Найти в Дзене

Мысли о Родине: что обсуждали руководители крупнейших СМИ в Музее политической истории России

Недавно Музей политической истории России стал местом проведения второго дня III Всероссийского форума по развитию патриотического туризма. Мероприятие было организовано музеем при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Съехались представители из 43 регионов страны, в общей сложности более 150 человек. По мнению многих участников Форума, самым ярким его событием стал круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Его уникальность была прежде всего в том, что организаторам удалось собрать в одном месте в одно время руководителей крупных федеральных СМИ, и многие из них впервые делились на публике главными новостями своих изданий, имеющими отношение к тематике Всероссийского форума. Модерировала заседание Яна Макшина, генеральный директор СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро». Эксперты говорили о том, как формировать медиа-повестку, какие темы выбирать и как их подавать, какие новые форматы использовать, чтобы д

Недавно Музей политической истории России стал местом проведения второго дня III Всероссийского форума по развитию патриотического туризма. Мероприятие было организовано музеем при поддержке Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга. Съехались представители из 43 регионов страны, в общей сложности более 150 человек.

Музей политической истории России принимает Всероссийский форум по развитию патриотического туризма. 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР
Музей политической истории России принимает Всероссийский форум по развитию патриотического туризма. 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР

По мнению многих участников Форума, самым ярким его событием стал круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Его уникальность была прежде всего в том, что организаторам удалось собрать в одном месте в одно время руководителей крупных федеральных СМИ, и многие из них впервые делились на публике главными новостями своих изданий, имеющими отношение к тематике Всероссийского форума. Модерировала заседание Яна Макшина, генеральный директор СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро». Эксперты говорили о том, как формировать медиа-повестку, какие темы выбирать и как их подавать, какие новые форматы использовать, чтобы делать патриотический туризм привлекательным для широкой аудитории.

Слева направо: Дмитрий Грызлов, Александр Потехин, Андрей Краснобаев, Яна Макшина, Александр Горшков, Кирилл Смирнов, Сергей Почин в Белом зале особняка Кшесинской. 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР
Слева направо: Дмитрий Грызлов, Александр Потехин, Андрей Краснобаев, Яна Макшина, Александр Горшков, Кирилл Смирнов, Сергей Почин в Белом зале особняка Кшесинской. 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР

Первым выступал Кирилл Смирнов, журналист, медиа-менеджер, главный редактор газеты «Петербургский дневник». Тема – «Развитие внутреннего туризма через современные каналы коммуникации». Он объявил, что его издание выпустило графический роман в виде комикса, герои которого – папа с сыном – путешествуют по 11-ти регионам Северо-Запада и в каждом из них знакомятся с интересными достопримечательностями. Планируется выпуск продолжения комикса: он еще более широко осветит ту же тему. Кроме того, Кирилл Игоревич рассказал слушателям о востребованности подкаста «Поехали по ожерелью».

Главный редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов рассказывает о популярных проектах в культурной и социальной сфере. Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР
Главный редактор газеты «Петербургский дневник» Кирилл Смирнов рассказывает о популярных проектах в культурной и социальной сфере. Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР

«Мы стараемся создавать те «другие» форматы – книжки, подкасты, видеофильмы и ролики, – которые были бы интересны не только традиционной аудитории газеты, но еще и той аудитории, которая как раз газету сегодня уже не принимает и не воспринимает, а приветствует другие форматы», – сказал он. Речь также шла о забеге «Бегом с «Дневником», который проводит газета. Он проходит в мае накануне Дня Победы в Приморском парке, постепенно растет количество участников этого спортивного мероприятия, в 2025 году бежали уже 4,5 тысячи человек. «Представляете, люди из Калининградской области, из Пскова и других регионов приезжают в Петербург специально, чтобы поучаствовать в этом забеге. Для всех нас важно, чтобы мероприятия в Петербурге привлекали людей из других городов. И мы и наша газета тоже вносим свой вклад в формирование таких ярких инфоповодов и организацию таких событий, несмотря на то, что это не является основным направлением нашей деятельности. Но именно поэтому, не тягаясь с монстрами в сфере организации крупных мероприятий, мы должны организовывать свои общественные события очень хорошо. Наша задача – делать такие проекты интересно и качественно, чтобы привлекать аудиторию и выполнять задачи по популяризации внутреннего туризма, в том числе патриотического», – пояснил Кирилл Смирнов.

Вдобавок он сообщил, что есть задумка по созданию веб-сериала, посвященного поездкам по Серебряному ожерелью России. Так что, вполне возможно, в скором будущем мы сможем увидеть его в интернете.

На круглом столе присутствовал в качестве спикера и
Александр Потехин, журналист, директор ИТАР-ТАСС Санкт-Петербург. Он выступал с темой «Роль медиа в продвижении туристических возможностей регионов» и провозглашал идею о том, что необходимо любить свою малую родину и находить там интересные моменты для привлечения туристов.

Директор ИТАР-ТАСС Санкт-Петербург Александр Потехин рассказывает о роли медиа в продвижении туристических возможностей регионов. Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР
Директор ИТАР-ТАСС Санкт-Петербург Александр Потехин рассказывает о роли медиа в продвижении туристических возможностей регионов. Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР

«Кто из вас знает деревню Беседа в Ленобласти? Почти никто! Во всем зале только один человек поднял руку! А между тем, она потрясающая! Как там любят свою малую родину! Люди там разводят сома. У них продыху нет от тех, кто туда едет смотреть этого сома, есть этого сома, а заодно водить хороводы и петь песни… А соседняя деревня – Ястребино, там дом-музей Бориса Вильде. Это человек, который придумал слово «сопротивление». Он оказался в оккупированном Париже, и издавал там журнал Resistance, и был расстрелян. Но это тот, благодаря которому человечество узнало слово «сопротивление». А он родом из Ястребино…

Я всё это говорю к тому, что нужно развивать настоящий интерес к незатоптанным малым населенным пунктам, к таким вот «малым родинам». Для патриотического туризма это тот потенциал, то поле, которое еще копать и копать!»

