Не хватает настоящей зимы, мороза и снега в Москве?
Самое время сходить на выставку "Арктика. Полюс цвета" в новом корпусе Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной, д. 12. Выставка открыта до 21 июня 2026 г., ( летом не будет жарко).
Радует оригинальное оформление. При входе в Галерею вас встречают северные олени. Почти, как настоящие. Но деревянные. Зимний антураж впечатляет.
В выставочных залах на бело-голубом фоне сияет "северное сияние", громоздятся льдины и безмолвная красота Севера влечет вас в свои глубины.
Выставка познавательная, увлекательная и грандиозная.
Особенно проникаешься интересом к Арктике, дважды побывав на образовательных мероприятиях, приуроченных к выставке. По регистрации и бесплатно.
"Страна большого медведя"- это незабываемая встреча в концертном зале "Кадашевский" с капитаном новейшего атомного ледокола "Арктика" Александром Скрябиным, исследователем и путешественником Матвеем Шпаро, куратором выставки Надеждой Мусянковой, на подготовку которой ушло более года.
Поразили мужественные, умные, невероятно сильные духом люди, в руках которых находится управление атомным ледоколом величиной с 15-этажный дом, пробивающим путь в 1,5-3 метровых льдах.
На презентации документального фильма "Путь" познакомились со съемочной группой и самым молодым 42-летним капитаном ледокола "Урал" - Иваном Курбатовым.
Фильм "Путь" об Артике и нашем ледокольном флоте можно увидеть на платформе "Смотрим". Настоятельно рекомендую!
Все проекты, связанные с освоением Арктики, курирует госкорпорация "Росатом". Она отвечает за экологическую чистоту Арктики. В этом убедились зрители, задавая самые острые вопросы на разные темы. В каждом ответе звучала уверенность, ответственность и гордость за нашу страну, за ее реальные достижения в непростое время.
Сейчас наш атомный ледокольный флот состоит из восьми ледоколов: четырёх – предыдущего поколения- «Таймыр», «Вайгач», «Ямал», «50 лет Победы» и четырёх – новейших, проекта 22220- «Арктика», «Сибирь», «Урал» и «Якутия».
Мы осваиваем Арктику с учетом всех экологических норм, имеем самый экологичный атомный флот, самую протяженную береговую линию, огромные запасы полезных ископаемых, в освоение которых вкладываются большие материальные и человеческие ресурсы.
Северный морской путь (СМП) - это исторически сложившаяся национальная транспортная артерия России, самый кратчайший судоходный маршрут между западной частью Евразии и Азиатско-Тихоокеанским регионом.
В 2025 году был издан указ «О праздновании 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути» к этому событию приурочена выставка "Арктика. Полюс цвета".
Первое упоминание маршрута по морям Северного Ледовитого океана относится к 1525 году, когда русский дипломат Дмитрий Герасимов выдвинул идею его использования для морского сообщения между Россией и Китаем.
Где находится Арктическая зона России? На территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), Норильска, двух районов Красноярского края, обл., МО Архангельской обл., пяти районов Республики Карелия и Костомукшского ГО. К Арктической зоне относятся также часть островов и архипелагов Северного ледовитого океана.
Издавна мореплаватели и исследователи стремились в Арктику, а вслед за ними и художники. Тогда не было фотоаппаратов, самолетов, электричества. Художнику надо было запечатлеть дикие просторы и красоты, работая на пленэре в суровых погодных условиях, когда краски и кисти замерзали в руках. И руки тоже... Важно было запечатлеть то самое мгновение и впечатление.
Одним из первых художников-путешественников был уроженец Вологодской губернии Александр Борисов (1866 -1934). Его называли "русским Нансеном". В детстве он тяжело заболел. Родители дали обет и отправили сына в монастырь после благополучного выздоровления. В 15 лет он оказался на Соловках, помогал монахам и учился иконописи. Вот где сформировался упорный характер и жизнелюбие.
Судьба распорядилась так, что в 1885 году в монастырь приехал великий князь Владимир Александрович. Он увидел работы юного художника и предложил переехать в Петербург. Борисов стал студентом Императорской Академии художеств. Основам рисунка и колористике учился у Ивана Шишкина и Архипа Куинджи.
Главной мечтой художника оставалось желание вернуться на Соловки и путешествие в Арктику.
Мечта осуществилась в 1894 году. Художника пригласили участвовать в морской экспедиции Сергея Витте. С борта теплохода «Ломоносов» Борисов писал этюды бухт и гаваней. Суровая северная природа очаровала его.
«Главная задача моя была художественная: мне хотелось написать целую серию картин и показать всему свету те необычайные красоты загадочного полярного мира».
Летом 1896 года Александр Борисов отправился на Кольский полуостров. Из поездки он привез в Петербург «два пуда этюдов». Осенью участвовал в ученической выставке, после которой Павел Михайлович Третьяков купил 56 его «полярных» работ. Многие из них можно было увидеть на выставке.
«В этой природе главная красота рефлексов — в тех необыкновенно нежных переливах тонов, которые только и можно сравнить с драгоценными камнями, отражающими одновременно лучи зеленоватые, голубоватые, желтоватые и прочее».
Каждый год художник неустанно путешествовал. Впервые он побывал на зимовке на Новой Земле, на острове Вайгач. Это были трудные экспедиции с преодолением льдов и крушениями.
