Найти в Дзене
RostovGazeta.ru

«Коснется каждого»: как пять поправок в закон изменят защиту потребителей в Ростове

Юрист Ольга Крупская сообщила RostovGazeta, что законопроект, вносящий изменения в защиту прав потребителей, затронет интересы практически всех ростовчан. Законопроект уже прошел все чтения в Госдуме и сейчас находится на утверждении в СовФеде. Планируется, что он вступит в силу в 2026 году. Собеседница считает, что поправки в закон о защите прав потребителей негативно скажутся на интересах жителей Ростовской области. Первое нововведение говорит о том, что в случае несвоевременного исполнения обязательств из-за нарушения контрагентом обязанностей по поставке товара, штраф не подлежит взысканию. «Если раньше проблема задержки в поставке товара была между юридическими лицами, которые предоставляли товар покупателю, то теперь это становится проблемой самого покупателя», — объясняет Ольга Крупская. В качестве примера юрист рассказывает, как заказывала себе мебель из другого города. «В этот момент выпал сильный снегопад, трассу замело и мне на три дня задержали доставку. Тогда мне за эти тр
Оглавление

Юрист Ольга Крупская сообщила RostovGazeta, что законопроект, вносящий изменения в защиту прав потребителей, затронет интересы практически всех ростовчан. Законопроект уже прошел все чтения в Госдуме и сейчас находится на утверждении в СовФеде. Планируется, что он вступит в силу в 2026 году.

   Как поправки в закон изменят защиту потребителей в Ростове   1MI
Как поправки в закон изменят защиту потребителей в Ростове 1MI

К чему приведет отмена штрафа

Собеседница считает, что поправки в закон о защите прав потребителей негативно скажутся на интересах жителей Ростовской области.

Первое нововведение говорит о том, что в случае несвоевременного исполнения обязательств из-за нарушения контрагентом обязанностей по поставке товара, штраф не подлежит взысканию.

«Если раньше проблема задержки в поставке товара была между юридическими лицами, которые предоставляли товар покупателю, то теперь это становится проблемой самого покупателя», — объясняет Ольга Крупская.

В качестве примера юрист рассказывает, как заказывала себе мебель из другого города.

«В этот момент выпал сильный снегопад, трассу замело и мне на три дня задержали доставку. Тогда мне за эти три дня добровольно выплатили компенсацию. С принятием нового закона таких штрафов не будет», — констатирует собеседница.

Эксперт уточняет, что не менее актуальна эта поправка станет для ростовчан при покупке автомобиля. Например, если ростовчанин заказывает машину за границей у официального дилера, а на таможне она задерживается.

«Задержка машины на таможне — это не вина простого покупателя. Это проблемы между дилером и изготовителем машины. Соответственно, я, как покупатель, сегодня имею право сперва обратиться к поставщику с досудебной претензией, а если мне отказали — в суд из-за задержки доставки машины. В суде сегодня я могу взыскать и неустойку за задержку товара и штраф за то, что добровольно мне эту неустойку не выплатили. При покупке автомобиля, речь идет о весьма больших суммах, и может достигать десятки тысяч рублей. А с принятием закона, если сбой в логистике произошел по вине завода-изготовителя, меня, как потребителя, лишат возможности взыскать штраф», — комментирует эксперт.
   «В этот момент выпал сильный снегопад, трассу замело и мне на три дня задержали доставку»   1MI
«В этот момент выпал сильный снегопад, трассу замело и мне на три дня задержали доставку» 1MI

Ростовчане пожаловались на застройщика, который не выплачивает компенсации

Медиации дают старт

Также, по словам юриста, ростовчан будут лишать возможности получения суммы штрафа за добровольную невыплату неустойки и при заключении медиативного соглашения.

«Медиация у нас пока не развита, но ее, видимо, собираются развивать и делать популярной», — делится мнением собеседница.

Юрист объясняет, что медиация — это досудебное урегулирование спора посредством медиатора — человека с соответствующим статусом, подпись которого на документе имеет юридическую силу, как и подпись судьи в решении суда.

«Медиация — это удобнее для потребителей, поскольку бюджетнее, чем суды. И занимается меньше времени», — уточняет эксперт.

Минеева: Столичные предприниматели хотят включить медиацию в госконтракты

О компенсации ущерба при ДТП

Второе существенное изменение законопроекта также затронет интересы водителей автомобилей в Ростовской области. По словам юриста, с введением нового закона, уступка права требования о неоплате неустойки и штрафа не будет выплачиваться лицу, которое не является потребителем.

Собеседница объясняет, что ростовские водители часто прибегают к помощи организаций, которые оказывают услуги по возмещению ущерба ДТП. Например, когда виновник аварии не хочет добровольно компенсировать ущерб, а у водителя нет времени или желания судиться с ним. Такая организация возмещает пострадавшему сразу всю сумму ущерба. А себе, в качестве дохода, получает по суду неустойку и штраф с виновника.

«Новым законом не допускается высуживание неустойки и штрафа в случае переуступки или так называемой продажи долга. То есть представитель организации, который будет высуживать долг, не получит ни сумму неустойки, ни штрафа. А эти услуги, как правило, предоставлял малый бизнес Ростова», — объясняет Ольга Крупская.
   Водители Ростова нередко прибегают к помощи организаций, которые оказывают услуги по возмещению ущерба ДТП.   1MI
Водители Ростова нередко прибегают к помощи организаций, которые оказывают услуги по возмещению ущерба ДТП. 1MI

«Люди пойдут в суды»: к чему приведет повышение штрафа за неуплату парковки в Ростове

На откуп судьям?