Генеральный директор СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро», модератор круглого стола «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ» Яна Макшина. Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР
Генеральный директор СПб ГБУ «Городское туристско-информационное бюро», модератор круглого стола «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ» Яна Макшина. Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР

Перед собравшимися выступил и Александр Горшков, журналист, главный редактор интернет-издания «Фонтанка.ру»:

«Патриотизм – это про любовь, про эмоции, а не про строчки официальных отчетов. Патриотизм – это когда ты идешь по улицам своего города мимо знакомых домов и читаешь висящие на них мемориальные таблички... Это мурашки, когда ты приезжаешь на Псковщину, в знакомое тебе с детства место, и возникает чувство, которое не передать словами… Это те эмоции, которые ты испытываешь, слушая истории совершенно незнакомых людей. Я всегда говорю сотрудникам, что людям интересно читать про других людей, про эмоции! Мы стараемся в своей работе отталкиваться именно от этого. И учим этому молодых».

Главный редактор интернет-издания «Фонтанка.ру» Александр Горшков выступает с докладом «Как городское СМИ может реализовывать туристические проекты». Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР
Главный редактор интернет-издания «Фонтанка.ру» Александр Горшков выступает с докладом «Как городское СМИ может реализовывать туристические проекты». Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР

В докладе «Как городское СМИ может реализовывать туристические проекты» Александр Львович рассказал про два информационных продукта, которые выпускает он и его коллеги, – travel-guide «Отличный Петербург» и стартап этого года «Серебряное ожерелье с «Фонтанкой».

«Кроме того, мы проводим фестиваль «ФонтанкаSUP», ему уже десять лет в этом году. За это время он стал одной из визитных карточек Петербурга – хотя, казалось бы, их и так у него предостаточно… Более 200 населенных пунктов и 12 стран приняли в этом году участие в этом фестивале. Потом в мире возникает множество фотографий с этой феерии: согласитесь, это хороший образ для страны!

Также «Фонтанка» начала устраивать фестиваль по игре в го. Оказывается, 60 лет назад в Ленинграде проводился турнир по го. Тогда в городе участвовали в этих турнирах 10 тысяч человек. Представляете, и сейчас на наше мероприятие пришли участники того фестиваля, им теперь уже под 90 лет! Они вспоминали, как это было тогда, 60 лет назад, и смотрели, как это происходит сейчас… Мы только начали проводить этот фестиваль, но обязательно собираемся продолжать. Уже заинтересовались партнеры из Японии, Китая... Мы налаживаем мосты с другими государствами, внося свой вклад в развитие туризма», – рассказал Александр Горшков.

Интересным и по-своему неожиданным стало выступление
Дмитрия Грызлова, генерального директора компании «Национальный Информационный Канал». Его рассказ был посвящен теме «Звучащий портрет большой страны: новый взгляд на современное патриотическое радио». Дмитрий Борисович впервые в общественном пространстве поделился самой свежей новостью, которая касается открытия в стране новой радиостанции с весьма необычным и в то же время очень понятным форматом.

Генеральный директор компании «Национальный Информационный Канал» Дмитрий Грызлов впервые делится в общественном пространстве новостями о скором запуске новой радиостанции «Родина». Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР
Генеральный директор компании «Национальный Информационный Канал» Дмитрий Грызлов впервые делится в общественном пространстве новостями о скором запуске новой радиостанции «Родина». Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР

«Я занимаюсь радиовещанием более десяти лет. В какой-то момент я обратил внимание, что музыкальные форматы разнятся в зависимости от региона и города. У каждой малой родины своя музыкальная традиция.

И я подумал: а почему бы нам не сделать упор музыкального формата на слово «Родина»? А точнее, «малая родина», ведь у каждого она своя. Так что в ближайшее время, после Нового года, в городе Выборге начнет вещать новая радиостанция «Родина». Там будут звучать голоса Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Эдиты Пьехи… Это будет знакомая всем нам музыка. Есть уже несколько заявленных и разработанных программ. Например, «Мелодии моей родины»; «История одной песни» – когда через одну мелодию, через одного исполнителя, то есть через человека и его творчество, будем рассказывать о месте, откуда он родом, и о самой музыкальной композиции, о том, как она создавалась. Самое главное, что я договорился, и мне расширили радиус вещания, так что нас хорошо будет слышно в ряде пограничных мест Финляндии!»

В завершение круглого стола выступал партнер Музея политической истории России – директор студии документальных фильмов «Телеинвест»
Сергей Почин. В начале ноября в Атриуме нашего музея прошло наше совместное мероприятие в формате презентации для широкого круга лиц нового документально-исторического фильма «Незаконченная партия Сергея Витте». В своей небольшой речи Сергей Алексеевич рассказал о сотрудничестве с малыми музеями, которое нередко требуется для съемок того или иного документального фильма, о важности исторического кино и того, как важно приучать к нему молодое поколение.

Директор студии документальных фильмов «Телеинвест» Сергей Почин говорит на форуме патриотического туризма о важности документального кино для подрастающего поколения. Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР
Директор студии документальных фильмов «Телеинвест» Сергей Почин говорит на форуме патриотического туризма о важности документального кино для подрастающего поколения. Круглый стол «Патриотический туризм в медиа: как рассказывать о маршрутах и регионах в СМИ». Музей политической истории России, 27 ноября 2025 г. Фото: Пресс-служба ГМПИР

Текст: Дарья Пфау / Пресс-служба ГМПИР

Фото: Пресс-служба ГМПИР