На Новой Земле Александр Борисов открыл и описал 35 географических объектов - мысов и бухт, гор и ледников, рек и проливов, предпочитая называть их в честь своих учителей и покровителей: мыс Боголюбова, ледник и мыс Васнецова, мыс Верещагина, Шишкина, ледник и залив Витте, мыс Крамского, Куинджи, Репина, бухта Романова, мыс и река графа И. Толстого, ледник Третьякова. Как рассказали нам на встрече, сейчас ледник Третьякова исчез-растаял.
Интересно то, что на берегу пролива Маточкин Шар позже Борисов построил дом-мастерскую с баней, кладовой и теплым хлевом для животных. Большие окна мастерской выходили на заснеженные горы. На просторном чердаке хранились экспедиционное снаряжение и припасы. Дом-мастерская на Новой Земле сохранялся еще долгие годы. После отъезда зимовщиков в нем жили ненцы, останавливались путешественники и ночевали промысловики-зверобои.
«В полной сохранности остался не только дом художника, состоящий из нескольких комнат, но и обстановка его: венские стулья, качалка, письменный стол, мраморный умывальник, постель и проч. Здесь нашли себе приют прибывшие на пароходе русская и шведская экспедиции».
Художник Василий Переплетчиков, воспоминания 1913 года
В эти же годы совершали путешествие на Север и увековечили его в масштабных полотнах художники Константин Коровин и Валентин Серов. Идея отправить художников на Север принадлежала предпринимателю и меценату Савве Мамонтову, строившему в 1890-х годах в Архангельской области железную дорогу.
Двухмесячное путешествие состоялось по Белому морю и Кольскому полуострову с последующим посещением Швеции и Норвегии. Отправлялись из Ярославля в Архангельск по строящейся железной дороге.
«На полу раскрытые чемоданы. Я укладываю краски, кисти, мольберт и бинокль, меховую куртку, бельё, большие охотничьи сапоги, фонарь и целую аптечку. Ружья я не беру; я еду на Дальний Север, на Ледовитый океан. Писать с натуры. А возьмёшь ружье, начнётся охота, и какие же тогда этюды?" Из записок Константина Коровина:
Монументальные панно "Ловля рыбы на мурманском море", "Северное сияние", "Белые медведи" и другие, созданные для павильона Крайнего Севера Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде и для Всемирный выставки в Париже, сохранились и по сей день. Оригиналы находятся в Третьяковской галерее. Их масштабом и красотой можно полюбоваться на выставке "Арктика. Полюс цвета".
Архитектор Фёдор Шехтель выбрал основной темой украшения интерьеров Ярославского вокзала бескрайние просторы Русского Севера и использовал эти панно после выставок.
Копии панно Константина Коровина и по сей день украшают залы Ярославского вокзала в Москве. В 1961 года оригиналы были переданы в Третьяковскую галерею. Многие из них были не в лучшем состоянии, требовалась научная реставрация.
На выставке было представлено впервые отреставрированное панно «Северное сияние». Полотно, которое долгие годы хранилось в запасниках галереи, а недавно было восстановлено при поддержке госкорпорации "Росатом".
Северные этюды Коровина и Серова привнесли в русскую живопись 1900-х годов благородную гамму жемчужных и серо-пепельных тонов. Сам Коровин говорил, что нигде не встречал такого тонкого многообразия оттенков цвета, как на белом Севере.
Следом в Арктике побывали и другие живописцы: В.В. Переплетчиков, А.Е. Архипов, С.А. Виноградов, А.А. Борисов, Л.В. Туржанский.
В советское время продолжилось активное освоение Арктики. В 1932–1933 г. научно-исследовательские работы Советского Союза в Арктике были настолько масштабны, что это позволило стране стать лидером среди других государств, претендующих на арктические территории.
В истрии освоения Северного морского пути немало было драматических и героических страниц. Одна из них-эпопея спасения челюскинцев.
Пароход "Челюскин", названный в честь русского мореплавателя и исследователя Севера Семёна Челюскина, вышел из Мурманска во Владивосток в августе 1933 года. За год до "Челюскина" из Архангельска до Берингова пролива успешно прошел советский ледокол "Александр Сибиряков".
Пароход благополучно прошел до Чукотского моря, но уже в сентябре был заблокирован дрейфующими льдами почти на 5 месяцев. А в феврале, раздавленный льдами, затонул.
Заблаговременно на лед успели сойти 104 человека. Пассажиры и команда перенесли продовольствие и необходимые материалы для сооружения временных жилищ. Среди них были женщины, дети, корреспонденты газет и художник Федор Решетников, картину которого "Первые герои" мы увидим на выставке.
Для спасения "челюскинцев" был задействован специальный авиаотряд. Это летчики-герои: М. Водопьянов, В. Молоков, С. Леваневский, И. Доронин, Н. Каманин, А. Ляпидевский, М. Слепнёв. Эти картины написал Федор Решетников позднее по воспоминаниям.
Ценой невероятных усилий удалось за несколько дней вывезти всех пассажиров на Большую землю. Весь мир следил за развитием драматических событий и радовался успешному завершению. Так Советский Союз еще раз подтвердил свой приоритет в Арктике.
Арктика по-прежнему вдохновляют путешественников, исследователей, художников и творческий людей, для которых это не просто географическое понятие, а вызов, мечта и источник вдохновения.
За новые открытия и встречи в стенах Третьяковской галереи отдельная благодарность кураторам и организаторам выставки. Продолжаем дружить с Третьяковкой!