Найти в Дзене
Рустам ЭКОПЛАН

Кадастр отходов: обязанности предприятий на государственном и региональном уровнях

Здравствуйте, коллеги и партнёры! Помню, как в начале своей карьеры, лет этак десять с лишним назад, учёт отходов на предприятии был похож на ритуал из старой книги. Главный артефакт — толстый амбарный журнал, куда ответственная, обычно очень строгая, сотрудница каллиграфическим почерком вписывала каждую партию вывезенного мусора. Акты передачи отходов хранились в пухлых папках-скоросшивателях, которые занимали целый шкаф и пахли пылью и вечностью. Тогда казалось, что эта бумажная гора — вершина бюрократического искусства. Кто бы мог подумать, что спустя годы мы будем с ностальгией вспоминать ту простую, почти аналоговую систему? Сегодняшний мир экологической отчётности — это мир цифровых порталов, электронных подписей и систем, которые, кажется, меняются быстрее, чем погода за окном. И в центре этой вселенной стоит он — величественный и немного пугающий государственный кадастр отходов. Если говорить совсем просто, государственный кадастр отходов — это такая всероссийская перепись мусо
Оглавление
   Обязанности предприятий в сфере кадастра отходов Ecoplan
Обязанности предприятий в сфере кадастра отходов Ecoplan

Здравствуйте, коллеги и партнёры!

Помню, как в начале своей карьеры, лет этак десять с лишним назад, учёт отходов на предприятии был похож на ритуал из старой книги. Главный артефакт — толстый амбарный журнал, куда ответственная, обычно очень строгая, сотрудница каллиграфическим почерком вписывала каждую партию вывезенного мусора. Акты передачи отходов хранились в пухлых папках-скоросшивателях, которые занимали целый шкаф и пахли пылью и вечностью. Тогда казалось, что эта бумажная гора — вершина бюрократического искусства. Кто бы мог подумать, что спустя годы мы будем с ностальгией вспоминать ту простую, почти аналоговую систему? Сегодняшний мир экологической отчётности — это мир цифровых порталов, электронных подписей и систем, которые, кажется, меняются быстрее, чем погода за окном. И в центре этой вселенной стоит он — величественный и немного пугающий государственный кадастр отходов.

Что такое этот кадастр отходов и зачем он нужен?

Если говорить совсем просто, государственный кадастр отходов — это такая всероссийская перепись мусора. Государство хочет знать всё: где, сколько и каких отходов образуется, кто их производит, куда они едут и где в итоге находят свой последний приют. Это не простое любопытство. Эта информация нужна для того, чтобы планировать строительство новых полигонов и мусороперерабатывающих заводов, контролировать потоки опасных веществ и, в идеальном мире, не допускать появления новых стихийных свалок где-нибудь в живописном лесу. Вся эта масштабная затея держится на двух главных законах: № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Сами предприятия, конечно, кадастр не ведут — это задача уполномоченных органов, таких как Росприроднадзор и региональные министерства экологии. Но они строят этот грандиозный реестр на основе данных, которые мы с вами им предоставляем. И вот тут начинается самое интересное.

Федеральный уровень: игра по-крупному

На федеральном уровне всё серьёзно. Здесь закладывается фундамент всего учёта. Первое, с чем сталкивается любое предприятие, — это постановка на учёт в качестве объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, или сокращенно НВОС. Каждому объекту присваивается категория от I до IV, в зависимости от степени его «вредности». Чем выше категория, тем строже требования и больше отчётов. Это как в компьютерной игре: на первом уровне у тебя простой квест, а на четвёртом — битва с боссом в виде комплексного экологического разрешения.

