Найти в Дзене

Рационализаторская деятельность и изобретательство в лагерях на строительстве Трансарктической железной дороги

Основными формами производственно-массовой работы официально считались развёртывание трудового соревнования, обмен положительным опытом, развитие рационализаторской и изобретательской деятельности, обучение дефицитным специальностям, пропаганда системы зачётов рабочих дней. ЭТАП НА СЕВЕР 19 апреля 1943 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило проект Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». Указом вводилась новая норма наказания – ссылка «на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет». Для приговорённых к каторжным работам организовывали специальные лагерные отделения при существовавших лагерях. Категории осуждённых к лишению свободы и направленных в ИТЛ, в зависимости от конкретного лагеря, существенно различались. Основной тенденцией в послевоенной карательной политике стало

Основными формами производственно-массовой работы официально считались развёртывание трудового соревнования, обмен положительным опытом, развитие рационализаторской и изобретательской деятельности, обучение дефицитным специальностям, пропаганда системы зачётов рабочих дней.

ЭТАП НА СЕВЕР

19 апреля 1943 г. Политбюро ЦК ВКП(б) утвердило проект Указа Президиума Верховного Совета СССР «О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников». Указом вводилась новая норма наказания – ссылка «на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет». Для приговорённых к каторжным работам организовывали специальные лагерные отделения при существовавших лагерях.

Категории осуждённых к лишению свободы и направленных в ИТЛ, в зависимости от конкретного лагеря, существенно различались. Основной тенденцией в послевоенной карательной политике стало расширение числа заключённых за счёт «бытовиков» – трудоспособных, имеющих квалификацию граждан, пригодных для реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе и в неосвоенных регионах СССР.

Лагерный пункт на трассе железной дороги Чум-Салехард-Игарка
Лагерный пункт на трассе железной дороги Чум-Салехард-Игарка

Наличие среди осуждённых значительного числа бывших фронтовиков, «власовцев», «пособников», работавших в немецких учреждениях на оккупированных территориях, и других категорий заключённых, имевших боевую подготовку, делал эту огромную массу трудно управляемой и непредсказуемой. Руководству ГУЛАГа пришлось вносить существенные коррективы в работу подведомственных учреждений.

Начальник ГУЛАГа, генерал-лейтенант В. Г. Наседкин, в своей лекции для слушателей Высшей школы НКВД СССР от 05.10.1945 г. так сформулировал основные задачи работы КВО–КВЧ ГУЛАГа на послевоенный период:

а) проведение среди заключённых политической работы через организацию бесед, докладов, лекций о политической и хозяйственной жизни страны;

б) организация трудового соревнования среди заключённых, внедрение в производство стахановских методов труда, выращивание отличников, многостаночников и рационализаторов производства;

в) организация обмена опытом работы лучших производственников через печать, производственную наглядную агитацию, слёты и заседания штабов трудового соревнования;

г) оказание помощи производственным аппаратам лагерей и колоний в развёртывании сети школ и курсов массово-технического обучения;

д) повседневная помощь администрации лагеря-колонии и непосредственное участие в вопросах организации быта заключённых;

е) разъяснение заключённым установленных правил режима, трудовой дисциплины и мер поощрения за показатели в работе, в частности широко популяризовать решения о досрочном освобождении и снижении сроков наказания за отличные показатели на производстве и в быту;

ж) борьба с отказчиками, промотчиками, нарушителями трудовой дисциплины и режима;

з) организация культурного отдыха заключённых с обязательным преимущественным культобслуживанием работающих на производстве, использование в этих целях клубов для заключённых, культуголков, культпалаток, организация школ, библиотек, кружков самодеятельности, демонстрация кинокартин;

и) развитие самодеятельности заключённых через вовлечение их в работу различных секций: массово-производственную, культурно-массовую, санитарно-бытовую и другие, работающих под руководством и контролем КВО.

Одним из важных направлений в производственной деятельности лагерей ГУЛАГа, таким образом считалась изобретательская и рационализаторская деятельность.

СРОКА ОГРОМНЫЕ

Инструкция 1947 г. «О режиме содержания заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР» вновь вводит дифференцированную систему отбывания наказания и устанавливает два режима содержания заключённых – общий и особый. В зависимости от тяжести совершенного преступления, имеющегося рецидива и других обстоятельств для осуждённого назначался один из режимов наказания. И хотя условия содержания (нормы выработки, продовольственное и вещевое довольствие, порядок получения посылок и свиданий) были одинаковыми, но для заключённых на особом режиме предусматривалась увеличение численности охраны, повышенная дисциплинарная ответственность за совершение противоправных поступков, приоритетное использование на общих работах и невозможность бесконвойного передвижения.

