Вчера судья Кировского районного суда Дмитрий Кочетков удовлетворил ходатайство областной прокуратуры о продлении меры пресечения для Максима Шихалова до 23 июня 2026 года включительно.
Ошибочка вышла
Позиция надзора, которую на заседании суда озвучила помощник районного прокурора Елизавета Иванова, в зале вызвала шок. На полгода закрыть в камере человека, хотя инкриминируется ему всего лишь «экономика» - а не какая-то кровавая уголовщина! Да и то – два эпизода по ч.4 ст.160 УК РФ (присвоение или растрата, совершенные организованной группой или в особо крупном размере, максимальный срок лишения свободы – до 10 лет) – в суде еще только предстоит доказать.
Прокурорские начисто проигнорировали тот факт, что на момент заседания Максим Шихалов провел в камере уже 9 месяцев – из них 7, будучи обвиняемым по ч.1 ст. 285.4 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями при исполнении гособоронзаказа), которое не нашло подтверждения. Значит, просидел человек за решеткой просто ни за что!
Затем еще месяц по уже отмененной статье ему щедро накинул Волжский районный суд, а финальный, девятый месяц неволи Шихалову «наварили» непосредственно в региональном следкоме. Рецепт простой, но действенный: в шаге от передачи в прокуратуру весь материал заворачивает начальство и отправляет дело на доследование. Этого как раз хватает, чтобы еще месяц держать «подопечного» за периметром.
А ведь следствию нелегко: по ч.4 ст.160 УК РФ держать под стражей можно только в случаях, четко прописанных в Уголовно-процессуальном кодексе: если обвиняемый не имеет гражданства РФ, постоянного места жительства в России, либо не является на допросы. На перекати-поле или нарушителя дисциплины экс- гендиректор двух оборонных заводов точно не похож – поэтому в ход идут маленькие хитрости.
Но потом на помощь сыщикам подоспели прокуроры.
Незнание – не довод, невежество – не аргумент
Свои выводы областная прокуратура озвучила почти две недели назад: Максим Шихалов и его бывший заместитель в АО «КБПА» Владимир Пожаров обвиняются в мошенничестве (ч.4 ст.159 УК РФ) и растрате имущества (ч.4 ст.160 Уголовного кодекса).
Текст обвинительного заключения местами очень напоминает лихие речи мастеров сыскного дела, которые 7 месяцев разматывали клубок «злодейств» гендиректора АО «КБПА» при исполнении гособоронзаказа. И старший следователь Кировского районного СО Екатерина Полякова и ее коллега из областного СУ СКР Этери Ковыга не раз, нагоняя страху, заявляли в судах о преступлениях против интересов госвласти и госслужбы, которые якобы совершил Максим Шихалов. Через семь месяцев выяснилось, что все это – дешевый спектакль, единственный эпизод, вмененный бывшему топ-менеджеру, – аренда дизель-генератора для автономного электроснабжения завода, - на ч.1 ст.285.1 УК РФ не потянул.
А сейчас все так же храбро следствие заявляет, что дизель-генераторная установка, которую АО «КБПА» арендовало более года, была вообще не нужна предприятию. Оказывается, все было затеяно, дабы обеспечить победу в конкурсе нужной фирме, а после кормить ее заводскими миллионами под видом арендных платежей.
В общем, сыщики и прокуроры знают лучше технарей, нужен ли заводу, выполняющему ГОЗ, автономный источник электроэнергии. Им виднее, нужна ли работа без остановок для предприятия ВПК, да еще в период специальной военной операции. Плюс у следователя Ковыги, ее начальства и областной прокуратуры есть железная уверенность в том, что специальную платформу Ростеха, где проходят все конкурсы и тендеры членов госкорпорации, можно обдурить и обеспечить победу нужному игроку.
Что тут сказать? Разве что процитировать кого-то из великих: незнание – не довод, невежество – не аргумент…
Областная прокуратура полностью согласна и со вторым эпизодом по той же ч.4 ст. 160 УК РФ – где Шихалов якобы бессовестно нажился на родном заводе, купив по остаточной стоимости люксовое авто, которое АО «КБПА» прежде брало в лизинг, чтобы гендиректор передвигался на статусной иномарке. Платил завод – а ездил большой начальник.