Дальше — паспорта отходов. На все отходы с I по IV класс опасности (от самых ядовитых до умеренно опасных) нужно оформить паспорт. Это не просто бумажка, это целый процесс: нужно провести лабораторный анализ, чтобы подтвердить состав и класс опасности, заполнить кучу форм и зарегистрировать всё это в федеральной государственной информационной системе, ФГИС. А уж если у вас образуются отходы I-II классов опасности — например, ртутные лампы или аккумуляторы — то тут включается отдельная система контроля через федерального оператора. Ещё одна важная вещь — это нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, или НООЛР. Предприятия I-III категорий обязаны разработать и согласовать проект, в котором они доказывают, что образуют ровно столько отходов, сколько должны, и не больше. Для IV категории всё проще, там отчётность подаётся в уведомительном порядке. И, конечно, вся эта деятельность должна скрупулёзно фиксироваться: журналы учёта, акты, договоры. Причем передавать свои опасные отходы можно только компаниям с лицензией. Проверять её наличие перед заключением договора — это как посмотреть на срок годности молока в магазине. Простое правило, которое может спасти от больших неприятностей.

  📷
📷

Региональный уровень: своя атмосфера

Если федеральные законы — это правила дорожного движения для всей страны, то региональные — это знаки и разметка в конкретном городе. В каждом субъекте РФ есть своя Территориальная схема обращения с отходами. Это такой генеральный план, который определяет, куда должны ехать мусоровозы, где находятся легальные полигоны и сортировочные станции. Вы не можете просто нанять машину и вывезти свой мусор на ближайшую свалку, если её нет в этой схеме и в государственном реестре объектов размещения отходов (ГРОРО). Это будет грубейшим нарушением.

Особая история — твёрдые коммунальные отходы, или ТКО. Почти во всех регионах за их вывоз отвечает специальная компания — региональный оператор. И все юридические лица обязаны заключить с ним договор. Обойти эту систему практически невозможно, да и не нужно. Кроме того, многие регионы создают собственные информационные системы учёта отходов, которые должны интегрироваться с федеральной ФГИС. Хотя, честно говоря, «интегрироваться» — это часто слишком громкое слово. На практике экологу порой приходится быть немного программистом, чтобы разобраться в хитросплетениях личных кабинетов и форматов выгрузки данных на разных порталах. Чтобы не утонуть в этом потоке постоянных изменений и нововведений, мы стараемся держать руку на пульсе. Самые свежие новости и разборы сложных ситуаций мы публикуем в нашем Telegram-канале, а также в группе VK.

Цена ошибки, или чем грозит невнимательность

Иногда кажется, что вся эта система создана для того, чтобы запутать и напугать. И отчасти это так. Государство не любит, когда с отходами обращаются как попало. Поэтому и санкции за нарушения весьма ощутимые. Самое безобидное — административные штрафы. Они прописаны в 8 главе Кодекса об административных правонарушениях. Не оформил паспорт на отходы? Штраф. Ведёшь учёт с ошибками? Штраф. Передал отходы перевозчику без лицензии? Тоже штраф. Суммы в протоколах, особенно для юридических лиц, иногда заставляют задуматься о вечном и о том, не дешевле ли было сразу нанять хорошего эколога.

Но бывают ситуации и похуже. Если из-за неправильного обращения с отходами нанесён крупный ущерб природе — например, загязнена почва или река — то дело может дойти и до уголовной ответственности. Это уже совсем другие статьи и совсем другие последствия. Кроме штрафов, инспектор Росприроднадзора может выдать предписание об устранении нарушений, а в особо запущенных случаях — даже приостановить деятельность предприятия до тех пор, пока всё не будет приведено в порядок. И поверьте, визит инспектора — это всегда стресс, даже если у вас всё в идеальном порядке. Проверят каждую бумажку, каждый договор, каждую запятую в журнале учёта. В такие моменты понимаешь, что порядок в документах — это не просто формальность, а твой главный щит.

Вся эта сложная система учёта и контроля, от федерального кадастра до региональной схемы, по сути, преследует одну цель — сделать обращение с отходами цивилизованным и безопасным. Да, это требует от предприятий усилий, времени и ресурсов. Нужно постоянно учиться, следить за изменениями в законодательстве, осваивать новые цифровые сервисы. Но альтернатива — это хаос, нелегальные свалки и штрафы, которые могут поставить под угрозу весь бизнес. А значит, придётся играть по этим правилам.

