Труд доктора в городской клинической больнице можно сравнить с безостановочным забегом на длинную дистанцию: напряженный график, постоянный поток больных и огромные обязательства, не признающие праздников. Однако к привычным рабочим трудностям в последнее время добавилась новая, беспокоящая тенденция, активно обсуждаемая в медицинской среде.
Все чаще за медицинской помощью обращаются лица без гражданства, прописки, а также, что наиболее проблематично для системы здравоохранения, не имеющие полиса обязательного медицинского страхования.
Если раньше подобные ситуации считались единичными, то в крупных промышленных центрах (например, в Новокузнецке) обстановка существенно изменилась. Медики как детских, так и взрослых стационаров отмечают: почти каждое дежурство приемное отделение регистрирует пациентов, формально не включенных в российскую программу социального страхования, но нуждающихся в комплексном, зачастую затратном лечении. Проблема приобрела настолько серьезный размах, что игнорировать ее финансовые последствия больше нельзя.
Основополагающим гуманистическим принципом, реализуемым в отечественном здравоохранении, является незамедлительное оказание неотложной помощи любому человеку, находящемуся в критическом состоянии, независимо от наличия у него документов или страхового полиса. Данный подход безусловно верен с позиций морали и общечеловеческих ценностей, однако влечет за собой значительные финансовые издержки для системы здравоохранения.
Финансирование медицинского обслуживания варьируется в зависимости от правового статуса пациента. В то время как лечение российского гражданина оплачивается страховой компанией посредством средств фонда обязательного медицинского страхования (ОМС), формируемого за счет взносов работающего населения, то в случае отсутствия полиса и гражданства все издержки покрываются из бюджетных средств – региональных или федеральных.
В результате, оплата сложных операций, дорогостоящих лекарств и продолжительного пребывания в больнице фактически перекладывается на плечи налогоплательщиков.
Создается противоречивая ситуация: коренные жители, на протяжении многих лет уплачивающие налоги и поддерживающие социальную систему, оказываются в равных условиях с теми людьми, которые не сделали ни одного взноса в эту систему. При этом количество пациентов, не имеющих полиса, остается неизменно высоким, поскольку информация о возможности бесплатного получения качественной медицинской помощи быстро распространяется, обеспечивая устойчивый поток таких больных в медицинские учреждения.
Настоящая проблема имеет не только финансовый аспект, но и вполне конкретные практические последствия. Изначально больницы в городах проектировались, исходя из предполагаемой численности населения, однако сейчас медики работают в условиях постоянной перегрузки. Переполненность больничных палат негативно влияет на качество обслуживания и комфорт пациентов: время ожидания приема увеличивается, а нагрузка на медсестер и дежурных врачей возрастает многократно.
Дополнительные трудности возникают, когда за срочной помощью обращается сразу несколько членов одной семьи. Недостаточная информированность населения о методах профилактики болезней, в сочетании с нежеланием оформлять страховые полисы, приводит к тому, что люди запускают свои болезни до тяжелой стадии, требующей неотложной медицинской помощи. В результате доктора находятся в состоянии постоянного напряжения, пытаясь решить сложную дилемму: как распределить ограниченные ресурсы больницы между пациентами со страховкой и теми, кто обращается за помощью без нее.
Эксперты отмечают несовершенство механизмов контроля как одну из причин такого положения дел. В настоящее время въезд в страну и трудовая деятельность не всегда подразумевают обязательное наличие медицинской страховки, покрывающей не только неотложную помощь, но и стационарное обслуживание. Это подталкивает людей к сознательному отказу от покупки полиса, поскольку они надеются на то, что больницы все равно окажут необходимую помощь при серьезных проблемах со здоровьем.
Существенную нагрузку на инфраструктуру города создают лица, занятые в серой зоне экономики: поскольку их работодатели не делают отчислений в фонды социального страхования, их труд не способствует финансированию системы здравоохранения. Вследствие этого медицинские учреждения испытывают чрезмерную нагрузку, не компенсируемую налоговыми поступлениями от данной категории лиц.
Врачи, непосредственно сталкивающиеся с этой проблемой, все чаще задают вопрос о пределах возможностей бюджета: как долго система сможет обеспечивать бесплатное обслуживание данной категории пациентов без ущерба для законных льготников и добросовестных налогоплательщиков.
Для разрешения сложившейся проблемы требуется комплексное законодательное регулирование. Врачи предлагают ввести обязательное страхование, например, через систему депозитов или особых страховых полисов, наличие которых станет необходимым условием для нахождения в стране.
Подобная мера позволила бы значительно уменьшить финансовое бремя на региональные бюджеты: освободившиеся средства возможно было бы инвестировать в обновление поликлиник, закупку современного оборудования и повышение уровня медицинских услуг для постоянных жителей.
Сфера здравоохранения — одна из самых ресурсоемких, где у каждого элемента, начиная от расходных материалов и заканчивая временем работы врача, есть конкретная цена.
С точки зрения справедливости логично, чтобы медицинские услуги были доступны тем, кто вносит вклад в систему их обеспечения.
Однако на сегодняшний день врачи в регионах ежедневно сталкиваются с дилеммой: ресурсы, выделенные на развитие городской инфраструктуры и поддержку местного населения, расходуются на оказание помощи лицам, не участвующим в налоговой и правовой жизни страны.
Как вам такая точка зрения?