Перелёт с пересадкой иногда выглядит как неудобство: больше часов в пути, риски опозданий, суета в чужом аэропорту. Но на самом деле пересадка — это инструмент, с помощью которого можно не только сэкономить, но и сделать путешествие более интересным и насыщенным.
Чтобы не бояться пересадок, стоит сначала разобраться в том, как выстроен процесс и какие есть подводные камни. Разберу, чем отличается пересадка от стыковки, как выбрать удобное время между рейсами, что можно сделать во время ожидания и какие нюансы важно учесть заранее.
Пересадка или стыковка — в чём разница?
Эти слова часто используются как синонимы, но в путешествиях между ними есть важная разница — в первую очередь юридическая и организационная. Если честно, терминологию можно не запоминать, но нужно знать, что есть два вида пересадок.
Стыковка — это пересадка между рейсами, оформленными в одном билете у одной авиакомпании или у авиакомпаний-партнёров. Такой перелёт считается единым маршрутом, и авиакомпания отвечает за то, чтобы вы успели на следующий рейс. Если первый рейс задержится, вас либо подождут, либо предложат новый билет.
Во время стыковки у одной авиакомпании вам в большинстве случаев выпишут сразу два посадочных, а ваш багаж поедет напрямую в конечный пункт назначения.
Пересадка — это когда вы самостоятельно или агрегатор билетов собирает маршрут из двух или более отдельных билетов. В этом случае вы сами отвечаете за то, чтобы успеть на следующий рейс, а также за свой багаж и регистрацию.
Обратите внимание, что агрегаторы часто продают билеты на две разные авиакомпании в одном чеке. Обязательно проверьте, стыковочный ли это рейс. Если да, то номер брони у обоих рейсов у вас будет одинаковым (это указывается в билетах у агрегатора), если нет — разным.
Почему важно это знать?
- При стыковке багаж автоматически перегружается на следующий рейс. При самостоятельной пересадке его придётся забирать и снова сдавать.
- На стыковке вы можете остаться в транзитной зоне, если она есть, а при пересадке есть вероятность, что вам придётся ещё раз проходить паспортный контроль.
- При самостоятельной пересадке опоздание — ваша проблема: никто не пересадит вас бесплатно.
Как всё происходит на практике
Если билет один, после первой посадки вы просто идёте по указателям Transfer или Connecting flights, проходите проверку безопасности и ждёте следующий рейс. Багаж переоформлять не надо.
Если билеты отдельные и у вас нет второго посадочного и/или есть багаж, вы проходите паспортный контроль, получаете багаж, идёте на стойку регистрации, сдаёте багаж, получаете посадочный и снова идёте на паспортный контроль.
Если билеты отдельные, у вас нет багажа и есть посадочный (например, вы прошли онлайн-регистрацию), то вы можете попробовать пройти сразу в транзитную зону.
Как выбрать подходящую длину пересадки
Выбор подходящей длины пересадки — это искусство, которым, к счастью, несложно овладеть.
Если у вас стыковка (пересадка в рамках одного билета), то авиакомпания сама должна была всё учесть.
Если вы собираете маршрут самостоятельно, обязательно обратите внимание на четыре момента:
- Размер аэропорта. Аэропорты бывают огромные и крошечные. В крупных надо закладывать гораздо больше времени, даже если у вас нет багажа, будет второй посадочный и вы планируете отправиться прямиком в транзитную зону. Например, для нового стамбульского аэропорта IST я всегда закладываю минимум 3,5–4 часа пересадки, так как там придётся преодолеть приличное расстояние между входом в аэропорт после посадки и новым гейтом.
- Наличие у вас багажа. Тут всё просто: если багажа нет, вы потратите меньше времени, если есть, закладывайте хотя бы час дополнительно.
- Статистика опозданий авиакомпании — это легко найти в поисковике. Проверяйте первый рейс, чтобы получить представление, сколько у вас в итоге останется времени. Но опоздать может даже рейс с положительным рейтингом, так что я всегда считаю, что первый самолёт задержится минимум на час.
