Найти в Дзене

ОСАГО: Шоковая терапия для лихачей. Почему полис подорожает вдвое, а аккуратные водители, наконец, сэкономят?

Центробанк России сделал решительный шаг, который навсегда изменит подход к обязательному автострахованию. Главный смысл нововведений, вступивших в силу 9 декабря 2025 года — перераспределение финансового бремени. Теперь те, кто часто попадает в ДТП, и жители регионов с высоким уровнем мошенничества и аварийности, почувствуют на себе всю тяжесть новых тарифов. Для них стоимость ОСАГО может взлететь почти вдвое.
- Для большинства транспортных средств (легковые авто физлиц, грузовики, автобусы) — на 15% в обе стороны (вверх и вниз).
- Для мотоциклов — на впечатляющие 40%, что связано с более высоким уровнем травматизма и рисков в этой категории.
С одной стороны, 15% выглядят не так страшно. Но это лишь видимая часть айсберга. За расширением коридора стоит принцип, который страховщики называют риск-ориентированным тарифообразованием.
ОСАГО перестаёт быть «усреднённым» полисом, когда аккуратные водители, по сути, субсидируют выплаты за виновников ДТП. Теперь цена страховки будет максим
Оглавление

Центробанк России сделал решительный шаг, который навсегда изменит подход к обязательному автострахованию. Главный смысл нововведений, вступивших в силу 9 декабря 2025 года — перераспределение финансового бремени. Теперь те, кто часто попадает в ДТП, и жители регионов с высоким уровнем мошенничества и аварийности, почувствуют на себе всю тяжесть новых тарифов. Для них стоимость ОСАГО может взлететь почти вдвое.

Центральный банк расширил тарифный коридор базовых ставок ОСАГО:


- Для большинства транспортных средств (легковые авто физлиц, грузовики, автобусы) — на 15% в обе стороны (вверх и вниз).
- Для мотоциклов — на впечатляющие 40%, что связано с более высоким уровнем травматизма и рисков в этой категории.

С одной стороны, 15% выглядят не так страшно. Но это лишь видимая часть айсберга. За расширением коридора стоит принцип, который страховщики называют риск-ориентированным тарифообразованием.

Ключевой инсайт:

ОСАГО перестаёт быть «усреднённым» полисом, когда аккуратные водители, по сути, субсидируют выплаты за виновников ДТП. Теперь цена страховки будет максимально точно отражать ваш личный рисковый профиль.

Кто заплатит больше всех? Двойной удар по аварийным водителям.


Удар первый:
Коэффициент Бонус-Малус (КБМ)Расширение тарифного коридора позволяет страховым компаниям в полной мере использовать максимальные и минимальные значения КБМ.

Если вы «рекордсмен» по ДТП (особенно если накопили 8 и более аварий за год), страховщик получает возможность применить максимально высокую базовую ставку, помноженную на повышенный КБМ.
Как итог - цена полиса для такого водителя может стать заградительной и вырасти в 1,5–2 раза. Как отмечают эксперты, раньше верхняя граница коридора сдерживала рост стоимости, даже при высоком КБМ. Теперь этот барьер отодвинут.

Удар второй:
Территориальный коэффициент (КТ) .Одновременно с коридором ЦБ актуализировал и значения КТ, которые прямо зависят от аварийности и убыточности в конкретном регионе.

Для 20 территорий КТ был снижен, что обрадует аккуратных водителей в этих локациях.
Однако для 28 территорий коэффициент был повышен. Наиболее существенный рост, до двукратного увеличения, коснулся ряда районов Новосибирской области и Республики Ингушетия.

Причина такого резкого повышения — высокий уровень страхового мошенничества и недобросовестных действий, которые напрямую влияют на средний размер выплаты и, соответственно, на тариф для всех добросовестных автовладельцев в регионе.

Таким образом, если вы являетесь аварийным водителем, проживающим в одном из неблагополучных с точки зрения страховых рисков регионов, эффект от расширения коридора и повышения КТ суммируется, что и может привести к росту цены полиса вдвое.

Справедливость для аккуратных: шанс сэкономить

Для водителей с безупречной историей вождения (низкий КБМ) нижняя граница коридора, наоборот, сдвинулась вниз. Страховые компании получили больше пространства для конкуренции и демпинга цен.

Для кого подешевеет:
Водители с минимальной аварийностью и высоким классом КБМ (М13, М14).
Для них страховка может стать ощутимо дешевле, чем раньше, особенно в тех 20 регионах, где был снижен территориальный коэффициент.

В целом, Центральный банк стремится к тому, чтобы аккуратные водители платили меньше, а аварийные — больше. Это соответствует мировым тенденциям страхования, где цена полиса максимально персонализирована.

Центробанк объясняет своё решение несколькими важными факторами, которые накопились с момента последнего изменения тарифов в сентябре 2022 года:
1. Рост средней выплаты
За последние годы средний размер страховой выплаты по ОСАГО увеличился примерно в 1,5 раза, в то время как средняя стоимость полиса за 9 месяцев 2025 года, наоборот, даже снизилась на 4%.
2. Дисбаланс рисков
Старые тарифы перестали отражать реальный уровень рисков, особенно для самых аварийных водителей, чьи убытки приходилось покрывать за счет добросовестных автовладельцев.

Расширение коридора — это попытка снизить убыточность страховщиков в рисковых сегментах и одновременно дать им возможность конкурировать за самых привлекательных, аккуратных клиентов.

Подытожим
Новые правила ОСАГО — это переход к более индивидуальному и справедливому ценообразованию, где ваша личная история вождения и место проживания играют критически важную роль.

Если вы водите аккуратно, то можете ожидать более выгодного предложения от страховщиков. Если же ваша водительская история далека от идеала, готовьтесь к тому, что стоимость полиса станет чувствительным ударом по бюджету.

Как вы считаете, сделает ли это нововведение систему ОСАГО по-настоящему справедливой или создаст необоснованные финансовые трудности для тех, кто и так сталкивается с высокими рисками в своем регионе?