Найти в Дзене
Onlíner

С чего началась Geely'зация Беларуси: первые Otaka, SC7 и Emgrand X7

Ровно 14 лет назад, 23 декабря 2011 года, в Беларуси появилось СЗАО «БелДжи» — белорусско-китайское совместное предприятие, которое в итоге и привело страну к «своему» массовому легковому автомобилю. Хотя путь был долгим и не самым прямым. До этого были и несостоявшийся Ford Escort, и иранский Samand, оставивший след в истории промсборки, но так и не ставший по-настоящему народным. Первые Geely в конце 2010-х тоже выглядели как очередной эксперимент — единичные машины у частников да закупки для госорганов. Но дальше случилось то, чего раньше не получалось: запуск полноценной сборки в 2013-м, большой завод, дилерская сеть по всей стране и обычные покупатели, которые начали брать Geely добровольно. В этой статье вспоминаем, как начиналась Geely’зация белорусского автопарка. О чем эта статья Geely до «БелДжи»: Otaka и Vision на белорусских дорогах Первые белорусские SC7: как бюджетный седан стал заметным на дорогах Рестайлинг Geely SC7: от такси до министерств Geely LC Cross: яркий городс

Ровно 14 лет назад, 23 декабря 2011 года, в Беларуси появилось СЗАО «БелДжи» — белорусско-китайское совместное предприятие, которое в итоге и привело страну к «своему» массовому легковому автомобилю. Хотя путь был долгим и не самым прямым. До этого были и несостоявшийся Ford Escort, и иранский Samand, оставивший след в истории промсборки, но так и не ставший по-настоящему народным. Первые Geely в конце 2010-х тоже выглядели как очередной эксперимент — единичные машины у частников да закупки для госорганов. Но дальше случилось то, чего раньше не получалось: запуск полноценной сборки в 2013-м, большой завод, дилерская сеть по всей стране и обычные покупатели, которые начали брать Geely добровольно. В этой статье вспоминаем, как начиналась Geely’зация белорусского автопарка.

О чем эта статья Geely до «БелДжи»: Otaka и Vision на белорусских дорогах Первые белорусские SC7: как бюджетный седан стал заметным на дорогах Рестайлинг Geely SC7: от такси до министерств Geely LC Cross: яркий городской «малыш» Пришествие Geely Emgrand 7 Emgrand GT: первые бизнес-седаны в Беларуси Начало эпохи кроссоверов. Geely Emgrand X7

Эта статья уже публиковалась на Onlíner. Мы обновили ее и снова делимся с вами — ведь истории и события, которые она раскрывает, продолжают оставаться важными и интересными.

Geely до «БелДжи»: Otaka и Vision на белорусских дорогах

Автомобили этой марки начали появляться в Беларуси задолго до того, как у нас вообще заговорили о локальной сборке. Кто сегодня вспомнит Geely Otaka? Под именем CK1 она вышла еще в 2005 году, а с 2007-го ее начали собирать в российском Новоуральске — на заводе ЗАО «Автомобили и моторы Урала» (АМУР), который позже обанкротился. Фото ниже сделано в Орше в 2009-м — скорее всего, на нем как раз машина новоуральской сборки.

Тогда никто и представить не мог, что эта Otaka станет предвестником массового пришествия Geely в Беларусь.

 📷
📷

Geely FC, она же Vision, — представитель более респектабельного «сегмента С». В первом поколении выпускалась с 2006 по 2011 год. Как и младшая Otaka, у нас встречалась крайне редко.

Этот экземпляр работал в качестве такси в Гомеле. Именно такие версии собирали в Украине, на Кременчугском автосборочном заводе (КрАСЗ). Украина от Гомеля «через дорогу». Вполне вероятно, что в областном центре работал Vision украинского происхождения.

 📷
📷

Первые белорусские SC7: как бюджетный седан стал заметным на дорогах

Самые первые SC7 были собраны в Борисове в тестовом режиме в первой половине 2012 года. Предприятие «БелДжи» тогда представляло собой небольшой ангар на территории борисовского завода «Автогидроусилитель», где, грубо говоря, к машинокомплектам, пришедшим через литовский порт в Клайпеде, прикручивали колеса и кое-что еще по мелочи.

В 2013 году Geely SC7 предлагался белорусам как полноценный седан среднего класса. Автомобиль был достаточно просторным: длина — 4682 мм, ширина — 1739 мм, высота — 1485 мм, колесная база — 2602 мм, дорожный просвет — 16 см. Объем багажника достигал 560 литров, а топливного бака — 50 литров, что вместе с расходом 7,5 л на 100 км делало SC7 удобным для повседневного использования. Максимальная скорость седана составляла 185 км/ч.

