Найти в Дзене
TechInsider

«Мы не ждали этого из-за железного занавеса»: что на Западе говорили про ВАЗ-2103

Интерес к советским «Ладам» на Западе был велик. В семидесятые годы идеей коммунизма все еще были очарованы миллионы людей в капиталистических странах. А тут — новый бренд, плод сотрудничества правительства СССР и фирмы Fiat. Едва начав работать в 1970 году, Волжский автозавод начал готовиться к поставкам автомобилей на экспорт. Люксовую модель ВАЗ-2103 пришлось доработать, чтобы она отвечала более строгим требованиям европейских стран. Появилась складывающаяся травмобезопасная рулевая колонка и зеркала, белые фонари заднего хода, менее вредный по выхлопу карбюратор. Финской газете Turun Päivä Lahti довелось опробовать новую советскую «трешку» в 1974 г. Журналиста привела в восторг богатая приборная панель с обилием полезных шкал, а тормоза, по его словам, «такие чувствительные, что стоит только коснуться ногой». В длинной поездке машина комфортная, писал он. Обзорность хороша, а четыре фары дают мощный свет. Учитывая холодную финскую погоду, хорошо работает отопление, причем печка даж
Оглавление

Интерес к советским «Ладам» на Западе был велик. В семидесятые годы идеей коммунизма все еще были очарованы миллионы людей в капиталистических странах. А тут — новый бренд, плод сотрудничества правительства СССР и фирмы Fiat.

    «Мы не ждали этого из-за железного занавеса»: что на Западе говорили про ВАЗ-2103
«Мы не ждали этого из-за железного занавеса»: что на Западе говорили про ВАЗ-2103

Едва начав работать в 1970 году, Волжский автозавод начал готовиться к поставкам автомобилей на экспорт.

Люксовую модель ВАЗ-2103 пришлось доработать, чтобы она отвечала более строгим требованиям европейских стран. Появилась складывающаяся травмобезопасная рулевая колонка и зеркала, белые фонари заднего хода, менее вредный по выхлопу карбюратор.

   Lada
Lada

Мнение финнов

Финской газете Turun Päivä Lahti довелось опробовать новую советскую «трешку» в 1974 г. Журналиста привела в восторг богатая приборная панель с обилием полезных шкал, а тормоза, по его словам, «такие чувствительные, что стоит только коснуться ногой».

В длинной поездке машина комфортная, писал он. Обзорность хороша, а четыре фары дают мощный свет. Учитывая холодную финскую погоду, хорошо работает отопление, причем печка даже отправляет теплый воздух к задним сиденьям — у многих западных машин этого не было.

Правда, рулевое управление туговато, при езде по городу оно сильно утомляет, а о твердый солнцезащитный козырек можно набить серьезную шишку, отмечал он.

   Tsungam - Wikipedia
Tsungam - Wikipedia

Полька, итальянка, русская — какая лучше

В Европе одновременно с советской машиной продавались итальянские Fiat-124 и 125 – те самые модели, которые стали прообразом для «Жигулей» моделей 2101 и 2103. А еще — польский вариант Fiat-125.

Конструктивно, эти машины довольно сильно отличались.

  • Польская представляла собой «раздетую» копию итальянки: то же шасси и кузов, но бедные комплектации и устаревшие нижневальные двигатели небольшой мощности.
  • Советская технически была самой лучшей. Инженеры в Тольятти серьезно ее доработали. Самым серьезным новшеством стала пружинная подвеска, в то время как на Fiat была рессорная. И по дизайну ВАЗ-2103 отличалась от Fiat-125 в лучшую сторону.
  • Итальянская модель выигрывала по богатой комплектации, комфорту и качеству сборки — но стоила гораздо дороже.
   Fiat-125allen watkin, Wikipedia. CC2.0
Fiat-125allen watkin, Wikipedia. CC2.0

По сочетанию разных факторов, финским покупателям Lada понравилась больше всего. Скромная цена сочеталась с неплохим качеством и приличной комплектацией: «Вряд ли можно найти для людей с малыми доходами, живущих на одну зарплату, более подходящий автомобиль», - заключил автор.

В Финляндии в семидесятые годы ВАЗ на недолгое время стал лидером продаж.

   Стилистически, Lada смотрится более выигрышно, чем Fiat (на фото)MartinHansV, Wikipedia. CC3.0
Стилистически, Lada смотрится более выигрышно, чем Fiat (на фото)MartinHansV, Wikipedia. CC3.0

Мнение англичан

Британская газета Lancashire Evening Telegraph получила «Ладу» на тест-драйв в том же году. У англичанина к автомобилю были несколько иные требования. Он похвалил его за экономичность, «замечательный русский двигатель, крепкий кузов и комфортабельные сиденья для пяти человек». По его мнению, машина вышла не роскошная, но достаточно комфортабельная - есть пепельницы, прикуриватель, внутренняя подсветка: «Мы не ждали этих деталей из-за железного занавеса».

Особенно впечатляло то, что такие достоинства сочетались с низкой ценой - £1098. Любая сравнимая машина, предлагавшаяся в Королевстве, стоила бы заметно дороже.

   ВАЗ-2103 в ЛондонеPhilafrenzy - Wikipedia
ВАЗ-2103 в ЛондонеPhilafrenzy - Wikipedia

Ложка дегтя

Английский дилер за первый же год распродал около 4 тысяч машин. После этого, проявились некоторые недостатки. Казавшийся прочным вазовский кузов страдал от деформации кузовных панелей. Покупатели жаловались на тугие двери серийных экземпляров, педали и руль (более тугие, чем у Fiat), на плохую герметичность кузова. Это автомобиль требует хорошей физической формы, замечали журналисты.

Но «трешке» повезло. Ее жизнь на конвейере продолжалась недолго, поэтому советский застой не успел подпортить ей репутацию — то, что случилось с моделями, пришедшими ей на смену. Из-за ухудшившегося качества и технического отставания покупатели отвернулись от них. И у нас, и на Западе ее до сих пор многие считают лучшей моделью из Тольятти.

По материалам монографии "АвтоВАЗ: между прошлым и будущим". ИРИ РАН, 2006 г.