Недавно Музей политической истории России стал местом проведения второго дня III Всероссийского форума по развитию патриотического туризма. Мероприятие было организовано музеем при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Съехались представители из 43 регионов страны, в общей сложности более 150 человек.
По мнению многих участников Форума, самым ярким его событием стал круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Его уникальность была прежде всего в том, что организаторам удалось собрать в одном месте в одно время руководителей крупных федеральных СМИ, и многие из них впервые делились на публике главными новостями своих изданий, имеющими отношение к тематике Всероссийского форума. Модерировала заседание Яна Макшина, генеральный директор СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро». Эксперты говорили о том, как формировать медиа-повестку, какие темы выбирать и как их подавать, какие новые форматы использовать, чтобы делать патриотический туризм привлекательным для широкой аудитории.
Первым выступал Кирилл Смирнов, журналист, медиа-менеджер, главный редактор газеты «Петербургский дневник». Тема – «Развитие внутреннего туризма через современные каналы коммуникации». Он объявил, что его издание выпустило графический роман в виде комикса, герои которого – папа с сыном – путешествуют по 11-ти регионам Северо-Запада и в каждом из них знакомятся с интересными достопримечательностями. Планируется выпуск продолжения комикса: он еще более широко осветит ту же тему. Кроме того, Кирилл Игоревич рассказал слушателям о востребованности подкаста «Поехали по ожерелью».
«Мы стараемся создавать те «другие» форматы – книжки, подкасты, видеофильмы и ролики, – которые были бы интересны не только традиционной аудитории газеты, но еще и той аудитории, которая как раз газету сегодня уже не принимает и не воспринимает, а приветствует другие форматы», – сказал он. Речь также шла о забеге «Бегом с «Дневником», который проводит газета. Он проходит в мае накануне Дня Победы в Приморском парке, постепенно растет количество участников этого спортивного мероприятия, в 2025 году бежали уже 4,5 тысячи человек. «Представляете, люди из Калининградской области, из Пскова и других регионов приезжают в Петербург специально, чтобы поучаствовать в этом забеге. Для всех нас важно, чтобы мероприятия в Петербурге привлекали людей из других городов. И мы и наша газета тоже вносим свой вклад в формирование таких ярких инфоповодов и организацию таких событий, несмотря на то, что это не является основным направлением нашей деятельности. Но именно поэтому, не тягаясь с монстрами в сфере организации крупных мероприятий, мы должны организовывать свои общественные события очень хорошо. Наша задача – делать такие проекты интересно и качественно, чтобы привлекать аудиторию и выполнять задачи по популяризации внутреннего туризма, в том числе патриотического», – пояснил Кирилл Смирнов.
Вдобавок он сообщил, что есть задумка по созданию веб-сериала, посвященного поездкам по Серебряному ожерелью России. Так что, вполне возможно, в скором будущем мы сможем увидеть его в интернете.
На круглом столе присутствовал в качестве спикера и Александр Потехин, журналист, директор ИТАР-ТАСС Санкт-Петербург. Он выступал с темой «Роль медиа в продвижении туристических возможностей регионов» и провозглашал идею о том, что необходимо любить свою малую родину и находить там интересные моменты для привлечения туристов.
«Кто из вас знает деревню Беседа в Ленобласти? Почти никто! Во всем зале только один человек поднял руку! А между тем, она потрясающая! Как там любят свою малую родину! Люди там разводят сома. У них продыху нет от тех, кто туда едет смотреть этого сома, есть этого сома, а заодно водить хороводы и петь песни… А соседняя деревня – Ястребино, там дом-музей Бориса Вильде. Это человек, который придумал слово «сопротивление». Он оказался в оккупированном Париже, и издавал там журнал Resistance, и был расстрелян. Но это тот, благодаря которому человечество узнало слово «сопротивление». А он родом из Ястребино…
Я всё это говорю к тому, что нужно развивать настоящий интерес к незатоптанным малым населенным пунктам, к таким вот «малым родинам». Для патриотического туризма это тот потенциал, то поле, которое еще копать и копать!»
