Здравствуйте. В своих заметках я делюсь краткими впечатлениями о прочитанных книгах. В надежде на то, что кто-нибудь заинтересуется и тоже прочитает. И не пожалеет о потраченном времени. Как не пожалел о нём я. По моему мнению, люди стали мало читать. А это нехорошо. Вообще, мемуары не мой конёк. Я и письма-то авторов - обычно они в последних томах собраний сочинений - стесняюсь читать. Как-то нехорошо читать чужие письма. Пусть писавшие и давно умерли. Высоцкий тоже не любил, "когда чужой мои читает письма...". Эта книга попалась мне вместе с предыдущим Кафкой. И я подумал - Георгий Иванов - или сейчас, или уже никогда. Тем более, что я не знал, что это мемуары. По обложке было не ясно. Я думал - стихи.
Полумемуар - потому что в примечаниях встречаются гневные отклики непосредственно от описываемых персон, которые утверждают, что Г. Иванов врёт. К примеру, Анна Ахматова помянула даже роман из предыдущей моей статьи - "Процесс" Кафки, самую последнюю главу - где главного героя ведут на убой, когда оценила то, что касается лично её в этой книге. В общем, написала А. Ахматова - ни слова правды. Правда, это касалось лишь цитаты о каком-то её выступлении. Кроме того, кому-то и сам автор сообщал, что кое-что выдумал. Вообще, примечания в книге занимают почти пятую часть. Спасибо Ольге Кузнецовой, которая проделала огромную литературоведческую работу по этим примечаниям. Они и сами по себе могут вызвать интерес у тех, кто интересуется серебряным веком. В целом, отличная книга, читается быстро и с интересом. Некоторые герои были мне незнакомы. Хотя я, в общем, человек довольно начитанный. К примеру поэты - Кузмин или Нарбут. Каюсь - впервые о них прочёл. Если вы хотите увидеть картину начала века глазами представителя литературной богемы, весьма талантливого поэта - обязательно прочитайте. Тем более, что - повторюсь - написано очень интересно. В общем, можно сесть и прочесть за один вечер. Мне, после прочтения захотелось разыскать стихи Г. Иванова. О нём, как о человеке, много могут сказать его стихи. Приведу одно четверостишие автора книги, которое написано в августе 1958 года. Он умер 26 августа этого года.
Отчаянье я превратил в игру -
О чём вздыхать и плакать в самом деле?
Ну, не забавно ли, что я умру
Не позже, чем на будущей неделе?
Согласитесь, что сохранить себя для творчества до самых последних дней - это многое говорит о человеке. Правда, хочется отметить, что автор - человек, который ненавидел большевиков и Ленина. Поэтому, если высокие идеи всеобщей уравниловки вам до сих пор близки - лучше не читать. Новое татаро-монгольское иго - это довольно мягкое определение того, как называл советский строй автор. Автор эмигрировал в 1922 году и в книге часто встречаются указания на голод и на расстрелы, как на общую жизненную канву первых лет советского строя. К этому привыкли. Ну и, конечно, Г. Иванов - петербуржец. И город, в котором родился и живу и я, конечно, тоже является героем этих воспоминаний, что понятно и из названия книги. Но обратимся к тексту.
Каждая глава посвящена своему герою, с каждым из которых автор был лично знаком. Со многими состоял в приятельских отношениях. То есть пили вместе. И описываются события, которые и связывали автора и героя. Всех подряд я описывать не буду - займёт слишком много места и времени. Кратко выделю только факты, которые привлекли моё внимание. И может быть вам захочется ознакомиться с целым.
Запомнился рассказ о том, как в 1922 году А. Ахматова шла по Моховой с мешком. Кажется несла муку. Одета была плохо и какая-то женщина подала ей копейку. Она хранила эту копейку до конца жизни. Положила за образа и берегла. В примечаниях сказано, что это воспоминание подтверждается кем-то ещё.
Очень много можете узнать о "Бродячей собаке" и "Приюте комедианта", кто основал (Б.К. Пронин и его жена Вера Александровна), как шли дела - а шли они довольно плохо - с финансовой точки зрения. Автор был завсегдатаем этих заведений. Весьма забавно - образец - как дворяне пытались делать бизнес в сфере искусства.
Позабавил рассказ, как один поэт в 1919 году, во время всеобщей электрификации предложил способ прекратить вековую вражду между Москвой и Санкт-Петербургом. И, вроде, даже обратился с этим в советское правительство. Он предложил разрешить строить дома только вдоль железной дороги (тогда Николаевской) и по его подсчётам лет через десять города бы соединились и получился бы один город - Петросква. С главной улицей Кузневский моспект.
Запомнилась фраза очень знаменитого тогда поэта Бориса Садовского (о нём - к своему стыду - я тоже впервые узнал из этой книги): "Пьянство есть совокупление астрала нашего существа с музЫкой мироздания." Складно звонил Борис Садовский.
Очень позабавила история о том, как Осип Мандельштам на какой-то пьянке, где присутствовал чекист Яков Блюмкин - довольно известный персонаж - если кто не знает, то поглядите в интернете - вырвал у него из рук и разорвал ордера на расстрел. Эти ордера пьяный Блюмкин подписывал как бы выразиться - от балды, произвольно. А вот чем это закончилось - рекомендую вам узнать самим. Смех сквозь слёзы. Но по прошествии 100 лет - всё-таки забавно.
Очень позабавил рассказ о праздновании поэтом по фамилии Нарбут (тоже только тут и узнал о нём) выхода его сборника стихов "Аллилуйя". Это еще до первой мировой войны. Книгу потом запретили, так как половина слов в стихах была неприличной. Разыскать что ли эти стихи? Цитирую: "Борис Садовский в четвёртом часу утра выпустил все шесть пуль из своего "бульдога" в зеркало, отстреливаясь от "тени Фаддея Булгарина", метр-д'отеля чуть не выбросили в окно - уже раскачали на скатерти -...". Кто не знает кто такой Фаддей Булгарин - поглядите сами. Если кратко - то в СССР писали - реакционный литературный деятель. И написание автором слова метрдотель тоже обратило на себя внимание.
Также вы сможете довольно подробно познакомиться и историей о том, как поэт Леонид Каннегисер застрелил комиссара Урицкого. Автор подаёт это как подвиг. В общем, это и был подвиг. Независимо от убеждений взрослый человек, который идёт на акт терроризма, должен понимать, что последствия будут скорыми. Описывается, что казнь поэт Каннегисер принял очень достойно. Прочтите, не пожалеете. Картинка эпохи. Это был 1918. Ему было 22 года.
Очень много о Гумилёве, о Блоке, о Есенине. О шкафе дома у Блока, в котором вместо книг, стояли бутылки вина "Нюи" елисеевского разлива №22. Работая Блок каждый час выпивал по стакану. Или о знакомстве Есенина с Айседорой Дункан - она, будучи незнакомой с ним, подошла и крепко поцеловала его в губы. А он закатил ей пощёчину. Так и поженились. О деле из-за которого расстреляли Николая Гумилева. Гумилева я читал и мне очень понравилось. Если бы его не расстреляли - сложно сказать какой бы поэтической славы он мог бы достигнуть. В общем, весьма рекомендую - почувствуете хоть немного то время - и страшно, и весело. Страна на переломе. С жизнью было расстаться довольно просто. И серебряный век закончился.
Спасибо, что прочитали. Читайте - прочитанного не отнять. Вряд ли я успею прочесть что-то ещё до нового года. Так что ещё раз спасибо и поздравляю всех с новым 2026 годом. Живы будем - не помрём. Всем исполнения желаний в наступающем году. Ура.