Иногда, чтобы увидеть слабые места в своей системе экологической документации, нужен свежий взгляд со стороны. Не тогда, когда инспектор уже стучится в дверь, а заранее, в спокойной обстановке. Полный аудит документов по обращению с отходами — это как чекап у хорошего врача: он помогает выявить скрытые проблемы и риски до того, как они превратятся в серьёзную «болезнь» в виде штрафов и предписаний. Такое «второе мнение» от опытного специалиста часто экономит не только деньги, но и нервные клетки, которые, как известно, не восстанавливаются.

FAQ: Короткие ответы на частые вопросы

Наша компания — небольшой офис, мы производим только бумагу и пищевые отходы из столовой. Нам тоже нужно вести весь этот сложный учёт?

Да, но в упрощённом виде. Ваши отходы, скорее всего, относятся к ТКО (твёрдые коммунальные отходы). Ваша главная обязанность — заключить договор с региональным оператором на вывоз мусора. Сложные проекты, вроде НООЛР, вам, скорее всего, не понадобятся, если вы относитесь к IV категории НВОС. Однако вести простой учёт образовавшихся отходов и хранить акты от регоператора всё равно необходимо. Также, если у вас есть, например, люминесцентные лампы, на них потребуется оформить паспорт отхода I класса опасности и передавать их специализированной организации.

Чем принципиально отличается отчётность на федеральном и региональном уровне? Придётся ли подавать одни и те же данные в разные места?

Зачастую да, придётся. Федеральные отчёты (например, декларация о плате за НВОС, отчётность 2-ТП (отходы)) подаются в Росприроднадзор через федеральные системы. Региональные органы власти могут устанавливать свои, дополнительные формы отчётности, которые подаются через их собственные порталы. Например, это может быть отчёт для ведения регионального кадастра отходов. Ключевое отличие в том, что федеральный уровень контролирует общие правила и опасные отходы, а региональный — следит за исполнением территориальной схемы и потоками ТКО.

Как быстро и надёжно проверить, есть ли у моего подрядчика по вывозу мусора лицензия?

Самый надёжный способ — воспользоваться официальными государственными ресурсами. На сайте Росприроднадзора есть сводный реестр лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Вы можете найти его по ИНН или названию компании. Обязательно проверяйте не только наличие лицензии, но и то, какие именно виды деятельности и какие виды отходов в ней указаны. Также проверьте, включён ли полигон, куда подрядчик обещает везти ваши отходы, в ГРОРО (государственный реестр объектов размещения отходов).

Что такое паспорт отхода и кому он нужен?

Паспорт отхода — это основной документ, удостоверяющий «личность» любого опасного отхода (I–IV классов). В нём указывается его происхождение, состав, класс опасности и другие характеристики. Он необходим всем предприятиям, в процессе деятельности которых образуются такие отходы. Без паспорта вы не имеете права передавать эти отходы кому-либо для дальнейшего обращения. Паспорт составляется один раз на каждый вид отхода и действует бессрочно, если не меняется технологический процесс, в результате которого этот отход образуется.

  📷
📷

Кстати, на эту тему у нас есть несколько коротких видео:

Можно ли установить СЗЗ если рядом жилые дома

Особенности медицинской и образовательной деятельности в санитарно-защитной зоне

Нужно ли переделывать проект СЗЗ, если изменились источники выбросов

Кейс с отказом Роспотребнадзора по проекту НДВ

Как снизить расходы на экологическую документацию, если у вас 3 категория НВОС

Отходы 1 класса опасности (юмор)

Переплата из-за неактуальных данных

Как пережить визит инспектора Росприроднадзора: практический разбор для предприятий

Хотите быть в курсе последних новостей по отчетности и документации?
Подписывайтесь на наш
Telegram-канал

Услуги экологического консалтинга. Работаем по РФ

Наша группа в VK

  📷
📷