Изыскатели на трассе будущей дороги Чум-Салехард-Игарка. Фото из архива Центрального музея железнодорожного транспорта
Изыскатели на трассе будущей дороги Чум-Салехард-Игарка. Фото из архива Центрального музея железнодорожного транспорта

Инструкцией «О режиме содержания заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР» вводилась такая поощрительная мера, как перевод заключённых на более мягкие виды режима.

Контингент строителей, задействованный в сооружении дороги Чум–Салехард–Игарка, отличался значительным разнообразием и состоял в своём большинстве отнюдь не из «политзаключённых», как об этом пишут многие публицисты и «исследователи» Строительств 501, 503. В связи с отнесением Обского исправительно-трудового лагеря в составе СУЛЖДС к особо отдалённым его комплектование «производилось за счёт осуждённых на длительные сроки наказания и за особо опасные преступления».

При это на строительстве Трансарктической железной дороги были массово задействованы заключённые, которые отбирались на работу в регион Крайнего Севера фактически по конкурсу, с учетом медицинского состояния, годности к тяжелому физическому труду.

Далеко не все преступления, по которым осуждались участники строительства, можно отнести к «особо опасным». Об этом свидетельствуют официальные документы «Строительства 501» и «Строительства 503». В докладе «О результатах обследования Обского ИТЛ и Строительства № 501 МВД СССР по укреплению режима-изоляции заключённых, бытового, медико-санитарного обслуживания, трудового использования, снабжения и торговли» за 1950 г.указывалось, что в Обском ИТЛ, по состоянию на 1 января 1951 г. содержалось 41718 заключённых (в т.ч. 4716 женщин). Из них за «контрреволюционные преступления» осуждены 7534 человек, то есть около 18% от списочного состава.

В «Докладной записке о состоянии Обского ИТЛ и Строительства № 501 МВД СССР» отмечается, что на 1 января 1952 г. в лагере содержалось 13 449 чел. (из них 1929 женщин). Из общего числа заключённых в лагере за «контрреволюционные преступления» осуждены 3532 человека. В общей доле лагерников это составляет 26% от всего контингента заключённых.

Судя по «Отчёту спецотдела Северного управления ИТЛ и Строительства 503» на 1 июля 1950 г. из 28 772 заключённых «восточного» участка Трансарктической дороги (Енисейский ИТЛ) по всем пунктам ст. 58 «Контрреволюционные преступления» были осуждены 2841 человек. За бандитизм – 538 заключенных, за имущественные преступления – 1775, за прочие преступления – 6823, по Указу от 04.06.1947 г. – 16 797 человек.

В «Докладной записке о состоянии лагеря Строительства № 503 МВД СССР», датированной 1 июня 1951 г., приводятся схожие данные. Основной процент осуждённых лишили свободы на основании Указа Верховного Совета СССР от 4. 06. 1947 г. "Об уголовной ответственности за хищение государственного и общественного имущества". Из общей численности лагеря, состоявшей на этот момент в 26 837 заключённых, «указников» было 16 610. По статье «Измена Родине» – 2 300, «Террор» – 13, «Воинские преступления» – 1001 человек, «Хулиганство» – 1054, «Антисоветская агитация» – 544, «Участие в антисоветских заговорах» – 82, «Повстанчество, политбандитизм» – 33, «Члены семей изменников Родине» – 26, «Прочие контрреволюционные преступления» – 41 человек.

Если не учитывать осуждённых по 58 ст. ч. 1б, 1а, и 58 ст. ч. 6, 8 УК РСФСР («Измена Родине», «Террор» и «Диверсии»), то по остальным частям 58 «контрреволюционной» статьи в Енисейском ИТЛ на 1 января 1951 г. находилось около 3% осуждённых, то есть абсолютно наименьшая часть. Если в состав «политзаключённых» включать террористов, диверсантов, «власовцев», шпионов и изменников Родины, то их в Енисейском ИТЛ находилось до 10 %, а в Обском ИТЛ – от 18% до 26% (в разные годы) от общего количества осуждённых по другим статьям УК РСФСР.

Ледовая переправа через Обь, в районе города Лабытнанги. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации
Ледовая переправа через Обь, в районе города Лабытнанги. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации

Согласно ведомственной директиве, контингент лагерей Северного управления лагерей железнодорожного строительства формировался через медкомиссии из людей, пригодных к работе в тяжёлых, экстремальных природно-климатических условиях, а в виду длительности строительства, предпочтительно, с большими сроками лишения свободы.

