Юрист Ольга Крупская сообщила RostovGazeta, что законопроект, вносящий изменения в защиту прав потребителей, затронет интересы практически всех ростовчан. Законопроект уже прошел все чтения в Госдуме и сейчас находится на утверждении в СовФеде. Планируется, что он вступит в силу в 2026 году.
К чему приведет отмена штрафа
Собеседница считает, что поправки в закон о защите прав потребителей негативно скажутся на интересах жителей Ростовской области.
Первое нововведение говорит о том, что в случае несвоевременного исполнения обязательств из-за нарушения контрагентом обязанностей по поставке товара, штраф не подлежит взысканию.
«Если раньше проблема задержки в поставке товара была между юридическими лицами, которые предоставляли товар покупателю, то теперь это становится проблемой самого покупателя», — объясняет Ольга Крупская.
В качестве примера юрист рассказывает, как заказывала себе мебель из другого города.
«В этот момент выпал сильный снегопад, трассу замело и мне на три дня задержали доставку. Тогда мне за эти три дня добровольно выплатили компенсацию. С принятием нового закона таких штрафов не будет», — констатирует собеседница.
Эксперт уточняет, что не менее актуальна эта поправка станет для ростовчан при покупке автомобиля. Например, если ростовчанин заказывает машину за границей у официального дилера, а на таможне она задерживается.
«Задержка машины на таможне — это не вина простого покупателя. Это проблемы между дилером и изготовителем машины. Соответственно, я, как покупатель, сегодня имею право сперва обратиться к поставщику с досудебной претензией, а если мне отказали — в суд из-за задержки доставки машины. В суде сегодня я могу взыскать и неустойку за задержку товара и штраф за то, что добровольно мне эту неустойку не выплатили. При покупке автомобиля, речь идет о весьма больших суммах, и может достигать десятки тысяч рублей. А с принятием закона, если сбой в логистике произошел по вине завода-изготовителя, меня, как потребителя, лишат возможности взыскать штраф», — комментирует эксперт.
Ростовчане пожаловались на застройщика, который не выплачивает компенсации
Медиации дают старт
Также, по словам юриста, ростовчан будут лишать возможности получения суммы штрафа за добровольную невыплату неустойки и при заключении медиативного соглашения.
«Медиация у нас пока не развита, но ее, видимо, собираются развивать и делать популярной», — делится мнением собеседница.
Юрист объясняет, что медиация — это досудебное урегулирование спора посредством медиатора — человека с соответствующим статусом, подпись которого на документе имеет юридическую силу, как и подпись судьи в решении суда.
«Медиация — это удобнее для потребителей, поскольку бюджетнее, чем суды. И занимается меньше времени», — уточняет эксперт.
Минеева: Столичные предприниматели хотят включить медиацию в госконтракты
О компенсации ущерба при ДТП
Второе существенное изменение законопроекта также затронет интересы водителей автомобилей в Ростовской области. По словам юриста, с введением нового закона, уступка права требования о неоплате неустойки и штрафа не будет выплачиваться лицу, которое не является потребителем.
Собеседница объясняет, что ростовские водители часто прибегают к помощи организаций, которые оказывают услуги по возмещению ущерба ДТП. Например, когда виновник аварии не хочет добровольно компенсировать ущерб, а у водителя нет времени или желания судиться с ним. Такая организация возмещает пострадавшему сразу всю сумму ущерба. А себе, в качестве дохода, получает по суду неустойку и штраф с виновника.
«Новым законом не допускается высуживание неустойки и штрафа в случае переуступки или так называемой продажи долга. То есть представитель организации, который будет высуживать долг, не получит ни сумму неустойки, ни штрафа. А эти услуги, как правило, предоставлял малый бизнес Ростова», — объясняет Ольга Крупская.
«Люди пойдут в суды»: к чему приведет повышение штрафа за неуплату парковки в Ростове
На откуп судьям?
Третье изменение, вызвавшее вопросы у юриста, заключается в том, что если подлежащая оплате неустойка явно несоизмерима с последствиями нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.
Собеседница напоминает случай с ростовским автосалоном, когда человек приобрел автомобиль, а у машины оказался неустранимый, существенный дефект.