-3

За $12 990 покупатель получал достаточно богатое оснащение: ABS с распределением тормозных усилий, подогрев и электропривод зеркал, кондиционер, обогрев заднего стекла, четыре электростеклоподъемника, регулируемую рулевую колонку, подлокотники спереди и сзади, кожаные вставки в салоне, аудиосистему, центральный замок и 16-дюймовые колеса. В базовой комплектации также шла полноразмерная запаска. По сочетанию цены и оснащения SC7 выглядел вполне конкурентоспособным среди аналогичных моделей того времени.

В 2013-м SC7 начали поставляться в министерства и ведомства.

Одними из первых такие машины появились в автопарке МЧС. До этого штабной транспорт министерства был пестрым и многомарочным, но именно Geely задали тренд, который позже стал нормой: ведомственные автопарки начали постепенно переходить на машины этой марки.

 📷
📷

Закупки SC7 начались и в системе МВД — в числе первых автомобили получила ГАИ. Машины быстро разошлись по регионам и встречались даже в Минске.

 📷
📷

В 2014 году SC7 начали появляться и в такси. Владельцы-частники отмечали удачное соотношение цены и размеров автомобиля: при цене около $13 000 в эквиваленте это был один из самых просторных новых «бюджетников» на рынке. При этом отделка салона выглядела довольно простой — и этот момент производитель вскоре учел.

 📷
📷

Обновления SC7 с заменой отделочных материалов ждать долго не пришлось.

Рестайлинг Geely SC7: от такси до министерств

В том же 2014 году в Беларусь стали поступать машинокомплекты для сборки SC7 рестайлинговой версии. Причем произошло это столь внезапно, что было неожиданностью даже для продавцов. Новая оптика, фальшрешетка, другой передний бампер и немного измененный — задний.

Внешне обновленную версию отличить было легко. Ходовая часть и основные агрегаты не изменились, а вот отделочные материалы в салоне стали более качественными.

-8

В службе такси 7788 о Geely SC7 отзывались как о доступных и надежных машинах белорусской сборки: легко обслуживать, запчасти всегда в наличии, есть кондиционер, электропакет и бортовой компьютер, а цена подходила для обновления автопарка.

Партию таких автомобилей, помимо 7788, закупило и «Такси Семерочка». Эта служба как-то быстро появилась и столь же быстро исчезла. Теперь по короткому номеру 7776 отвечает медицинский центр.

 📷
📷

Мастера оценивали Geely SC7 как неплохой белорусский седан: кузов почти не ржавел, ЛКП держалось, салон сохранял форму, а расход топлива был умеренным. Претензии были к КПП, подвеске и стыкам кузовных элементов. В целом машина надежно служила, но уступала более раскрученным брендам по дизайну и имиджу.

С рестайлинговыми SC7 связана еще одна революция в такси. Именно эти машины стали первенцами службы «Трансфер», которую организовал Национальный аэропорт Минск.

 📷
📷

Конечно, основные спецслужбы тоже получили эти машины. К МЧС и ГАИ в ряды эксплуатантов добавилась Транспортная инспекция.

Что касается работы рестайлинговых SC7 в милиции, то такие автомобили получила не только ГАИ, но и Департамент охраны.

Некоторые экземпляры в «Охрану» пришли в необычном кофейном цвете.

 📷
📷

Появились эти машины и в Министерстве обороны. Данный экземпляр, судя по всему, служил при военной комендатуре.

 📷
📷

Госпогранкомитет тоже обзавелся штабными рестайлинговыми SC7. Это фото уникально тем, что на нем запечатлены сразу два седана с номерными знаками ведомства — с кириллической и латинской буквенными сериями.

-14

Geely LC Cross: яркий городской «малыш»

А помните LC Cross? Эту модель начали собирать в Борисове весной 2014 года. Машина сразу привлекала внимание своим почти мультяшным, ярким дизайном, поэтому чаще всего покупали ее в насыщенных цветах. LC Cross был городским хетчбэком сегмента А: длина — 3,8 метра, ширина — 1,65. По размерам он сопоставим с Matiz, но позиционировался как «хетчбэк повышенной проходимости»: защита по периметру кузова и запасное колесо на пятой двери намекали на готовность к легким «внедорожным» приключениям. Багажник был небольшой — 205 литров, а двигатель один — 1,3-литровая бензиновая «четверка» на 85 л. с. Коробка передач — 5-ступенчатая механика, расход в городе — около 8 литров на сотню. Шумоизоляция и качество сборки оставляли желать лучшего.

-15

В салоне официально помещались пять человек, но комфортнее было вчетвером. Пластик и отделка быстро царапались, зато базовая комплектация включала кондиционер, полный электропакет, магнитолу с MP3 и две подушки безопасности. Для городского хетчбэка оборудование было неплохим, но цена — около $11 000 за максимальную комплектацию — многим казалась слегка завышенной по сравнению с конкурентами.