В Енисейском ИТЛ на 1 июля 1950 г. из 28 772 заключённых, согласно «Отчёту спецотдела Северного управления ИТЛ и Строительства 503» на срок до 3 лет были осуждены 1700 человек, от 3 до 5 лет – 6452, 5–10 лет – 15 601, от 10 до 15 лет – 2382, от 15 до 20 лет – 1042, свыше 20 лет – 1595 человек. По категориям трудового использования в процентном отношении от общего количества заключённых в лагерях находились следующие контингенты: группа «А» (тяжёлый физический труд) – 73%, «Б» (лагерная обслуга и работающие на лагерных хозяйственных работах) – 6,6%, «В» (освобождённые от работы) – 7,4%, «Г» (не использованные на работах по разным причинам) – 9,3%.

РАЦПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИВЕТСВУЮТСЯ

Раздел XIVИнструкции 1947 г. «О режиме содержания заключённых в исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР» – «Культурно-воспитательная работа» – сформулировал три основные направления деятельности сотрудников КВО–КВЧ в лагере: политико-идеологическая (агитационно-массовая) работа (доклады, лекции, беседы, читка газет и журналов), производственно-массовая работа (трудовое соревнование, рационализаторская деятельность, внедрение стахановских методов труда, повышение производительности труда) и организация досуга лагерного контингента (художественная самодеятельность, киносеансы, театральные постановки, спорт).

«Инструкция…» вновь, как и во времена строительства Беломорско-Балтийского канала и канала Москва–Волга, разрешала осуждённым «в свободное от работы время» заниматься литературными трудами и искусством под контролем администрации. Произведения заключённых, предназначенные для художественной самодеятельности в ИТЛ, могли публиковаться в печатных изданиях. Картины, скульптуры и другие произведения предназначались для использования в оформлении клубов, столовых и бараков заключённых. Научно-технические работы, изобретения и рационализаторские предложения подлежали передаче в Бюро изобретательства лагеря. При освобождении, с санкции оперативно-чекистских отделов, заключённым разрешалось выдавать музыкальные и другие работы, за исключением произведений, отражающих жизнь, быт, производственную деятельность и другие секретные сведения о лагерных подразделениях.

Рационализаторская деятельность в лагерях неизменно получала положительную оценку руководства и пропагандировалась в изданиях Трансарктической железной дороги. Так в газете «За полярную магистраль» № 90 (608) за 24 августа 1947 г. была опубликована заметка под заголовком «Нужна помощь отделов Управления». В публикации речь идёт о рационализаторской и изобретательской работе центрально-ремонтных мастерских (ЦРМ), помощь в организации которой должны оказать «отделы Управления». Речь идёт о Северном управлении лагерей железнодорожного строительства, к руководству которого и апеллирует автор заметки.

Поощрялось вовлечение заключённых в процесс технического творчества - создавались условия для рационализаторской и изобретательской деятельности, с материальным вознаграждением отличившихся. Эти меры находили в среде заключенных позитивный отклик, хотя и не получили действительно широкого распространения.

В результате проведенной работы, как подчеркивается в докладе о работе культурно-воспитательного отдела Северного управления лагерей железнодорожного строительства за второе полугодие 1948 г., «поступило много рационализаторских предложений, улучшающих условия труда, изменяющих процессы и технологию производства работ». Всего, отмечалось в докладе, «заключённые внесли 516 рацпредложений, из них внедрено 348, экономический эффект составил 2 миллиона 287 тысяч рублей».

Разгрузка шпал с открытой платформы на участке Салехард-Надым. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации
Разгрузка шпал с открытой платформы на участке Салехард-Надым. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации

Таким образом, директивное указание МВД о развертывании рационализаторской деятельности не только нашло свое реальное воплощение в текущей деятельности исправительно-трудовых лагерей в составе Северного управления лагерей железнодорожного строительства, но и наряду с вовлечением в производственно-воспитательный процесс тысяч заключённых, ещё и принесло экономию затрат строительства. По крайней мере, так утверждается в официальной отчетности Северного управления лагерей железнодорожного строительства. В отчетности в центральный аппарат ГУЛАГа и ГУЛЖДС была поставлена еще одна галочка, со знаком «плюс».

ОБЪЯВИТЬ ЛАГЕРНЫЙ КОНКУРС!

