ленька старался не плакать, хотя глаза были на мокром месте, Сергей держал себя солидно, уже по-городскому.
- Ну, давай прощаться, - проговорил Сергей и протянул руку.
- Нет, не так, - поправил Ленька и трижды расцеловал друга. – А давай дадим клятву, как эти, помнишь, в школе рассказывали, забыл как их звали.
- Герцен и Огарев, что ли?
- Да, как они. Дадим друг другу клятву – встретимся через 20 лет и друг от друга ничего не утаим.
- Давай.
Друзья скрепили клятву крепким рукопожатием.
Уехал Сергей, Ленька пошел работать в колхоз. Сначала помогал по мере сил в поле, иногда старшие садили его на трактор или комбайн, но вскоре углядел в нем председатель тягу к лошадям. И вот однажды вечером в окошко к Поповкиным постучал сам Василь Василич, председатель колхоза и самый уважаемый человек на селе. Бабушка Матрена захлопотала, не зная, куда посадить дорогого гостя и чем угостить (жили Поповкины небогато). Дед, Кузьма Гаврилович, движением брови прекратил бессмысленные движение жены, поняв, что председатель зашел по делу.
- Хочу вам предложить отправить Леньку в ветеринарный техникум, - сердито проговорил Василь Василич. Сердился он на себя, потому что понимал – без мальчика старикам будет совсем плохо – и деньгами Ленька помогал, да и втроем веселее жить. После смерти сына и невестки внук был единственной отрадой стариков. Тут же бабушка запричитала, дед, чтобы не заплакать, сурово засопел, а Ленька встрепенулся – он тоже увидит город. – Помогать всем колхозом станем, зерно там или огород вспахать, пока он учится, это даже не думайте. Люди в нужде не оставят, не бойтесь. А пареньку учиться нужно. Очень он к коням привязан, а без знаний сейчас куда? Ну. Лень, согласен?
- Согласен, - еле слышно проговорил Ленька. Город и манил его, и страшил.