Интересно, что ущемленным из-за действий «растратчика» объявил себя не завод, а бывший его гендиректор Владимир Чернышкин – в прошлом крупный акционер предприятия. Он счел, что траты завода на лизинг мерседеса уменьшают его дивиденды. И все бы хорошо, но в 2017 году, когда якобы было написано заявление, акций в собственности Чернышкина уже не было. В ходе огромного скандала вокруг проверок, выявивших реальные махинации первых лиц предприятия, акции экс-гендиректора были арестованы, а после обращены в доход государства.
Лариса Долина в прокурорском мундире?
Своя копилка курьезов у Владимира Пожарова, на котором стараниями следствия висит три эпизода по ч.4. ст.159 УК РФ и общий с Шихаловым эпизод по ДГУ. Как сообщила на заседании суда адвокат Светлана Соседова, защита обнаружила в деле фальшивое постановление о продлении срока следствия. Его подписал Сергей Либерман - как руководитель Кировского отдела СУ СКР. Но вот беда, на момент составления документа Либерман еще трудился в одном из районов области и возглавлять подразделение в Саратове просто не мог. Поддельной оказалась и подпись обратившегося к «Либерману».
А ведь 22 декабря было только предварительное рассмотрение дела. Что же будет, когда начнется основное?
Защита Максима Шихалова вообще заявила в суде ходатайство о возвращении дела обратно в прокуратуру:
- Обвинительное заключение грубо нарушает право Шихалова на защиту, оно неконкретно и противоречиво, оно построено на предположениях, голословных утверждениях и заведомо недостоверных показаниях, - уверена адвокат Татьяна Шилова.
А ведь именно обвинительное заключение систематизирует все материалы предварительного следствия и определяет предмет судебного разбирательства. Но есть четкое ощущение, что в основу на этот раз был положен принцип Ларисы Долиной. Как известная певица далеко не юного возраста вдруг поверила голосам в телефоне и отдала мошенникам больше 100 млн рублей, так и надзор, по ощущению, без должной критичности отнесся к выводам следствия.
Под арестом – детская копилка
Кстати, не первый раз представители прокуратуры удивляют глубоким «знанием» вопроса. В областном суде, где недавно рассматривался протест против меры пресечения, работник прокурорского главка не знал, как выяснилось, что следствие делу Шихалова уже закончилось. Но это не помешало правоохранителю голосовать против ходатайств защиты.
На этот раз, отстаивая идею ареста экс-гендиректора КБПА еще на полгода, помощник райпрокурора Елизавета Иванова заявила, что обстоятельства не изменились, обвиняемый по-прежнему может скрыться и т.п. Как же не изменились, когда одно обвинение признано полностью несостоятельным, и рассматривается совершенно другое уголовное дело, по которому мера пресечения вообще не заявлялась?
Похоже, надзору такие «мелочи» вообще не интересны? Как не беспокоят ведомство и повальные аресты имущества обвиняемых. Вопреки здравому смыслу и уголовно-процессуальному кодексу, весь внушительный список изъятого при обыске в доме семьи Шихаловых остается под арестом на полгода.
Например, ущерб от инкриминируемых экс-гендиректору КБПА деяний составляет порядка 8 млн руб, но арестованной останется гораздо большая сумма. В руках следствия останутся детская копилка с 1 тыс. рублей, сломанные сотовые телефоны, старое удостоверение депутата облдумы, наградные часы, 200 турецких лир, несколько центов и евро и даже футляр от очков. Какие мощные вещдоки!
Но что они призваны доказать?
- Все обвинения против меня – вымышленные, это фантастика и наговоры. Я 9 месяцев нахожусь среди насильников, убийц и наркоманов. Мне не избирали меру пресечения, я нахожусь под стражей по старому делу, по которому обвинение сняли, - подчеркнул Максим Шихалов. - У меня маленький ребенок, который сейчас без отца. Зачем меня содержать в тюрьме? Чем я провинился и что совершил? Я устал от тюрьмы и от всех унижений, которые там есть. Мне стыдно находиться за решеткой – как какой-то убийца, наркоман или преступник.
Но суд остался глух к этим словам.
Наталья Левенец.
Читайте больше интересных статей на официальном сайте «Бизнес вектор».