Найти в Дзене

Очерк или свободный разговор о жизни по проблеме динамизма жизни, сущности жизни, к метафизике

В настоящее время в биологию, а её довольно громко называют наукой о жизни, всё больше проникают идеи, касающиеся философской проблемы жизни, которые откровенно выходят за рамки широкой проблематики всех биологических наук. Примечательно следующее, и тут уместна даже весьма показательная цитата: «Философская проблема современной биологии - создание общей теории жизни».[1] А что необходимо уяснить, чтобы вообще заниматься подобной теорией? На наш взгляд, первостепенное значение здесь имеет познание сущности жизни, поэтому в биологии становится востребованным системный философский подход к проблеме жизни, который подразумевает также обращение к теории систем и к теории информации. Кстати, а что такое жизнь? Чёткого ответа пока нет, и мы тоже заняты поиском, вместе с тем, можно сказать, что жизнь - это динамика. Кроме того, биология всё чаще задаётся вопросом о цели и смысле жизни, который уже сильно окрашивает научную познавательную деятельность философской проблематикой. Что, как может
Оглавление

В настоящее время в биологию, а её довольно громко называют наукой о жизни, всё больше проникают идеи, касающиеся философской проблемы жизни, которые откровенно выходят за рамки широкой проблематики всех биологических наук. Примечательно следующее, и тут уместна даже весьма показательная цитата:

«Философская проблема современной биологии - создание общей теории жизни».[1]

А что необходимо уяснить, чтобы вообще заниматься подобной теорией? На наш взгляд, первостепенное значение здесь имеет познание сущности жизни, поэтому в биологии становится востребованным системный философский подход к проблеме жизни, который подразумевает также обращение к теории систем и к теории информации. Кстати, а что такое жизнь? Чёткого ответа пока нет, и мы тоже заняты поиском, вместе с тем, можно сказать, что жизнь - это динамика. Кроме того, биология всё чаще задаётся вопросом о цели и смысле жизни, который уже сильно окрашивает научную познавательную деятельность философской проблематикой. Что, как может показаться, совсем выходит за рамки, установленные для биологии. В общем, есть над чем подумать, но давайте обсудим в нашем с вами разговоре о жизни свободном и лёгком в изложении такую неоднозначную проблему, как динамизм жизни. Существует ли он вообще, если да, то почему и зачем, хотя окончательного истолкования тут можно и не получить. Вместе с тем, всё то, о чём будет сейчас сказано, пригодится в качестве предметной основы последующего нашего писательского научно-философского творчества.

О теории жизни и эволюции

Несмотря на то, что в душе мы больше философы, к научным знаниям относимся серьёзно и даже с уважением, наука многое делает в контексте познания мира, пусть и упирается, бывает, в преграждающую путь непробиваемую стену неведения. Однако жизнь - это перемены, изменения, которые неминуемо приводят к тому, что местами и всякого рода стены начинают сквозить дырочками, пропускающими чуть-чуть, но всё же света. Да, свет там, в конце (не туннеля) трудоёмкого научного исследования и, как ни странно, впереди, с учётом временного фактора. Обязательно нужно двигаться вперёд, однако не грех и оглянуться иногда назад, ибо историческое прошлое дополняет современную картину мироздания. И вот, если общая теория жизни, то одновременно и теория эволюции. Именно так, без эволюционного подхода к жизни совсем никак, дело в том, что эволюция означает процесс развёртывания, развития. Чего развёртывается то? Во всяком случае, жизнь со своим динамическим акцентом есть как раз развитие. И опять, чтобы было убедительно показательно, предоставим слово науке:

«Фундаментом всех биологических наук является теория эволюции».[2]

Причём тут история как наука о прошлом человечества? Оказывается, вглядываясь в историческое прошлое, мы видим эволюцию жизни, развитие человеческих обществ, а философия истории, кроме всего прочего, также призвана ответить на вопросы духовно-нравственного смысла исторического процесса, путях человеческих сущностных сил в истории, о возможностях обретения общечеловеческого единства. Цель и смысл жизни, цель и смысл исторического процесса, кажется, здесь есть связь. Однако некоторые научные авторитеты на полном серьёзе бросаются заявлениями о том, что не существует никакой цели ни у жизни, ни у исторического процесса. И что делать? Зачем тогда вообще познавать? И сейчас мы немного коснёмся очень деликатной проблемы. Судите сами, познавать мир могут все живые существа, не только человек, который данный мир познаёт, действительно, иначе и лучше. Тем не менее, даже обычный микроб и тот что-то там познаёт. Почему же так всё происходит?

