Найти в Дзене
Профессия Фотограф

«Раньше я её оберегал, теперь просто снимаю» - 4 этапа взросления

Оглавление

На днях задумался о том, как меняется отношение к камере с ростом профессионализма фотографа. Думал на своём примере. Потом поспрашивал знакомых фотографов. Вот, что из этого получилось.

У большинства фотографов путь начинается не с техники, а с эмоций. Камера сначала — не просто инструмент, а почти живой объект. Со временем это отношение неизбежно меняется. И это хороший знак.

Этап 1. Камера как мечта и фетиш

Моя первая рабочая камера - Canon 60D
Моя первая рабочая камера - Canon 60D

На старте камера — центр вселенной. Почему?

  • долго выбирается модель
  • читаются обзоры, тесты, сравнения
  • страшно поцарапать, уронить, «убить затвор»
  • есть стойкое ощущение: если камера хорошая — снимки будут лучше

Но, главное - новичок переживает за камеру больше, чем за кадр! Она кажется чем-то хрупким, дорогим и почти сакральным.

Этап 2. Камера как источник уверенности

Одна из съемок. Тут я уже снимал на Canon 6D
Одна из съемок. Тут я уже снимал на Canon 6D

Проходит время и появляется первый опыт и первые удачные кадры.

  • камера начинает «помогать»
  • важными становятся технические нюансы - автофокус, динамический диапазон, ISO и т.д.
  • техника всё ещё влияет на самооценку, но уже не так остро
  • покупка новой камеры ощущается как рост уровня

На этом этапе камера — опора. Она всё ещё важна эмоционально, но уже не как мечта, а как подтверждение собственного роста. Лично на моём опыте - переход с Canon 60D на полнокадровую 6D был чем-то грандиозным в плане ощущений. Хотя и уровень фотографий сильно изменился в лучшую сторону. Картинка стала совсем не такой, как была на "шестидесятке".

А это готовая фотография на связку Canon 6D и Canon 100mm f/2.8 L
А это готовая фотография на связку Canon 6D и Canon 100mm f/2.8 L

Этап 3. Камера как рабочий инструмент

С опытом фокус смещается.

  • важнее свет, композиция, задача
  • камера выбирается под работу, а не под эмоции
  • исчезает страх за технику
  • появляется спокойствие: я сниму на любую адекватную камеру

Камера перестаёт быть «особенной». Это инструмент, как кисть у художника или молоток у плотника. Этот этап я тоже отлично прочувствовал, когда переходил с Canon 6D на Canon EOS R. Да, были эмоции - новая камера, классная вещь и так далее. Но в основе лежало понимание того, зачем я покупаю эту камеру. Мне нужен был переход с 24 мегапикселей на 30. Важно было остаться на полном кадре и попасть в более-менее адекватный бюджет (на момент покупки тушка стоила 150к)

Просто одна фотография из моего портфолио
Просто одна фотография из моего портфолио

Этап 4. Отношение без иллюзий

Профессионал понимает простую вещь:

  • камера не делает кадр
  • камера не думает
  • камера не видит

Она лишь фиксирует то, что ты уже понял и увидел. На этом этапе легко работать даже с ограничениями - старой техникой, неудобными условиями, плохим светом.

И это моё нынешнее состояние. Я пару лет, как бы мог уже перейти на максимально дорогой сегмент техники или какой-нибудь средний формат, но мне это не нужно сейчас. У меня нет клиентов для этого. Всё строится из осознания того, что сейчас покупка необходима будет только если сломается моя нынешняя камера, либо мне сильно захочется просто для удовольствия. Но, я уже давно прекрасно осознаю, что прироста в качестве от этого я не получу.

Почему это важный переход, когда камера перестаёт быть фетишем:

  • снижается тревожность
  • исчезает зависимость от апгрейдов
  • внимание возвращается к сути — изображению
  • работа становится спокойнее и стабильнее

Это не обесценивание техники. Это взрослое отношение к ней. В заключении хочу сказать, так:

Если камера перестала вызывать трепет — это не потеря любви к фотографии. Это признак того, что фотография стала важнее камеры.

Спасибо, что дочитали до конца. Если понравилось подписывайтесь на канал и ставьте лайк. Если есть что сказать - комментарии открыты. Всем удачных кадров!

Мои соцсети: Телеграм | Макс | ВКонтакте