Трудовое соревнование по замыслу организаторов проекта обеспечивало ключевые показатели строительства: «повышение производительности труда, досрочное и качественное выполнение месячных, квартальных производственных планов, укрепление трудовой дисциплины и соблюдение лагерного режима, улучшение рационализаторской и изобретательской работы».

Рационализаторство было одним из «коньков» в работе культурно-воспитательного отдела «Строительства 503» (Енисейский исправительно-трудовой лагерь Северного управления лагерей железнодорожного строительства).

О масштабах этого движения руководство культурно-воспитательного отдела Енисейского исправительно-трудового лагеря высказывалось с особым воодушевлением: «С 10 апреля по 1 июля 1952 года на строительстве проводился конкурс на лучшее разрешение отдельных вопросов строительства, направленных на улучшение производственных процессов, повышение производительности труда и снижение себестоимости строительных работ. За период конкурса было подано заключёнными технических усовершенствований – 3, из них внедрено – 2, рационализаторских предложений – 54, из них внедрено – 20. Условно годовой экономический эффект 163 тысячи рублей. Наиболее ценными предложениями являются предложения Картоножкина А. А. рождения 1922 года, осуждённого по ст. 54-1а УССР сроком на 15 лет, и Мариупольского Д. М. рождения 1911 года, осуждённого по ст. 2 указа от 4.6.1947 года сроком на 20 лет – ограждение пилы шпалорезки, упрощённая лебёдка, элеватор для подъёма леса из воды на берег – экономический эффект условно – 60 тысяч рублей», – отмечается в отчёте культурно-воспитательного Енисейского исправительно-трудового лагеря за первое полугодие 1952 года.

Учитывая реалии эпохи, когда ни один процесс не обходился без констатации имеющихся трудностей, критики и самокритики, руководители культурно-воспитательных подразделений достаточно откровенно информировали вышестоящие органы о проблемах и упущениях в производственно-массовой работе, тем самым фактически признаваясь в её недостаточной эффективности.

«Штабы трудового соревнования лагерных пунктов строили работу односторонне, прежде всего, занимались только подведением итогов трудового соревнования, а чтобы вплотную заниматься организацией трудового соревнования, вопросами организации труда, рационализацией и изобретательством – это в практике работы штабов отсутствовало», – констатировал в своём отчёте за первое полугодие 1952 г. подполковник Егоров, начальник культурно-воспитательного отдела Обского исправительно-трудового лагеря (г. Салехард).

Город Салехард зимой 1940-1950гг.. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации
Город Салехард зимой 1940-1950гг.. Фото из фондов Государственного архива Российской Федерации

Снижение темпов строительства, наметившееся в первые месяцы 1952 г., заставило лагерное руководство рапортовать не только о количественных показателях своей работы, но и о качественном улучшении производственной деятельности. Наряду с широко развернувшимся трудовым соревнованием (в основном в отчетах, на бумаге) существенный импульс (зафиксированном в первую очередь в обязательной отчетности) получает в эти годы рационализаторская деятельность заключённых. За первый квартал 1952 г. по всему Северному управлению поступило 21 рационализаторское предложение, из них реализовано было – 11, предполагаемая экономия при реализации рацпредложения достигнет по расчётам экономистов 200 тыс. руб.

Оценивая работу лагерной администрации по обеспечению производственной деятельности Северного управления лагерей железнодорожного строительства, стоит сказать и о реальных условиях, в которых проходил трудовой процесс в арктических широтах на территории возведения магистрали. В отчёте культурно-воспитательного отдела Северного управления лагерей железнодорожного строительства за второе полугодие 1948 г. приводится такой пример: «Бригады Новикова и Маркобаева без смены по 7–8 суток находились на лихтере по разгрузке угля, технических и продовольственных грузов. Бригада Новикова по пояс в холодной воде работала на расплотовке плотоматки и устройству бона». Дело происходило на полуострове Ямал, за северным полярным кругом, в районе посёлка Новый порт.

Реальный хозяин полуострова Ямал
Реальный хозяин полуострова Ямал

И, к сожалению, никакие рационализаторские предложения не помогли заключенным из бригад граждан Новикова и Маркобаева как-то облегчить их адский труд по разгрузке баржи в поселке Новый порт в ледяной воде. Делать это приходилось простым зека в телогрейках и по пояс в акватории Обской губы. И если бы в тот момент фотоаппарат зафиксировал этот производственный процесс, то такая фотография была бы лучшей иллюстрацией «массового» движения за развитие рационализаторства и изобретательства в лагерях на строительстве Трансарктической железной дороги Чум-Салехард-Игарка.