- Длина, время суток пересадки и удалённость аэропорта от города. Например, если у вас пересадка 7 часов, то в некоторых городах (скажем, в Анкаре) можно успеть доехать до центра и погулять. Но в том же Стамбуле этого времени может оказаться недостаточно, и, скорее всего, вам придётся проторчать 7 часов в аэропорту. Если пересадка 12 часов, кажется, что времени на осмотр достопримечательностей предостаточно, но это только при дневной пересадке. Ночью придётся либо ждать в аэропорту, либо искать вариант для ночёвки.
Чем заняться на пересадке
В зависимости от длительности пересадки и особенностей аэропорта есть несколько вариантов, как провести время с пользой и комфортом.
Погулять в городе
Здесь всё просто. Если времени хватает, выходите в город и осматривайте достопримечательности. Заранее просчитайте, как добраться до города и во сколько надо выехать обратно, чтобы не пропустить следующий рейс.
Остаться в аэропорту
Современные аэропорты предлагают массу удобств для транзитных пассажиров с короткими пересадками. В таких местах, как Токио, Сингапур или Доха, вы можете найти зоны для отдыха, магазины, кафе и даже небольшие культурные выставки. Можно отдохнуть в специальных зонах с креслами или отправиться в бизнес-зал.
Пойти в бизнес-зал
Современные бизнес-залы предлагают широкий выбор услуг для комфорта посетителей. Вы сможете полноценно поесть, сходить в душ и иногда даже поспать.
Сейчас многие банки предоставляют своим клиентам проход в бизнес-зал в качестве бонуса. Проверьте: возможно, эта опция есть и у вас. Но даже без бесплатных проходов вы, вероятно, сможете окупить стоимость входа просто за счёт еды и напитков.
Переночевать в отеле
Если пересадка длительная и приходится на ночь, многие аэропорты предлагают отели прямо внутри терминалов или поблизости. Это удобно, если вы не хотите терять время на поиск транспорта и хотите комфортно отдохнуть. Некоторые аэропорты и отели обеспечивают капсулы для короткого отдыха, другие — полноценные номера с душем и удобствами.
Если отель в аэропорту недоступен, можно заранее найти варианты поблизости, где предоставляют услуги трансфера для пассажиров с пересадкой.
Советы туристам
Ещё несколько моментов, о которых не стоит забывать, когда летите с пересадкой.
- Транзитная виза. Не все пересадки требуют оформления визы, но в некоторых странах это может быть обязательным, особенно если вы планируете выйти из аэропорта, а иногда даже если и не планируете. И, кстати, не у всех аэропортов вообще есть транзитная зона. Проверяйте требования заранее на сайте консульства или в информации от авиакомпании.
В некоторых аэропортах бывают странные правила. Например, в лондонском Хитроу можно пересаживаться без визы в течение 24 часов, но пересадка не должна заходить на следующие сутки. То есть если вы прилетели в 23:00, а следующий рейс у вас в 01:00, вам уже нужна виза. - Смена аэропорта. Это чаще бывает на пересадках, а не стыковках, и часто люди оказываются в такой ситуации в Стамбуле. Если ваша пересадка требует переезда в другой аэропорт, обязательно уточните, сколько времени займёт дорога между аэропортами и как вообще туда добраться.
- Смена терминала в одном аэропорту. Посмотрите в билете, в какой терминал вы прилетаете и из какого улетаете. Например, дубайский аэропорт по размеру сравним с небольшим городом, и смена терминала с переходами, эскалаторами и автобусом может занять час. Изучите схему аэропорта!
Это всё может звучать сложно, но на деле вам стоит пройти этот процесс всего пару раз — и вы уже начнёте давать советы другим. Не избегайте пересадок. Используйте их как преимущество: экономия денег, новый город на вашей личной карте путешествий или дополнительные впечатления к основному отпуску.
Полезные ссылки
Как не заблудиться в любом аэропорту мира: 5 лайфхаков для туристов
Пересадка с комфортом: 5 отелей у российских аэропортов
Текст: Катя Воздвиженская для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!