Третье изменение, вызвавшее вопросы у юриста, заключается в том, что если подлежащая оплате неустойка явно несоизмерима с последствиями нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер.

Собеседница напоминает случай с ростовским автосалоном, когда человек приобрел автомобиль, а у машины оказался неустранимый, существенный дефект.

«Тогда мы выиграли по суду 7,5 миллиона рублей — 2,5 миллиона была стоимость автомобиля, 2,5 миллиона — сумма неустойки и 2,5 миллиона — штраф. Теперь получается, что если суд посчитает неустойку в 2,5 миллиона рублей слишком большой для покупателя, он уменьшит ее на свое усмотрение? Например, вместо 2,5 миллионов, условно говоря, дадут тысяч 50?» — задается вопросом спикер.

То есть поправки закон, как разъясняет эксперт, отдают на откуп суда решение о том, насколько потребителя обидели и сколько ему возместить.

«А между тем в законе были прописаны вполне конкретные процентовки. За нарушение срока возврата денег потребителю — 1% до достижения 100% от суммы. За нарушение срока выполнения работ — 3%, а за нарушение срока передачи предварительно оплаченного товара — 0,5%», — подчеркивает юрист.
   Согласно поправкам законопроекта, суд вправе уменьшать размер неустойки, если она несоизмерима с последствиями нарушения обязательства   1MI
Согласно поправкам законопроекта, суд вправе уменьшать размер неустойки, если она несоизмерима с последствиями нарушения обязательства 1MI

«Перебивают, заговаривают зубы»: как продают машины в автосалоне Ростова

О сложной технике и автомобилях

Четвертая важная поправка в закон о защите прав потребителей касается возврата товаров ненадлежащего качества.

«Здесь добавлена формулировка о возврате технически сложного товара, хотя раньше речь шла о любых товарах», — отмечает собеседница.

Юрист уточняет, что к технически сложным товарам относятся автомобили, мотоциклы и бытовая техника.

«Теперь в законе обозначено, что потребитель имеет право требовать разницу между ценой товара и ценой аналогичного по техническим и эксплуатационным характеристикам, обладающего такой же степенью износа и того же года выпуска, товара», — объясняет эксперт.

А это, как считает собеседница, скажется на двух направлениях. В качестве примера юрист приводит случай, когда она купила стиральную машинку. Гарантийный срок у техники был, условно говоря, один год. Но через 8 месяцев машинка сломалась.

«Я обратилась в магазин. Речь о возврате денег не шла, поскольку из-за инфляции стоимость подобных товаров существенно возросла. Я просила поменять товар на аналогичный. Магазин это требование выполнить не мог, поскольку такие машинки уже не выпускались. И возвратил мне деньги с учетом инфляции и всех надбавок. То есть мне вернули ту сумму, сколько на тот день стоила подобная стиральная машинка», — рассказывает Ольга Крупская.

С введением нового закона, как уточняет собеседница, такого не будет. Теперь при поломке техники потребителю вернут только затраченную на покупку сумму, независимо от того, что этот товар вырос в цене.

Однако в данном случае речь идет о стиральной машинке. А если спрогнозировать ситуацию на автомобили, то масштаб получается гораздо шире.

«Приведу пример из практики. В начале сентября мы купили в салоне бывшую в употреблении машину. А через четыре дня она сломалась. Экспертиза показала, что автомобиль эксплуатировать нельзя. Раньше автосалон предлагал нам за эту же сумму другую машину, другой марки и новую. Теперь это сделать будет нельзя. Теперь нам должны будут найти такую же машину, того же года выпуска, с таким же износом. А в сегменте „бывших в употреблении“ машин найти такую, в принципе, невозможно! Таким образом получается, что защита прав продавцов приведет к нарушению прав потребителей на возврат и на требование вернуть деньги за товар, если в нем обнаружен брак. А цены-то растут!» — констатирует юрист.
   Купили в автосалоне бывшую в употреблении машину, а она оказалась с браком   1MI
Купили в автосалоне бывшую в употреблении машину, а она оказалась с браком 1MI

Участники громкого дела о мошенничестве в автосалонах в Ростове отрицают вину

О долевом участии

Пятая поправка затронет и сферу долевого участия. Она ужесточает возможность возмещения убытков, причиненных ненадлежащим качеством товара или задержкой в выполнении заказанных услуг.

«Например, пригласили ростовчане работника — сделать ремонт. А он тянет время. И теперь, вместо того, чтобы взыскать с него неустойку за весь период, суд будет учитывать частично выполненные работы. И присудит потребителям услуги к возврату не 100% неустойки от суммы, а лишь часть», — объясняет Крупская.

Сложно представить, как такие изменения восприняли бы, к примеру, новоселы ЖК «Полет», где люди заплатили огромные суммы за выполнение ремонта, завершение которого в срок так и не увидели. Или когда молодые семьи отдали деньги за строительство домов, которых так и не дождались…

«Новые поправки в закон о защите прав потребителей коснутся абсолютно каждого из нас. И мы, по сути, столкнемся с тем, что нас лишат возможности взыскивать адекватные суммы за продажу некачественного товара», — резюмирует юрист.

«Обещая обещания»: как люди лишились денег при строительстве домов в Ростове