Танк Т-80 — это уникальная и противоречивая боевая машина, ставшая одновременно и "шедевром", и провалом, и символом технологического пика советской танковой мысли, и одновременно — "тупиковой" ветвью развития. Это первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем, что подарило ему невероятную динамику и прозвище «летающий танк», но также и определило его сложную судьбу.
Разработка Т-80 началась в конце 1960-х годов в Ленинграде, в КБ Кировского завода. Главным идеологическим противником считался новый западный основной боевой танк — немецкий «Леопард-1», обладавший выдающейся подвижностью. Советские конструкторы во главе с Николаем Поповым решили сделать ставку на качественный скачок в силовой установке. Так была выбрана газотурбина ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. Ее преимущества были очевидны: огромная мощность при малом объеме, многотопливность, быстрый запуск при любых температурах, плавность хода и отсутствие системы жидкостного охлаждения.
За основу взяли удачную, но проблемную ходовую часть и автомат заряжания танка Т-64А. Однако стремление улучшить все параметры привело к созданию, по сути, новой машины. Танк был принят на вооружение в 1976 году под индексом Т-80.
Для танков данного этапа развития, этот экземпляр обладал невероятной подвижностью: газотурбинный двигатель разгонял 42-тонную машину до 70 км/ч по шоссе. Танк трогался с места плавно и бездымно, что давало тактическое преимущество на открытой местности.
Первые Т-80 имели 125-мм гладкоствольную пушку 2А46-1, идентичную Т-72, с автоматом заряжания (22 выстрела в "карусели"). Позже, на модификации Т-80Б (1978 г.), появилась возможность стрельбы управляемыми ракетами 9К112 «Кобра» через ствол пушки.
Танк защищают многослойная комбинированная броня, а также динамическая защита (впервые в мире на танк серийно установили навесную динамическую защиту «Контакт-1», резко повысившую стойкость против кумулятивных снарядов).
Система управления огнем постепенно совершенствовалась, от простого оптического прицела на Т-80 до лазерных дальномеров и баллистических вычислителей на Т-80Б и поздних моделях.
За время своей службы в рядах Советской армии танк прошёл определённую "эволюцию", в процессе которой были созданы следующие его модификации:
· Т-80Б (1978): оснащен комплексом управляемого вооружения, улучшенной броней и СУО. Самая массовая версия.
· Т-80БВ (1985): Т-80Б с навесной динамической защитой «Контакт-1». Стал символом советских танков в конце "Холодной войны".
· Т-80У (1985, «Улучшенный»): глубокая модернизация. Новая пушка 2А46М-1, СУО «Иртыш» с прицелом наводчика «Буран-ПА» (ночной тепловизорный канал), более мощный двигатель ГТД-1250 (1250 л.с.), встроенная динамическая защита «Контакт-5». Вершина развития линии.
· Т-80УД «Береза» (1987): разработан в Харькове. Вместо дорогой и прожорливой газотурбинной установки получил дизельный двигатель 6ТД мощностью 1000 л.с. Был экономичнее и дешевле, но появился слишком поздно. В последствии, эта модификация станет основой для Т-84, производства Украины.
· Т-80УМ, Т-80УК (командирский): варианты 1990-х с тепловизорами французского производства, новой СУО, системами навигации и радиоэлектронной борьбы.
В ходе Первой Чеченской войны (1994-1996) Т-80 (в основном БВ) понесли тяжелые потери в уличных боях Грозного. Выявились главные недостатки: уязвимость бортов и кормы, пожароопасность при попадании в моторно-трансмиссионное отделение (газотурбинный двигатель нуждается в большем количестве воздуха, что увеличивает риск взрыва паров топлива), высокая требовательность к обслуживанию.
За эту уязвимость, в армии танк получил мрачное прозвище «вечный огонь».
Во вторую кампанию "Восьмидесятые" применялись уже с учетом ошибок, в основном для поддержки с дальних дистанций.
С начала конфликта на Донбассе в 2014, Т-80 различных модификаций (БВ, У, УК) активно использовались обеими сторонами конфликта.
В современных конфликтах, с одной стороны, подтверждена его высокая подвижность. С другой — в условиях массированного применения БПЛА, высокоточной артиллерии и противотанковых средств устаревшие системы защиты (особенно на Т-80БВ) не обеспечивают выживаемости. Наиболее современные Т-80БВМ (с тепловизором, новой ДЗ «Реликт» и двигателем ГТД-1250ТФ) считаются более эффективными, но и они также остались уязвимы.
Добавить к этим проблемам чудовищный расход топлива (даже на холостом ходу — как у дизельного танка на марше), требующий частой дозаправки и осложняющий логистику, чувствительность газотурбинного двигателя к пыли и песку, дороговизну и пожароопасность МТО - и мы получаем ответ на вопрос, почему более простой, дешевый и надежный Т-72, непрерывно модернизируясь, пережил своего "летающего" собрата, и стал основным танком России
Т-80 остался в истории как смелый технологический эксперимент. Он стал лебединой песней СССР в танкостроении — мощной, быстрой, сложной и дорогой. Возможно, в условиях симметричных полевых сражений "Холодной войны" он мог бы раскрыть свой потенциал. Однако реальные конфликты и экономические реалии показали, что его главное преимущество — подвижность — часто нивелируется другими факторами.
В итоге, Т-80 остался культовой, но нишевой машиной, памятником инженерной смелости в эволюции бронированных гигантов.