Найти в Дзене

Усадьба Рукавишниковых: символ нижегородской купеческой жизни

Нижегородская губерния по праву считалась одним из центров русского купечества. Город, расположенный на слиянии Волги и Оки, был важнейшим торговым узлом и сердцем знаменитой Нижегородской ярмарки, куда стекались товары и купцы со всего мира. Такое положение создавало уникальные условия для развития купеческого дела и формирования влиятельных торговых династий.
Одной из ключевых особенностей
Оглавление

Нижегородская губерния по праву считалась одним из центров русского купечества. Город, расположенный на слиянии Волги и Оки, был важнейшим торговым узлом и сердцем знаменитой Нижегородской ярмарки, куда стекались товары и купцы со всего мира. Такое положение создавало уникальные условия для развития купеческого дела и формирования влиятельных торговых династий.

Главное здание Нижегородской ярмарки, XIX век
Главное здание Нижегородской ярмарки, XIX век

Одной из ключевых особенностей купечества, отличавших его от других сословий, была относительная открытость. Купцом мог стать любой, кто сумел накопить необходимый капитал и проявить предпринимательскую хватку. Именно поэтому биографии родоначальников многих купеческих династий нередко начинались с истории крестьянина, сумевшего выбраться из бедности.

-2

Так начинается история одной из самых влиятельных династий Нижнего Новгорода — Рукавишниковых. Купцы, банкиры, владельцы «заводов, газет и пароходов», меценаты, они во многом сформировали облик исторического центра города и прочно вписали свои имена в его историю.

Из крестьян в миллионеры

Основателем нижегородской купеческой династии Рукавишниковых был Григорий Михайлович Рукавишников, родившийся в 1788 году. По происхождению крестьянин, он приехал в Нижний Новгород из Семеновского уезда после переноса сюда Макарьевской ярмарки, в 1817 году. Почти сразу Рукавишников приобрел три лавки в Железном ряду, а уже через несколько лет владел шестью, положив начало стремительному росту семейного дела.

Успех предприятия позволил сыну основателя династии, Михаилу Григорьевичу Рукавишникову, на протяжении сорока лет стоявшему во главе семейного дела, значительно расширить масштабы производства. К середине XIX века на заводах Рукавишниковых выпускалась высококачественная сталь, которая поставлялась в Петербург, Ярославль, Москву, Закавказье и даже в Персию, а также продавалась на Нижегородской ярмарке.

К 1842 году Михаил Григорьевич стал купцом первой гильдии, получил звание мануфактур советника и потомственного почетного гражданина Нижнего Новгорода. При нем семейное дело окончательно превратилось в крупное промышленное и торговое предприятие, а фамилия Рукавишниковых закрепилась среди наиболее влиятельных купеческих домов города.

Усадьба Рукавишниковых. Фото: Андрей Орехов
Усадьба Рукавишниковых. Фото: Андрей Орехов

В 1868 году Михаил Григорьевич Рукавишников за четыре тысячи рублей приобрел двухэтажный дом на набережной, принадлежавший купцу третьей гильдии Везломцеву.

После смерти Михаила Григорьевича, прозванного «железным стариком» — так называл его сын Иван Михайлович в книге «Проклятый род», — семье осталось огромное состояние. Наследство было разделено между женой, семью сыновьями и двумя дочерьми.

Сергей Михайлович Рукавишников
Сергей Михайлович Рукавишников

Если Иван Михайлович взял на себя управление семейной фирмой, то Сергей Михайлович решил сосредоточиться на создании нового семейного дома, перестроив здание, приобретенное отцом в 1868 году.

Усадьба Рукавишниковых. Фото автора.
Усадьба Рукавишниковых. Фото автора.

Над строительством роскошного особняка, равного которому в городе не было и нет до сих пор, работали нижегородский губернский архитектор Роберт Яковлевич Килевейн и молодой московский зодчий Петр Самойлович Бойцов.

Особняк Рукавишниковых, как символ купеческой жизни

Дом Макаров, будущий дом его, велик и прекрасен. Тысяча каменщиков будут строить его. Чертежи‑планы из Москвы и из Петербурга. И будет дом — дворец. И во дворце сто комнат. И зала в два света. И лестница‑мрамор — какого нет нигде. И будет дворец тот стоить ровно миллион. Так нужно. Велик и чудесен Макаров дворец. Пусть весь город ахает. Пусть со всей Волги полюбоваться съезжаются. Где стоять дворцу тому? Не в улице же узкой, где дома по обе стороны. Давно решил, что здесь, на набережной
— из романа «Проклятый род»
Усадьба Рукавишниковых. Фото автора.
Усадьба Рукавишниковых. Фото автора.