А всё дело в том, что происходит наряду с биологической эволюцией ещё и психологическая эволюция, направленная на то, чтобы развивалось восприятие живых организмов. Спрашивается, зачем? Кстати, некоторые исследователи всю эволюцию живого мира рассматривают как возрастание способности познания. Складывается впечатление, что жизнь нам даётся, чтобы познавать. Может быть, в этом и есть смысл жизни? А цель жизни соотносится с тем, чтобы познать абсолютно всё, что можно познать. Хорошо, чувствуем, что без показательных цитат вряд ли обойдёмся, поэтому читаем следующее:

«По мере эволюционного развития увеличивается диапазон восприятия организмов, которые создают всё более сложные миры. Мир инфузории туфельки уже и беднее мира собаки, более развитой в эволюционном отношении».[3]

Сиё утверждение, пожалуй, нам в копилку, дабы вести разговор о жизни не на пустом месте, как говорится. И вот, кто-то лучше, а кто-то хуже познаёт, но сама способность познавать эволюционирует, что связано также и с ростом интеллекта.

О сущности жизни

Конечно, вести детальный разговор о жизни лучше, опираясь на доступные сведения, которые так или иначе, но присутствуют в науке. Без научных фактов трудно разводить философию. Ага, но что означает вести жизнь? Дело в том, что в научном понимании жизнь - это активная форма существования материи. А по-философски жизнь есть способ существования. Что такое существование? Допустимо сказать, существовать, значит, пребывать в реальности, вместе с тем и жить. Удивительно, но под сущностью жизни часто подразумевают снова, хотя на этот раз и особую форму существования материи. В результате, как наука, так и философия мало чего дают в плане познания жизни, всё вращается вокруг исключительно материи и ещё раз материи. В таком случае, жизнь - это также обширное поле познавательной деятельности, практически невспаханное поле. И всё же, быть может, сущность жизни, как внутреннее содержание, скрыта в динамизме её природы? Вот тогда её проявление и выражается тем, что называют существованием.

Таким образом, природная жизненная динамика, откуда она берётся? Хорошо, для начала, что такое динамика? С одной стороны, под динамикой подразумевают движение, но с другой стороны динамика есть одновременно, как изменение явления, процесса, так и всякое развитие. Ага, да всё это можно «прилепить» и к жизни. И если так, тогда получается, что наш разговор о жизни заметно затянется, одна только проблема всеобщего движения чего стоит. Ну, в принципе ладно, о чём не успеем сейчас упомянуть, перенесём на другой раз. Главное зацепиться за ниточку, а потом её тянуть и тянуть. Но прежде всего, что хотелось бы сразу отметить, если существует какая-то динамика, значит, работают определённые законы. Она, эта динамика, является и причиной всякого движения в природе. Жизнь - это и движение, и изменение, что и выражается в существовании, ибо в основе жизни лежит особого рода динамизм, да и сама жизнь производит объективно существующее. Однако понять данное обстоятельство чрезвычайно трудно, поэтому, скорее всего, есть смысл переключиться на философию, точнее перейти к разделу онтологии. Но есть один момент, который мы в заключение нашей текущей беседы озвучим.

В то же время, как же нам не проникнуться содержанием концепций современного естествознания? А там описываются как космологические концепции, так и различные гипотезы, касающиеся проблемы происхождения и сущности жизни. Стоит отметить, если объединить естествознание с философией, в частности биологию с философией, то получим биофилософию, которая претендует на то, чтобы предложить новое универсальное научно-философское мировоззрение. И вот, ссылаясь на биофилософию, опять-таки показательно читаем вслух:

«И хотя в отличие от философии жизни во вновь складывающемся мировоззрении центральным понятием является всё-таки не «жизнь», а по-прежнему «материя», но это - новое понятие материи. «Материя становится «активной»: она порождает необратимые процессы, а необратимые процессы организуют материю».[4]

Речь идёт, выходит, о «живой материи»? Если что, в естествознании сущность жизни предлагается устанавливать через сравнительный анализ, то есть через разбор качественных отличий живого от неживого. Кроме того, чтобы понять сущность жизни, как утверждается в естествознании, следует изучить теорию, заметим, биологической эволюции. Сейчас не станем рассматривать всякие теории происхождения жизни, различные характеристики жизни, просто актуальна пока задача понимания того, что же значит живая материя. Это тогда, когда материя становится активной? А если активность - признак динамизма? Тогда вся материя, так или иначе, демонстрирует жизнь, если и вовсе допускать широкие формы абстракции, то и в атоме жизнь обнаружится. Стоит заглянуть в атом? Ясно, вроде как ясно, одно, жизнь проявляет себя обязательно через материю, поэтому если жизнь, то определённая форма, форма жизни. Озираясь по сторонам, мы как раз и видим разнообразные жизненные формы, постоянные изменения, но сущность жизни скрыта от нас. Неужели она прячется в форме?