«Тогда мы выиграли по суду 7,5 миллиона рублей — 2,5 миллиона была стоимость автомобиля, 2,5 миллиона — сумма неустойки и 2,5 миллиона — штраф. Теперь получается, что если суд посчитает неустойку в 2,5 миллиона рублей слишком большой для покупателя, он уменьшит ее на свое усмотрение? Например, вместо 2,5 миллионов, условно говоря, дадут тысяч 50?» — задается вопросом спикер.
То есть поправки закон, как разъясняет эксперт, отдают на откуп суда решение о том, насколько потребителя обидели и сколько ему возместить.
«А между тем в законе были прописаны вполне конкретные процентовки. За нарушение срока возврата денег потребителю — 1% до достижения 100% от суммы. За нарушение срока выполнения работ — 3%, а за нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара — 0,5%», — подчеркивает юрист.
«Перебивают, заговаривают зубы»: как продают машины в автосалоне Ростова
О сложной технике и автомобилях
Четвертая важная поправка в закон о защите прав потребителей касается возврата товаров ненадлежащего качества.
«Здесь добавлена формулировка о возврате технически сложного товара, хотя раньше речь шла о любых товарах», — отмечает собеседница.
Юрист уточняет, что к технически сложным товарам относятся автомобили, мотоциклы и бытовая техника.
«Теперь в законе обозначено, что потребитель имеет право требовать разницу между ценой товара и ценой аналогичного по техническим и эксплуатационным характеристикам, обладающего такой же степенью износа и того же года выпуска, товара», — объясняет эксперт.
А это, как считает собеседница, скажется на двух направлениях. В качестве примера юрист приводит случай, когда она купила стиральную машинку. Гарантийный срок у техники был, условно говоря, один год. Но через 8 месяцев машинка сломалась.
«Я обратилась в магазин. Речь о возврате денег не шла, поскольку из-за инфляции стоимость подобных товаров существенно возросла. Я просила поменять товар на аналогичный. Магазин это требование выполнить не мог, поскольку такие машинки уже не выпускались. И возвратил мне деньги с учетом инфляции и всех надбавок. То есть мне вернули ту сумму, сколько на тот день стоила подобная стиральная машинка», — рассказывает Ольга Крупская.
С введением нового закона, как уточняет собеседница, такого не будет. Теперь при поломке техники потребителю вернут только затраченную на покупку сумму, независимо от того, что этот товар вырос в цене.
Однако в данном случае речь идет о стиральной машинке. А если спрогнозировать ситуацию на автомобили, то масштаб получается гораздо шире.
«Приведу пример из практики. В начале сентября мы купили в салоне бывшую в употреблении машину. А через четыре дня она сломалась. Экспертиза показала, что автомобиль эксплуатировать нельзя. Раньше автосалон предлагал нам за эту же сумму другую машину, другой марки и новую. Теперь это сделать будет нельзя. Теперь нам должны будут найти такую же машину, того же года выпуска, с таким же износом. А в сегменте „бывших в употреблении“ машин найти такую, в принципе, невозможно! Таким образом получается, что защита прав продавцов приведет к нарушению прав потребителей на возврат и на требование вернуть деньги за товар, если в нем обнаружен брак. А цены-то растут!» — констатирует юрист.
Участники громкого дела о мошенничестве в автосалонах в Ростове отрицают вину
О долевом участии
Пятая поправка затронет и сферу долевого участия. Она ужесточает возможность возмещения убытков, причиненных ненадлежащим качеством товара или задержкой в выполнении заказанных услуг.
«Например, пригласили ростовчане работника — сделать ремонт. А он тянет время. И теперь, вместо того, чтобы взыскать с него неустойку за весь период, суд будет учитывать частично выполненные работы. И присудит потребителям услуги к возврату не 100% неустойки от суммы, а лишь часть», — объясняет Крупская.
Сложно представить, как такие изменения восприняли бы, к примеру, новоселы ЖК «Полет», где люди заплатили огромные суммы за выполнение ремонта, завершение которого в срок так и не увидели. Или когда молодые семьи отдали деньги за строительство домов, которых так и не дождались…
«Новые поправки в закон о защите прав потребителей коснутся абсолютно каждого из нас. И мы, по сути, столкнемся с тем, что нас лишат возможности взыскивать адекватные суммы за продажу некачественного товара», — резюмирует юрист.
«Обещая обещания»: как люди лишились денег при строительстве домов в Ростове