Найти в Дзене
Зин Зивер

Собор Нотр-Дам в Страсбурге: как подняться на вершину мира

Страсбургский кафедральный собор был самым высоким зданием в христианской Европе, а значит, и во всём просвещённом мире, больше двухсот лет – с середины пятнадцатого века до второй половины девятнадцатого. И всё это время великая колокольня, устремлённая в небесную высь, привлекала множество любопытных. Автор книги о великих легендах Франции Эдуард Шюре и сейчас советует подняться на крышу собора: Следует побродить по крыше собора, среди фантастических существ – горгулий – и ангелов пинаклей. Пинакль – одна из примет готической соборной архитектуры, небольшая декоративная башенка на крыше, увенчанная шатром-фиалом, на вершине которого крестоцвет. Стремление подняться на самую вершину и обозреть подлунный мир с высоты свойственно многим людям. Но сейчас для этого нужно взобраться на Эверест, что не каждому под силу. Тем не менее, желающие находятся. А с шестнадцатого по девятнадцатый век для того, чтоб оказаться выше других, достаточно было взойти по многочисленным ступеням на колокольн
Оглавление

Страсбургский кафедральный собор был самым высоким зданием в христианской Европе, а значит, и во всём просвещённом мире, больше двухсот лет – с середины пятнадцатого века до второй половины девятнадцатого. И всё это время великая колокольня, устремлённая в небесную высь, привлекала множество любопытных.

Страсбургский собор: на крыше до неба поближе

Автор книги о великих легендах Франции Эдуард Шюре и сейчас советует подняться на крышу собора:

Следует побродить по крыше собора, среди фантастических существ – горгулий – и ангелов пинаклей.

Пинакль – одна из примет готической соборной архитектуры, небольшая декоративная башенка на крыше, увенчанная шатром-фиалом, на вершине которого крестоцвет.

-2

Стремление подняться на самую вершину и обозреть подлунный мир с высоты свойственно многим людям. Но сейчас для этого нужно взобраться на Эверест, что не каждому под силу. Тем не менее, желающие находятся.

А с шестнадцатого по девятнадцатый век для того, чтоб оказаться выше других, достаточно было взойти по многочисленным ступеням на колокольню Страсбургского собора Нотр-Дам.

-3

Башня собора Нотр-Дам в Страсбурге: пять великих зодчих

Высокая колокольня была запланирована в проекте собора изначально. Но все великие кафедральные храмы возводились неспешно.

Вообще-то башен планировалось две, чтоб собор выглядел симметричным.

Начал строительство Эрвин фон Штейнбах (которому, по легенде, помогала его дочь Сабина). Мастер Эрвин руководил строительством с 1284 по 1318 год.

Когда он предстал с отчётом перед Высшим руководством, строительство приостановилось. Двадцать два года ушло на поиск достойного зодчего. Иоганн Герлах приступил к работе только в 1341 году. За тридцать лет неустанных трудов башня поднялась до уровня платформы.

Его работу продолжил Михаэль фон Фрейбург, подняв уровень башни над окном-розой.

-4

Вслед за ним мастер Ульрих фон Энзинген завершил строительство основания. На нём выложили два восьмигранника – опоры для будущих башен.

-5

Одну из них и начали строить.

-6

Но в 1419 году приглашённый мастер Иоганн Хюльц, оценив состояние каменной кладки, понял: Нотр-Дам не выдержит двоих. Вместо двух башен было решено возводить одну.

-7

Зато она будет не простой, как задумывал сто лет назад Эрвин, а более изысканной – и одновременно лёгкой. Иоганн Хюльц использовал основание из восьми граней, чтобы сконструировать систему подъёма.

-8

Снаружи башня выглядит ажурной, а внутри прячутся восемь винтовых лестниц. На следующем уровне они сливаются в четыре – и ведут к навершию с крестом.

Основание шпиля охраняют звероподобные горгульи и осеняет благодатью Богоматерь. А в её тени скромно стоят фигуры великих зодчих.

-9

Каждое скульптурное изображение на стенах великого собора уникально. Его стены можно разглядывать бесконечно, читать, как книгу.

А потому желание взобраться на вершину продиктовано не только гордыней, но и эстетическим вкусом. И таких духовно развитых людей в истории было немало.

-10

Великая вершина Страсбурга: кто восходил на колокольню

Сейчас туристам разрешается подниматься лишь до смотровой площадки, на высоту менее 70 метров. Всего-то чуть больше трёхсот ступеней. В разных лесенках их разное количество – от 328 до 332.

Но до конца позапрошлого века можно было взойти и выше – к самому шпилю. Отсюда открывается вид на Страсбург и его окрестности.

Романтически настроенные молодые люди в прошлые века считали своим долгом непременно совершить восхождение.

Известно, что Иоганн Вольфганг Гёте поднимался на колокольню неоднократно. Гёте с юности боялся высоты, и выписал себе рецепт: триста ступеней вверх. Принимать регулярно.

Русский романтик Вильгельм Кюхельбекер оставил в своём путевом дневнике такую запись:

Страсбург лежит невысоко; но вкруг него весь небосклон обставлен горами. Восхитительное зрелище представляют сии горы с высоты кафедрального собора: я видел их при солнце; далекие белые Вогезы сияли; темно-синий лесистый Шварцвальд чем ближе, тем более подходил к цвету лиловому, и наконец весь амфитеатр городов, сел и виноградников, покрывающих его, являлся моему взору подернут флером красноватого дыма.

А вот рассудительный Денис Иванович Фонвизин, будучи в Страсбурге, от восхождения на колокольню воздержался:

Между прочими вещами примѣчательна въ Страсбургѣ колокольня, уже не Ивану Великому чета. Высота ея престрашная, она же вся сквозная и дырчатая, такъ что кажется всякую минуту готова развалиться.

К счастью, творение средневековых мастеров стоит по сей день. Каждый турист может сам выбрать, кто он: романтик или здравомыслящий реалист.

-11

Страсбургский собор – чтоб оценить красоту, наверх всходить не обязательно