Динамизм жизни и Начало

Ещё, на что обратим внимание, жизнь есть активность, недостаточная активность (или пассивность) выражается в тенденциях к распаду формы, следовательно, жизнь в каком-то смысле является системообразующим фактором. Иначе говоря, определённый динамизм строит форму, обстоятельство, которое уже невозможно игнорировать. Также существует подозрение, что этот самый динамизм как-то связан с целью жизни. О чём идёт речь? Мы всего лишь косвенно об этом в состоянии судить, однако анализируя имеющие сведения, замечаем, что если система, то всегда закон. Именно так, закон - то, что упорядочивает, создаёт систему. И вот, никакой бы жизни не было, как и не было эволюции, если бы не действовали законы. Динамизм? На самом деле, в контексте проблемы жизни, судя по всему, необходимо в дальнейшем поднять проблему законов в природе. Тайна жизни и смерти, её мы постараемся обрисовать со всех сторон, но позднее, пока же не закрыта текущая тема динамизма жизни, в то же время нужно начинать как бы с самого начала. И где же та начальная точка мироздания?

Очень кратко рассмотрим вопросы, которые касаются динамизма, но которые желательно нам оживить, чтобы проблема жизни не казалось безосновательной с точки зрения отсутствия теоретической подпорки. Итак, что было в начале? А ничего, беспросветная пустота, никаких жизненных форм, вообще никакой активности. Нет, что всё-таки было? Динамизм, только скрытый, так сказать не проявленный. Конечно, мы тут балуемся гипотезами, но ведь и наука ими изобилует. С другой стороны, даже если опереться на логику, сложно отбиться от вывода, что если всё кругом вращается, значит, была первоначальная причина этого всеобщего круговорота. Тот же квантовый микроскоп, достижение науки, показательно иллюстрирует «круговерть» мироздания. А что есть источник вращения? Нет, ну кто его знает, а мы просто цепляемся за слово «динамизм». Другими словами, какой-то изначальный динамический фактор мог дать старт фундаментальному природному движению, например, проникнуть в атомы, чтоб те освоили своё вращательное бытие.

Скорее всего (уж весьма сильно напрашивается последующее предполагаемое умозаключение) первым законом природы был закон динамики, который определил и упорядочил движение всей без исключения материи. А до этого существовало состояние материи, напоминавшее хаос. В космологии есть такой концепт, кстати. Что может превратить хаос в систему? Наверное, тут работает закон. В общем и целом, если динамика вырывается наружу, то её надо обуздать. В любом случае, если смотреть в глубину мироздания, прикасаясь к его истокам, мы видим материю, сначала «запечатанную в вечности», затем расширяющую во Вселенную. Совершенно понятно, ни энергии, ни движения не могло бы быть без материи. Следовательно, если существовала в самом начале изначальная материя, то и динамика принадлежала ей. В пассивном состоянии она могла бы считаться внутренней силой системы, но не проявляющей себя. Активное состояние этой же уникальной силы привело в движение «первобытный» материал на пути образования системы.

Хорошо, что тогда есть «живая материя»? Если исходить из всего вышесказанного, то такая материя, которая выступает системообразующим фактором и несёт в себе непонятную динамическую силу природы. Между прочим, что любопытно, в общественном праве под силой подразумевают действенность закона. А мы назовём указанную силу, чтобы иметь научно подобное хоть какое-то рабочее понятие для краткости ещё - импульсом. Да как красиво получается в итоге, жизнь у нас не мгновение, а импульс.

Таким образом, возвращаемся к тому, с чего начали и всё то, о чём мы с вами вели в свободном разговоре о жизни, является предметной основой для будущих статей, обзоров, других очерков. Мы лишь слегка набросали то, к чему намереваемся в тот или иной временной период приложить руку и даже разум. То есть данный очерк лучше воспринимать как предварительное раздумье, благодаря ему мы сформировали наводящие вопросы, к которым вернёмся не раз. Вот, ну а пока устраиваемся неторопливо у камина, подумаем, за что зацепиться в первую очередь, продолжить ли рассуждения о законе, либо загадочный энергетический аспект мироздания чуть-чуть прояснить для себя или что-то другое. Во всяком случае, проблема динамизма жизни неисчерпаема в том смысле, что она требует всестороннего рассмотрения дифференцирующейся в множественность проявления Единой Жизни (специально пишем с большой буквы). Значит, онтология? Не только, ведь если наукой о динамике (о движении) справедливо считается физика, в философском же ключе наш свободный разговор о жизни ведёт прямиком в метафизику. Ага, но вначале требуется замолвить слово о самой метафизике.

Список источников:

[1] Карпин, В. А. Философская проблема биологии / В. А. Карпин // Философия науки. – 2018. – № 4(79). – С. 97-105. – DOI 10.15372/PS20180407. – EDN YPXPFB.

[2] Концепции современного естествознания : учебное пособие / А. Т. Свергузов; М-во образ. и науки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань : Изд-во КНИТУ, 2014. С. 62

[3] Ласицкая Элина Владимировна Проблема познания: эволюционный подход // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-poznaniya-evolyutsionnyy-podhod

[4] Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / Авт. колл.: Фролов И. Т. и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2003. С. 387