Найти в Дзене

Гыз Гала: комплекс, сотканный из глины, света и истории

Сегодня Гыз гала является символом культурной памяти Туркменистана. Возведённая в VII–VIII веках Гыз гала входила в систему укреплённых крепостных стен, окружающих столицу древнего оазиса. Мерв тех времён был центром культур, где встречались Восток и Запад. Торговля с ремеслом, философией и искусством, крепость не ограничивалась функцией защиты: она была и форпостом, и одновременно жилым, административным и культурным центром, воплощая в себе гармонию фортификационной инженерной мысли и художественного замысла. И ныне на окраине древнего Мерва, где летом воздух дрожит от дыхания Каракумов, возвышается знаменитая Улы Гыз гала (Большая Девичья крепость) – комплекс, сотканный из глины, света и истории. Её фасады с ритмичными вертикальными гофрами кажутся застывшими волнами пустыни. Впервые завесу тайны над этим архитектурным исполином приоткрыл в конце ХIХ века известный исследователь В.А.Жуковский, чьи изыскания положили начало научному изу­чению памятника, а затем в 1950–1952 годах эст

Сегодня Гыз гала является символом культурной памяти Туркменистана.

Возведённая в VII–VIII веках Гыз гала входила в систему укреплённых крепостных стен, окружающих столицу древнего оазиса. Мерв тех времён был центром культур, где встречались Восток и Запад. Торговля с ремеслом, философией и искусством, крепость не ограничивалась функцией защиты: она была и форпостом, и одновременно жилым, административным и культурным центром, воплощая в себе гармонию фортификационной инженерной мысли и художественного замысла.

И ныне на окраине древнего Мерва, где летом воздух дрожит от дыхания Каракумов, возвышается знаменитая Улы Гыз гала (Большая Девичья крепость) – комплекс, сотканный из глины, света и истории. Её фасады с ритмичными вертикальными гофрами кажутся застывшими волнами пустыни.

Впервые завесу тайны над этим архитектурным исполином приоткрыл в конце ХIХ века известный исследователь В.А.Жуковский, чьи изыскания положили начало научному изу­чению памятника, а затем в 1950–1952 годах эстафету подхватили учёные из ЮТАКЭ (Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции), где ключевую роль в проведении научно-исследовательских работ сыграла легендарная Г.А.Пугаченкова.

Гыз гала – это торжество мощи и точности: она имеет строгий прямо­угольный план с внушительными размерами 42 на 37 метров и вздымается ввысь на впечатляющие 15 метров. Эта двухъярусная крепость покоится на колоссальной, невероятно прочной платформе из пахсы (утрамбованной глины) высотой 3 метра, второй ярус, к сожалению, разрушен. Главная архитектурная изюминка – это её рифлёные (гофрированные) фасады: глубокие вертикальные ниши чередуются с выступами, создавая игру света и тени, которая меняется в течение дня. Этот приём не только придавал величественную эстетику, но и служил утилитарным целям: гофры значительно укрепляли стены, делая их более устойчивыми к ветрам и осадкам. Сохранилась толстая стена с 22 гофрами на длинной стороне и 18 гофрами на короткой. Все стены, гофры, купола и полы были возведены из местного сырцового кирпича. Общая площадь охраняемой территории памятника составляет впечатляющие 1748,12 гектара.

Планировка крепости тщательно продумана. Центральный двор, залы, коридоры и лестницы свидетельствуют о жилом и административном характере сооружения. Нижний этаж включал несколько комнат с небольшими окнами, спрятанными в складках стен для прохлады и защиты, а второй этаж состоял из помещений, окружающих внутреннее пространство. Крепость могла выполнять и складские функции, позволяя автономно существовать во время осад. Каждая деталь – от толщины стен до расположения окон – демонстрирует глубокое понимание климата и окружающей среды.

Большая и Малая Гыз гала, расположенные рядом, образуют ансамбль, где форма и ритм важнее отдельных стен. Они повторяют мотивы друг друга, отражают свет и движение воздуха, словно продолжают диалог строителей и пустыни сквозь века. Вместе они показывают, что архитектура древнего Мерва была не просто строительством, а осмысленной гармонией пространства, материальных форм и природного окружения.

Легенды придают Гыз гала особый смысл. Одна из древних историй рассказывает о девушке, которая во время осады отказалась сдаться врагу и бросилась со стены. Но это не трагическая жертва, а акт непокорной воли и верности городу, символ ­достоинства.

Гыз гала учит уважению к природе. Глина реа­гирует на ветер, солнце и дождь, но сохраняет форму благодаря мастерству строителей. Стены впитывают тепло дня и отдают его ночью, а их фактура создаёт ощущение текучести и прочности одновременно. Даже без золота и мрамора глина передаёт идею прочности, гармонии и красоты. Когда солнце опускается за пески, фасады темнеют, гофры исчезают в мягкой тени, крепость сливается с окружающей землёй, словно продолжение оазиса, в котором она была создана.

Чтобы сохранить это бесценное наследие, с 1997 года были начаты систематические работы по укреплению, а с осени 2012 года стартовал новый этап, включающий археологические раскопки, поисковые, реставрационные и укрепительные работы, которые продолжались вплоть до 2018 года.

Сегодня Гыз гала является символом культурной памяти Туркменистана. Консервационные работы специалистов Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв» при участии международных партнёров направлены на сохранение «живого дыхания» древности. Стены укрепляют традиционной сырцовой смесью, фиксируют трещины без нарушения текстуры, восстанавливают дренажные системы и микрорельеф, повторяя инженерные приёмы строителей. Это не «реставрация» в привычном смысле, а бережный диалог с древней материей. Работа идёт не только с памятником, но и с пространством вокруг: регулируется сток воды, повторяются древние сис­темы защиты от ветров и осадков. Гыз гала требует невмешательства, а понимания. Главное в том, как сохранить живое дыхание древности, не превращая его в музейную декорацию.

Пустынный ветер, гонящий песок по барханам, бережно хранит тайны Мерва: строить не вопреки природе, а вместе с ней. Гыз гала – это память о городе, где человек и пустыня учились понимать друг друга. Это не только архитектура, но и поэ­зия. Она учит видеть вечное в простом. Каждый шаг по территории памятника, каждый взгляд на рифлёные фасады – это погружение в историю, продолжающую жить и вдохновлять современного человека.

Язгуль ТИРКИШОВА,

главный хранитель Государственного историко-культурного заповедника «Древний Мерв». Фото из архива заповедника «Древний Мерв»