Пришествие Geely Emgrand 7

Модельный ряд Geely в самом Китае невероятно обширен, и разобраться в нем не так просто. Параллельно с SC7 существовала и модель Emgrand EC7.

Как минимум один такой экземпляр работал в Гомеле в такси. Данную версию, помимо китайского Ханьчжоу, собирали еще в российском Черкесске на предприятии «Дервэйс» и в украинском Кременчуге на КрАСЗе. Российской, украинской или китайской сборки была гомельская машина — неизвестно. Но она точно была одним из первых представителей этого семейства в Беларуси.

 📷
📷

Затем какими-то судьбами (скорее всего, в 2017 году) у минского Департамента охраны появился уже Emgrand 7 — плод первого рестайлинга модели EC7, состоявшегося в 2016-м. Вероятно, в милицию передали один из первых тестовых автомобилей.

 📷
📷

А вот с осени 2018 года Emgrand 7 «второго рестайлинга» стал серийной массовой продукцией «БелДжи». Машина поставлялась в милицию, МЧС и даже в поликлиники в качестве «медсестринских» автомобилей.

Emgrand GT: первые бизнес-седаны в Беларуси

Еще с 2016 года велись разговоры о том, что надо бы, мол, всех чиновников пересадить на отечественный автопром, то есть на Geely.

Мало кто толком понимал, что имеется в виду, пока в Беларусь не привезли первые GC9, они же Emgrand GT, — автомобили большого класса, разработанные совместно с Volvo. И это оказался самый настоящий бизнес-класс.

Таких машин в Беларуси осело в итоге не много, но они есть и ездят до сих пор.

-19

Был момент, когда и любой нечиновник вполне мог почувствовать себя работником правительственного аппарата, за 40 рублей прокатившись на одной из первых Emgrand GT в стране. Такая машина числилась в службе «Трансфер» Национального аэропорта Минск.

 📷
📷

Успели одеть Emgrand GT и в спецмундир с мигалками. Как минимум одна такая машина входила в автопарк центрального аппарата МЧС. По сути, на то время это был «адмиральский катер», флагман флота штабных автомобилей министерства.

-21

Начало эпохи кроссоверов. Geely Emgrand X7

А что с кроссоверами — что было до Atlas? На фоне седанов модели Geely в формате SUV поначалу почти не бросались в глаза: их собирали заметно меньше, да и сам сегмент запустили позже. Если седаны в тестовом режиме пошли с первой половины 2012 года, то официальной датой начала сборки Geely Emgrand X7 на «БелДжи» считается 23 октября 2013-го.

-22

Первые владельцы Geely Emgrand X7 отмечали практичность и доступность машины. Цена была приятной для кроссовера такого размера, салон оказался просторным, двигатель работал надежно на 95-м бензине, а передний привод справлялся с большинством дорог. Автомобиль легко дорабатывался: устанавливали новую решетку радиатора, круиз-контроль, камеру заднего вида, а обслуживание у официального дилера проходило без сюрпризов.

Минусы тоже были заметны. У первых партий гремела рулевая колонка, скакал термостат, проявлялись проблемы с втулками стабилизатора. Пластик в салоне и уплотнители быстро изнашивались, на кузове появлялась ржавчина, тормоза казались «ватными», а багажник и спойлер порой создавали проблемы со снегом и водой. В целом машина была проще и дешевле более известных моделей, и к ней нужно было привыкнуть.

В первый год производства было собрано 743 экземпляра Emgrand X7 — около 30% от общего объема выпуска молодого предприятия. Немало, но в ливреях спецслужб эти кроссоверы поначалу не появлялись. Лишь в 2015 году Emgrand X7 впервые засветился с проблесковыми маячками — в качестве штабного автомобиля МЧС, прибывшего из Шклова в Минск для участия в параде.

-24

В столичном автопарке МЧС таких машин тогда еще не было. Зато сразу несколько Emgrand X7 приобрел Национальный аэропорт Минск — для службы «Трансфер».

-25

Самым массовым цветом оказался черный — почти по-фордовски универсальный и вполне подходящий для силовых структур. Именно в таком исполнении первые Emgrand X7 появились и в Министерстве обороны, напоминая по цветовой схеме когда-то привычные генеральские «Волги».

-26

А дальше в Беларусь пришли обновленный Emgrand, Emgrand X7 и, конечно, Atlas — пожалуй, первый по-настоящему популярный кроссовер Geely в стране. Эти машины постепенно заполнили улицы, и вскоре Geely оказались едва ли не в каждом белорусском дворе. Но это уже история следующего этапа.

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ga@onliner.by

Geely
267,8 тыс интересуются