Сторона хоккеиста уже требовала обмен в декабре.
Готовь сани летом, как говорится. Эта пословица характерна и для хоккея, только с обязательным расширением: готовь сани летом, чтобы кататься на них и зимой, когда силы начнут покидать команду, и весной, когда нужно будет включать обороты под плей-офф. Декабрь — отличный повод оценить работу над «санями» в «Ак Барсе».
В настоящий момент межсезонью, как самому активному периоду подписаний, нельзя поставить высокой оценки. Мы не говорим о продлениях контрактов, мы говорим о новичках. Уже два человека, получившие приглашение в Казань летом, покинули команду. Сначала уехал Калинюк, потом — Бердин. Время в «Ак Барсе» для обоих — бесславное. Защитник толком и не получил момент, чтобы проявить себя (ну кроме убийства Максима Арефьева на предсезонке), ну а за падением второго мы наблюдали в полном «метре».
Другой вопрос, что в пятерке бомбардиров команды нет новых фамилий: там и Барабанов, и Семенов, и Миллер с Яшкиным. Ожидался в этой пятерке, хотя бы рядом, нападающий Брэндон Биро, который, единственный из «явных» разочарований летней кампании, все еще остается в клубе. По крайней мере пока.
Канадец без драфта
Для начала давайте вспомним приход Биро. Изначально канадец должен был ехать в «Витязь», но клуб распался, а генеральный менеджер балашихинской бригады, не успевший еще подписать контракт с «Шанхайскими Драконами», подарил право подписания контракта с Брэндоном Марату Валиуллину. Не уверен, что все выглядело именно так, но именно так описывали подписание Биро в «Ак Барс».
Важно понимать, что за годы управления клубом Маратом Валиуллиным, Биро — самый слабый «на бумаге» легионер. Прежде в Казань приезжали три типа игроков: задрафтованные, но не снискавшие счастья в НХЛ (в среднем, 3-4 раунд), незадрафтованные, но неплохо проявившие себя в КХЛ, либо совсем уникальные случаи (как Миллер, привезенный из Словакии). Биро не подходит ни туда, ни туда, ни туда, как оказалось. Но почему Драфт так важен?
Несмотря на то, что выбор игрока на Драфте новичков НХЛ не говорит стопроцентно об умениях хоккеиста на льду — это, прежде всего, признание таланта, выделение его среди сверстников. В общем, маркер как минимум «неплохо игрока». Может повезти, может, нет, разумеется. Кто не пригодится в главной лиге — всегда пригодится в КХЛ. Примеров — много.
При этом скауты не всегда могут разглядеть всех (самых явных — разумеется, а те, что скрыты?). Поэтому эти хоккеисты, через разные внутренние канадские и американские лиги пробиваются в АХЛ, после чего их находят в КХЛ, где они раскрываются по полной. Биро — из другой оперы. Брэндон до последнего учился в университете, там же играл в университетской лиге.
Потом было «Баффало», где счастья снискать не получилось, поездки по АХЛ. Несмотря ни на что, «Ак Барс» будто бы все равно верил в нападающего до последнего. Да что там, верит и теперь.
Гатиятулин до последнего верит в нападающего
В нынешнем сезоне только четыре игрока сыграли 100 процентов матчей. Разумеется, имени Биро в этом списке вы не найдете. Канадец по разным причинам пропустил 11 матчей. Половина из них — в начале ноября и еще половина — в середине. К регулярным матчам Биро вернулся совсем недавно — с 16 по 20 декабря впервые за месяц сыграл три встречи подряд.
Причины разные. Были у форварда и травмы, были наверняка и игровые вопросы — и они вполне логичны. Начинал Брэндон в центре первых звеньев. Достаточно быстро стало ясно, что каким бы хорошим плеймекером они не был, центральный нападающий на уровне КХЛ — он посредственный (выигрывает 48,3 процента вбрасываний). К тому же статистика не радует. Первую шайбу Биро забросил только в октябре в ворота «Амура» (5:1) под конец встречи, когда все было решено.
Более канадец не забивал, лишь ассистировал. Но и в такие моменты нельзя сказать, что Биро доминирует на льду.
В попытке найти роль хоккеисту, Гатиятулин переместил Брэндона в третье звено на край. Так же тренер поступил и в последних матчах. По сути, Биро был обречен постоянно подвергать проверке свою слабую сторону (как отзывались от нем скауты НХЛ) — работу без шайбы. Либо нападающий вырос в этом компоненте, либо уровень лиги ему подходит, но Брэндон не выглядит совсем слабым.
Наоборот. Засчет свой самоотдачи и желания, засчет отсутствия страха, Биро — один из лучших в команде по перехватам (при том, что в меньшинстве Брэндон почти не играет), по блокированным броскам (проигрывает только тем, что играют минимум по 15 минут на льду, кроме Кателевского), еще и по полезности — аж третий (проигрывает только Семенову и Яшкину). В общем, не так плох.
Гатиятулин верит в хоккеиста — не зря в последних матчах Биро появлялся на льду в составе спецбригад. В последний раз такой высокий уровень доверия к канадцу Гатияутлин показывал аж в сентябре, после чего Брэндон пропал из числа пятерок большинства. Тренер открыл для себя нового Биро?
Биро уже попросил обмен
Однако не все так радужно и ярко. Агент игрока Иван Ботев, в интервью «Metaratings», не так давно, рассказал, что он требует обмена нападающего в другой клуб КХЛ. Первопричина — банальна: на тот момент нападающий уже не играл две недели и дело, видимо, было совсем не в травме.
Уже через неделю Биро вышел в старте: в центре третьего звена вместе с Григорием Денисенко и Семеном Тереховым. После того матча главный тренер «Ак Барса» Анвар Гатиятулин ответил на мой вопрос, в котором я попросил оценить выступление нападающего: «У нас приболел Никита Дыняк, поэтому сдвинули Артура Бровкина в звено с Мишей Фисенко и Димой Кателевским, а Брэндона завели к Денисенко и Терехову». То есть причины выбора Биро не в том, что он давно не играл или показал что-то запредельное на тренировке, а в том, что команда просто не досчиталась игроков основы.
Пообщался после игры и с самим Биро, который достаточно уверенно опроверг слухи касательно своего возможного перехода, о котором тогда говорили. В целом, Брэндон выразил абсолютную готовность играть столько, сколько дадут, параллельно показывая себя на тренировках и работая над собой. То есть, никаких обид.
Первые побеги такого подхода Биро собрал сразу в первом матче после возвращения против «Салавата Юлаева», когда оформил голевую передачу на Семена Терехова, только-только выйдя со скамейки на смену. В следующем матче с уфимцами канадец поборолся за воротами Вязового, после чего голом отметился Степан Фальковский.
В общем, Брэндон, на дистанции и по прошествии времени оказался не таким плохим нападающим, по крайней мере, для нижних звеньев. Другой вопрос, что казанцам нужно скидывать вес платежки — и среди иностранного контингента в Казани именно Биро выглядит слабым звеном. По данным «СЭ», он получает всего лишь на пять миллионов рублей в год меньше Митчелла Миллера — 35 против 40 миллионов рублей.
Автор материала: Павел Мельников