Для жителей уральской Ревды ночь на 4 мая 2011 года стала датой, которую в городе еще долго вспоминали с содроганием. Именно тогда в общежитии на улице Карла Либкнехта произошло жестокое тройное убийство, которое потрясло не только небольшой промышленный город, но и всю Свердловскую область.
Жертвами стали 28-летняя Анна Косых и ее две маленькие дочери – шестилетняя Полина и годовалая Варя. Все они были задушены.
Тихий вечер и страшное утро
Общежитие, где проживала семья, было самым обычным. Жизнь здесь текла по своему, порой нелегкому, распорядку. Соседи знали друг друга в лицо, дети вместе играли в коридорах. Анна Косых, по воспоминаниям соседей, была спокойной женщиной, растившей двух дочерей. Она жила с гражданским супругом, который, по словам очевидцев, появлялся нечасто.
– Они, бывало, выпивали, но не часто, – рассказывала Мария, соседка по этажу. – Дети ее по коридору часто бегали. Сожителя ее я редко видела, а с самой Аней мы были в хороших отношениях.
Именно сожитель Анны и обнаружил страшную картину рано утром 4 мая. Около 5:30 он пришел в комнату на втором этаже, чтобы взять вещи для рыбалки. Дверь ему не открыли. Мужчина, обеспокоенный тишиной, проник внутрь через балкон.
То, что он увидел, не оставляло надежд: в комнате горел свет, повсюду был беспорядок, вещи лежали разброшенными. На полу бездыханными лежали Анна и ее девочки. Дверь была заперта изнутри.
«Были брошены лучшие силы»
Весть о убийстве женщины и двух детей мгновенно подняла на уши все силовые структуры региона. На место происшествия выехал личный состав лучших оперативных подразделений.
– На раскрытие этого преступления были брошены самые лучшие силы – опытные сотрудники «убойного отдела» угрозыска, эксперты-криминалисты и следователи СКП, – пояснял пресс-секретарь областного полицейского главка Валерий Горелых. – На место выезжал лично начальник ГУВД области Михаил Бородин.
Работа началась сразу в нескольких направлениях. Сыщики начали масштабный опрос жителей общежития и его окрестностей. Параллельно составлялись списки лиц с криминальным прошлым, проживающих в Ревде, которых можно было бы проверить на причастность.
Был проработан и мотив ограбления, так как в комнате отсутствовали некоторые ценные вещи. Следователи предположили, что преступники могли попытаться быстро сбыть украденное.
«Направлялись в дом, чтобы ограбить»
Тактика, выбранная следствием, оказалась верной. Уже через несколько часов после начала активных действий появилась первая зацепка. Оперативники стали проверять местные рынки и ломбарды. Их работа дала результат менее чем за полусутки с момента обнаружения тел.
Уже после обеда 4 мая были задержаны двое молодых людей: 21-летний Илья и 19-летний Анатолий. При задержании у них нашли часть вещей, которые принадлежали погибшей семье. Как быстро выяснилось, Илья был знаком с Анной Косых. Более того, он даже был должен ей денежную сумму в размере 30 тысяч рублей.
Однако, как позже отмечали следователи, эта деталь, и не была прямой причиной трагедии:
– Правда, сам он никак не связывает совершенное преступление с этим долгом, – пояснял старший помощник руководителя Следственного управления СКР по Свердловской области Александр Шульга. – Молодые люди направлялись к ней в дом, чтобы ограбить. А на убийство пошли, чтобы не оставлять свидетелей.
«Давай ты просто за ноги подержишь»
В ходе следствия и на суде была восстановлена детальная хронология той ночи. Знакомство Ильи с Анной сыграло роковую роль: женщина, узнав его, открыла дверь. Молодые люди вошли в комнату. Преступники выпивали с хозяйкой, потом пошли посидеть за компьютером. Именно тогда, как показал на следствии Илья, и родился преступный умысел.
– Мы сидели за компьютерным столом, выпивали, – вспоминал один из убийц, 21-летний Илья. – Толян предложил мне: давай у них технику утащим. А я ему: «Ты что, дурак, она же меня знает, потом заявление напишет!». Тогда он предложил их убить. Или, говорит, давай задушим, ты просто ноги ей подержишь. Я сначала не хотел, потом согласился.
С Анной расправились первой. С девочками, как выяснилось, возникли сложности. Пока разбирались со старшей, Полиной, проснулась и заплакала младшая, годовалая Варя. Однако в этот момент стала приходить в себя шестилетняя Полина. Ее 19-летний Анатолий добил ножом.
Забрав вещи, убийцы покинули место преступления. Их «добыча» была невелика: недорогой сотовый телефон Nokia, ЖК-телевизор, фотоаппарат Panasonic, DVD-плеер, системный блок компьютера и бинокль. Все это они незамедлительно понесли на городской рынок, чтобы продать.
Пир на пепелище
Получив от покупателя задаток за краденое, молодые люди, только что лишившие жизни трех человек, отправились «отмечать» сделку. Они купили алкоголь и продукты для шашлыка, устроив своеобразный пикник.
Однако их беспечность сыграла против них. Когда они вернулись на рынок, чтобы получить оставшуюся часть денег за проданное имущество, их уже ждали сотрудники полиции. Задержание прошло без сопротивления.
В итоге обоих отправили в СИЗО. Свою вину никто из них не отрицал. Расследование по делу велось быстро. Следствие собрало внушительную доказательную базу.
– Предстоят несколько экспертиз, в том числе судебно-биологическая, которые, возможно, выявят в действиях подозреваемых и иные составы преступления, – отмечали в пресс-службе СК по Свердловской области вскоре после задержания. – С учетом всех отягчающих обстоятельств: убийство малолетнего, совершенное группой лиц по предварительному сговору и с целью скрыть другое преступление, задержанным грозит наказание вплоть до пожизненного заключения.
Приговор
Эти прогнозы полностью оправдались. Судебный процесс, прошедший в Свердловском областном суде, не был затяжным. В апреле 2012 года, менее чем через год после преступления, был оглашен приговор.
Суд, рассмотрев все материалы и доводы сторон, признал Илью и Анатолия виновными в совершении особо тяжких преступлений – разбойном нападении и умышленном убийстве трех лиц, в том числе двух малолетних детей.
Приговором Свердловского областного суда обоим осужденным назначено наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием в колонии особого режима.
По материалам «КП»-Екатеринбург