Строительство особняка началось в 1875 году и завершилось уже в 1877-м, хотя отделочные работы в ряде помещений продолжались как минимум еще два года.

Усадьба Рукавишниковых на открытке конца XIX века
Усадьба Рукавишниковых на открытке конца XIX века

Мастера сохранили часть конструкций, унаследованных от дома Везломцева, органично встроив их в объем нового трехэтажного особняка. Главный корпус дополнили флигель, служебный и конюшенный корпуса, а также изящная ограда, завершившая ансамбль и подчеркнувшая его статусность.

Усадьба Рукавишниковых. Фото автора.
Усадьба Рукавишниковых. Фото автора.

В качестве архитектурного стиля была выбрана эклектика, что точно соответствовало вкусу богатых купцов тех лет — собрать всё самое роскошное вместе.

А как же жили купцы?

Жили они с подлинной страстью к богатству и демонстрации статуса. Усадьба Рукавишниковых вобрала в себя все, что в то время считалось модным и престижным. Лепнина и золото, мрамор и расписные потолки, огромный бальный зал и грандиозная парадная лестница, отдельные лестницы для прислуги, мебель из лучших пород дерева, люстры внушительных размеров — все это формировало образ купеческой роскоши.

-9

В главном доме усадьбы насчитывалось около пятидесяти комнат. Помимо него в ансамбль входили флигель, служебный и конюшенный корпуса, а также кирпичная ограда с воротами, замыкавшая пространство усадьбы и подчеркивавшая ее статус как самостоятельного мира купеческой жизни.

Кабинет Сергея Михайловича Рукавишникова - самый эффехтный за первого этажа. Фото автора
Кабинет Сергея Михайловича Рукавишникова - самый эффехтный за первого этажа. Фото автора

Внутреннее убранство особняка Рукавишниковых ничуть не уступало его внешнему облику. Доподлинно неизвестно, кто именно занимался общим декором интерьеров, однако потолочные росписи выполнил московский художник Фома Торопов. Одним из самых роскошных помещений в доме был хозяйский кабинет с черным мраморным камином, львиными маскаронами на стенах и встроенным в стену сейфом в человеческий рост. Эта комната служила личным «царством» Сергея Рукавишникова.

Лепнина в Голубой гостиной. Фото автора
Лепнина в Голубой гостиной. Фото автора

Семейные вечера проходили в Голубой гостиной, украшенной лепниной и росписью. Здесь располагались шкафы горки, в которых хозяева хранили сервизы, вазы и шкатулки.

Танцевальный зал. Фото автора
Танцевальный зал. Фото автора

Самым просторным помещением особняка был танцевальный зал, потолок которого украшало изображение голубого неба с парящими ласточками. Сегодня в этом зале находится крупнейшее цельное зеркало в Нижнем Новгороде, усиливающее ощущение света и простора.

Усадьба Рукавишниковых сегодня

После 1917 года особняк Рукавишниковых был национализирован. Поначалу ему повезло больше, чем многим другим купеческим домам: благодаря усилиям сыновей Сергея Рукавишникова здание почти сразу передали под краеведческий музей. В 1950-х годах особняк вошел в состав Нижегородского (тогда — Горьковского) историко-архитектурного музея-заповедника, что позволило сохранить его как памятник архитектуры и культуры для будущих поколений.

-13

К 1990-м годам здание окончательно обветшало и было признано аварийным. Нижний Новгород рисковал лишиться выдающегося архитектурного памятника, но особняк удалось спасти. В ходе масштабных реставрационных работ были восстановлены фасады и интерьеры, и в 2010 году здесь открылся музей, открывший свои двери для посетителей.

-14

Экспозиция музея через интерьеры, мебель, предметы быта и декоративно-прикладное искусство рассказывает о жизни в купеческом городе XIX века. Посетители могут увидеть, как жили, работали и отдыхали нижегородские купцы, погрузиться в атмосферу богатства и роскоши, а также оценить художественные и технические достижения того времени.