Перед собравшимися выступил и Александр Горшков, журналист, главный редактор интернет-издания «Фонтанка.ру»:
«Патриотизм – это про любовь, про эмоции, а не про строчки официальных отчетов. Патриотизм – это когда ты идешь по улицам своего города мимо знакомых домов и читаешь висящие на них мемориальные таблички... Это мурашки, когда ты приезжаешь на Псковщину, в знакомое тебе с детства место, и возникает чувство, которое не передать словами… Это те эмоции, которые ты испытываешь, слушая истории совершенно незнакомых людей. Я всегда говорю сотрудникам, что людям интересно читать про других людей, про эмоции! Мы стараемся в своей работе отталкиваться именно от этого. И учим этому молодых».
В докладе «Как городское СМИ может реализовывать туристические проекты» Александр Львович рассказал про два информационных продукта, которые выпускает он и его коллеги, – travel-guide «Отличный Петербург» и стартап этого года «Серебряное ожерелье с «Фонтанкой».
«Кроме того, мы проводим фестиваль «ФонтанкаSUP», ему уже десять лет в этом году. За это время он стал одной из визитных карточек Петербурга – хотя, казалось бы, их и так у него предостаточно… Более 200 населенных пунктов и 12 стран приняли в этом году участие в этом фестивале. Потом в мире возникает множество фотографий с этой феерии: согласитесь, это хороший образ для страны!
Также «Фонтанка» начала устраивать фестиваль по игре в го. Оказывается, 60 лет назад в Ленинграде проводился турнир по го. Тогда в городе участвовали в этих турнирах 10 тысяч человек. Представляете, и сейчас на наше мероприятие пришли участники того фестиваля, им теперь уже под 90 лет! Они вспоминали, как это было тогда, 60 лет назад, и смотрели, как это происходит сейчас… Мы только начали проводить этот фестиваль, но обязательно собираемся продолжать. Уже заинтересовались партнеры из Японии, Китая... Мы налаживаем мосты с другими государствами, внося свой вклад в развитие туризма», – рассказал Александр Горшков.
Интересным и по-своему неожиданным стало выступление Дмитрия Грызлова, генерального директора компании «Национальный Информационный Канал». Его рассказ был посвящен теме «Звучащий портрет большой страны: новый взгляд на современное патриотическое радио». Дмитрий Борисович впервые в общественном пространстве поделился самой свежей новостью, которая касается открытия в стране новой радиостанции с весьма необычным и в то же время очень понятным форматом.
«Я занимаюсь радиовещанием более десяти лет. В какой-то момент я обратил внимание, что музыкальные форматы разнятся в зависимости от региона и города. У каждой малой родины своя музыкальная традиция.
И я подумал: а почему бы нам не сделать упор музыкального формата на слово «Родина»? А точнее, «малая родина», ведь у каждого она своя. Так что в ближайшее время, после Нового года, в городе Выборге начнет вещать новая радиостанция «Родина». Там будут звучать голоса Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи… Это будет знакомая всем нам музыка. Есть уже несколько заявленных и разработанных программ. Например, «Мелодии моей родины»; «История одной песни» – когда через одну мелодию, через одного исполнителя, то есть через человека и его творчество, будем рассказывать о месте, откуда он родом, и о самой музыкальной композиции, о том, как она создавалась. Самое главное, что я договорился, и мне расширили радиус вещания, так что нас хорошо будет слышно в ряде пограничных мест Финляндии!»
В завершение круглого стола выступал партнер Музея политической истории России – директор студии документальных фильмов «Телеинвест» Сергей Почин. В начале ноября в Атриуме нашего музея прошло наше совместное мероприятие в формате презентации для широкого круга лиц нового документально-исторического фильма «Незаконченная партия Сергея Витте». В своей небольшой речи Сергей Алексеевич рассказал о сотрудничестве с малыми музеями, которое нередко требуется для съемок того или иного документального фильма, о важности исторического кино и того, как важно приучать к нему молодое поколение.
Текст: Дарья Пфау / Пресс-служба ГМПИР
Фото: Пресс-служба ГМПИР